Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:12, курсовая работа
Мною была поставлена цель проанализировать управление организацией розничной продажи товаров на примере ООО «Оберон», одного из магазинов сети ООО «Самбери».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: дать понятие розничной торговле, классифицировать методы розничной продажи товаров, обозначить тенденции развития розничной торговли, определить влияние планировочного решения магазина и принципов выкладки товаров на эффективность продаж, проанализировать методы стимулирования сбыта, применяемые магазином.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Организация розничной продажи товаров 4
1.1 Розничная торговля 4
1.2 Особенности функционирования розничной торговли 6
1.3 Методы розничной продажи товаров 14
1.4 Тенденции и перспективы развития розничной торговли 19
2 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Оберон» 20
2.1 Общая характеристика ООО «Оберон» 20
3 Управление розничной продажи товаров 25
3.1 Анализ планировочного решения магазина и его влияние на выбор метода продажи товаров 25
3.2 Принципы выкладки и размещения товаров в торговом зале 29
3.3 Методы стимулирования сбыта товаров, расчет их эффективности 31
3.4 Пути повышения эффективности розничной продажи и организации обслуживания покупателей 35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
- издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
-
рассматривает текущие и
-
обеспечивает выполнение
- утверждает правила, процедуры и другие внутренне документы;
-
определяет организационную
- распоряжается имуществом;
- открывает расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях, заключает договоры и совершает иные сделки;
- утверждает договорные тарифы на услуги и цены на продукцию;
- организует бухгалтерский учет и отчетность;
- принимает решения по другим вопросам, связанным с текущей деятельностью ООО «Оберон».
Менеджер службы предотвращения внештатных ситуаций осуществляет наблюдение с помощью камер, расположенных в торговом зале. Менеджер следит и за охраной. Предприятие ООО «Оберон» сотрудничает с ЧОП (частное охранное предприятие).
Контроллёр управления осуществляет на предприятии все финансовые операции (приёмка товара, списание и др.).
Выручка
от продажи товаров в первом квартале
составила 311500 тыс.руб., во втором – 309500
тыс. руб. Выручка сократилась на 2000 тыс.руб.
(-0,64%).
3 Управление розничной продажи товаров
3.1 Анализ планировочного
решения магазина и его
Одна из главных задач, решаемых при планировке супермаркета – увеличение торговых площадей при заданной общей площади магазина [2].
Главная цель внутренней планировки – сделать магазин настолько удобным и привлекательным для покупателей, насколько это возможно, и в то же время обеспечить эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборота и прибыли владельца. Следовательно, посредством правильной планировки магазин должен продемонстрировать товар наилучшим образом и добиться:
-
эффективного использования
-
организации логичной
- передвижения покупателей по всему магазину;
- создания привлекательного интерьера, производящего на покупателя благоприятное впечатление;
-
сбалансированности торговли
Магазин ООО «Оберон» расположен в двухэтажном отдельно стоящем здании, т.е. его можно классифицировать по капитальности здания как – капитальное; двухэтажное.
Торговый зал – основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала зависят от его формы и размеров, зон размещения товаров, вида оборудования, применяемого для их выкладки, системы расчетов с покупателями.
Отношение торговой площади к общей площади магазина:
К = Sторг / Sобщ;
где Sторг — торговая площадь; Sобщ — общая площадь. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина[7].
Так если общая, площадь ООО «Оберон» составляет 3328 м2, а торговая площадь - 2120 м2 , то:
К = 2120 / 3328 = 0,637
Таким образом торговая площадь магазина составляет 64% от общей, а неторговая площадь — 36%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется довольно эффективно, так как значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского помещения.
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:
- установочную площадь;
- площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
- площадь контрольно-кассового узла.
Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки товаров, продвижения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.
Об
эффективном использовании
коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле[7]:
Kу = Sу / Sт. з, (2)
где Kу - коэффициент установочной площади;
Sу - установочная площадь магазина, кв. м.;
Sт. з. - площадь торгового зала, кв. м.
Таким образом, зная площадь торгового зала (2120 м2) и установочную площадь (754 м2) вычислим установочную площадь нашего магазина:
Kу = 754 / 2120 = 0,356
Оптимальная величина этого коэффициента находиться в интервале от 0,25 до 0,35. В нашем случае коэффициент установочной площади превышает нормы, а именно площадь занятая торговым оборудованием составляет 36%, а 64% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для товаропотоков. Завышение коэффициента установочной площади может привести к неудобству для покупателей.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь[4].
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент установочной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Kэксп. = Sэксп / Sт. з., (3)
где Kэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп - экспозиционная площадь магазина, кв. м.;
Sт. з. - площадь торгового зала, кв. м.
Таким образом, если в нашем случае площадь торгового зала составляет 2120 м2 , а экспозиционная площадь – 1485,3 м2 ., то:
Kэксп.= 1485,3 /2120 = 0,7
Наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания со смешанным ассортиментом - 0,75-0,82. Значение коэффициента экспозиционной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров[3].
В нашем случае коэффициент экспозиционной площади составил 0,7. Это значит что 70% торгового зала занято выкладкой товаров, то есть под выкладку товаров площадь магазина используется не оптимально.
Однако
одним из существенных недостатков
является то между параллельно
В магазине ООО «Оберон» представлена линейная планировка, которая является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Такая планировка удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте[4].
Количество
кабин кассиров-контролеров
Обеспеченность
кабин кассиров-контролеров=
В
магазине ООО «Оберон» одна кабина
кассира-контролера приходится на 106 м2
торгового зала. Эта цифра ничтожна мала,
так как покупательские потоки в магазине
интенсивные и проходимость магазина
в день составляет 2300 человек.
3.2 Принципы выкладки
и размещения товаров в
Выкладка товаров – это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Это услуга, предназначенная для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений[6].
Между
размещением и выкладкой
В магазине ООО «Оберон» применяется вертикальная выкладка товаров. То есть однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
Товарная выкладка в магазинах самообслуживания осуществляется, как правило, фронтальным способом. Принцип, лежащий в основе фронтальной выкладки, - один образец выставляется в полную величину, остальные (за ним) видны частично или не видны.
Весь товар исследуемого нами магазина обращен лицевой частью упаковки к покупателю, а так же выставлен фронтально. Полки полностью заполнены, опрятны.
В магазине ООО «Оберон» выкладка товаров происходит по следующим принципам:
- товар размещается так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден;
- