Управление собственным капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность и основные характеристики понятия «собственный капитал» и «управление собственным капиталом»;
определить основные источники формирования собственного капитала;
выявить задачи и функции управления собственным капиталом;
рассмотреть существующие методы оценки собственного капитала;
оценить методы управления собственным капиталом;
выявить количественные характеристики оценки собственных средств;
рассмотреть политику распределения прибыли;
рассчитать эффективность использования собственных средств предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…...3
1. Теоретические аспекты управления собственным капиталом предприятия……………………………………………………………………….…...7
2. Экономическая и финансовая характеристика ООО «Молоко» город Курск………………………………………………………………………….…..29
3. Анализ и оценка уровня и динамики собственного капитала предприятия, источников его формирования…………………………………….…46
4. Совершенствование управления собственным капиталом предприятия……………………………………………………………………………….51
Выводы и предложения…………………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту Управление собственным капиталом.docx

— 203.94 Кб (Скачать)

6. Оптимизация соотношения  внутренних и внешних источников  формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

  • обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;
  • обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.

Управление собственным  капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами.

Финансовый рычаг («финансовый  леверидж») - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между  экономической рентабельностью и «ценой» заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).

Иными словами, предприятие  должно изначально наработать такую  экономическую рентабельность, чтобы  средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

Для расчета эффекта финансового  рычага можно применять следующую формулу[14,с.126]:

ЭФР = (Рк - Рзк) х ЗС / СК,   (1)

где, Рк - рентабельность совокупного капитала (отношение суммы чистой прибыли и цены, уплаченной за заёмные средства и сумме капитала);     

       Рзк - рентабельность заёмного капитала (отношение цены, уплаченной за заёмные средства к сумме заёмных средств);

        ЗК - заёмный капитал (среднее значение за период);

       СК - собственный капитал (среднее значение за период).

Таким образом, эффект финансового  рычага определяет границу экономической целесообразности привлечения заёмных средств.

Высокое положительное значение ЭФР показателя свидетельствует  о том, что предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.

И, в завершении первой части  курсовой работы остановимся на функциях управления собственным капиталом предприятия.

К основным функциям управления собственным капиталом можно  отнести:

Защитную функцию. Собственный капитал позволяет сохранять платежеспособность предприятия путем создания резерва активов, позволяющих предприятию функционировать, несмотря на угрозу появления убытков. При этом, однако, предполагается, что большая часть убытков покрывается не за счет капитала, а текущих доходов предприятия. Капитал играет роль своеобразной защитной «подушки» и позволяет предприятию продолжать деятельность в случае возникновения крупных непредвиденных потерь или расходов. Для финансирования подобных затрат существуют различные резервные фонды, включаемые в собственный капитал.

Оперативную функцию. Она имеет второстепенное значение по сравнению с защитной. Она включает ассигнование собственных средств на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансового резерва на случай непредвиденных убытков. Этот источник финансовых ресурсов незаменим на начальных этапах деятельности предприятия, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов. На последующих этапах развития предприятия роль собственного капитала не менее важна, часть этих средств вкладывается в долгосрочные активы, в создание различных резервов. Хотя основным источником покрытия затрат на расширение операций служит накапливаемая прибыль, предприятия часто прибегают к новым выпускам акций или долгосрочных займов при проведении мероприятий структурного характера – открытии филиалов, слияниях.

Регулирующую функцию. Она  связана с особой заинтересованностью  общества в успешном функционировании предприятий.

Названные функции собственного капитала показывают, что собственный капитал – основа коммерческой деятельности любого предприятия. Он обеспечивает его самостоятельность и гарантирует его финансовую устойчивость, являясь источником сглаживания негативных последствий различных рисков, которые несет предприятие.

Повышение эффективности  управления собственным капиталом  стимулируется с одной стороны стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании и росту благосостояния ее собственников, с другой стороны - зависимостью компании от внешнего экономического окружения, оценивающего ее деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткая финансово - экономическая характеристика ООО «Молоко»

 

 

            Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. И это не случайно. Еще в древности люди научились ценить питательные и целебные свойства молока, называя его «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».

Молоко занимает исключительное место среди продуктов животного  происхождения. Являясь источником полезных веществ широкого спектра  действия в рационе человека, оно  хорошо переваривается и легко усваивается организмом. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.

 Наряду с животным  жиром в цельномолочных продуктах  содержится более 100 жизненно  важных компонентов, таких как  аминокислоты, жирные кислоты, молочный  сахар, минеральные вещества, ферменты, витамины и ряд других. Однако  наибольшую ценность в молоке  представляет белок.

Учитывая высокую питательную  ценность молочных продуктов, их потребление  должно быть достаточным, как относительно норм рационального питания, так и разнообразного выбора товара.

ООО «Молоко» расположено  в г. Курске с населением около 500 тыс человек, являющемся областным  центром Центрально-Черноземного региона  Российской Федерации и расположенном  в 500 километрах юго-западнее г. Москвы.

Юридический адрес предприятия: 305025 г. Курск  ул. 1-я Строительная д.9

Курский городской молочный завод Курского треста «Маслопром»  был введен в эксплуатацию в феврале 1943 года по адресу г. Курск ул. Большевиков, где располагался до октября 1964 года. В состав молочного завода входили 2 низовых маслозавода: Ленинский маслозавод (пос. Прямицыно) и Бесединский маслозавод (пос. Беседино), которые специализировались на производстве масла, сливок и мягких сыров, а также  сепараторные пункты в Курском и Октябрьском районах по сбору и первичной обработке молока, производству сливок.

В 1964 году приказом №137 от 20.10.1964 года по Курскому управлению по заготовкам и переработке молока «Росмолоко» был введен в эксплуатацию новый молочный комбинат по адресу г. Курск ул. Строительная  дом 1.

Производственные и административный корпуса гормолкомбината расположены  на площади 4,6 га.

К предприятию имеются  автомобильные и железнодорожные  подъезды.

Проектная мощность введенного в эксплуатацию предприятия составляла 123тн. в сутки.

С 1970 года предприятие являлось ведущим в молочной отрасли в  Курской области, перерабатывая  до 100 тыс. тн. молока в год.

С 1988 года  на комбинате  была проведена поэтапная реконструкция  производственных мощностей, в ходе которой были осуществлены:

  • полная замена оборудования по розливу продукции в стеклянные бутылки;
  • установлены 6 автоматов по розливу продукции в полиэтиленовую пленку;
  • частичная замена технологического оборудования;
  • реконструкция компрессорного цеха с установкой нового оборудования, строительством градирни, насосных установок, прокладкой новых коммуникаций;
  • строительство складских помещений и бытового корпуса.

Предприятие располагает  необходимыми производственными площадями, оборудованием, развитой инфраструктурой и укомплектовано высококвалифицированным  персоналом.                                                                                  

 Ценовая политика на  молочную продукцию под  торговой  маркой «Курское поле» складывается  исходя из маркетинговых исследований  и мониторинга цен на прилавках Курска и области. Отпускные цены на момент запуска были  сформированы в соответствии с ценами главного конкурета  Суджанского маслодельного комбината ( место расположения г. Суджа, Курской обл. ), так как его продукция являлась лидирующей на прилавках города и области, а торговая марка «Курское поле» новая и зарегистрирована за  ООО «Молоко» в декабре 2005 года. Базовый прайс-лист отпускных цен начал действовать с 13 марта 2006 года и действует по настоящее время.

На сегодняшний день на прилавках города представлена продукция  восьми производителей Курской области  и более десяти производителей близлежащих  регионов Белгорода и Белгородской области, Воронежа,  Орла, Москвы и  Московской области.

Еженедельно проводится мониторинг цен на цельномолочную продукцию, постоянно проводятся дегустации и промакции в торговой сети Курска и области, продукция ООО «Молоко» представляется на  всех ярмарках и конкурсах и уже  завоевывала призовые места как за новые виды, так и за качество выпускаемой продукции.

Ежедекадно проводится мониторинг цен на  СОМ,  твердые сыры, масло Крестьянское, а также отраслевые обзоры по новым видам продукции, современному оборудованию и технологиям.

В таблице 1 представлены основные показатели, характеризующие производственные ресурсы предприятия.

Из данных таблицы видно, что с 2007 г. по 2009 г. произошли значительные изменения. 

Среднегодовая численность  работников увеличилась на 9 человек. Это обусловлено механизацией производства, которая сократила долю ручного  труда.

 

 

Таблица 1 – Производственные ресурсы предприятия

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 2009 г. от 2007 г., (+, -)

2009 г. в % к 2007 г.

Денежная выручка, тыс.руб.

272359

237090

283843

+11484

104,23

Среднегодовая численность  работников, чел.

192

201

201

+9

104,68

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб.

61230,5

77939,5

90356

+29125,5

1,5 раз

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс. руб.

210604,5

152576

104211

-106393,5

49,48


 

За исследуемый период произошло увеличение стоимости  основных производственных фондов на в 1,5 раза что в денежном выражении  составило 32 105 тыс. руб.,  главным образом из-за увеличения стоимости машин и оборудования в 2 раза. Что касается прибыли от продаж и чистой прибыли, то в 2009 г. также наметился значительный рост по этим показателям, при чем чистая прибыль возросла практически в 1,5  раза. Данная тенденция свидетельствует о росте производства продукции на предприятии.

С целью определения специализации  хозяйства в таблице 2 рассмотрим состав и структуру денежной выручки  ООО «Молоко».

Анализируя данные таблицы, можно сказать, что наибольший удельный вес в структуре денежной выручки в 2009 г. принадлежит продаже цельномолочной продукции, доля которой равна 58,5%. Это прежде всего связано с тем, что молоко занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно хорошо переваривается и легко усваивается организмом. Потребление цельномолочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить.

Таблица 2 – Размер и структура  денежной выручки от реализации продукции

Информация о работе Управление собственным капиталом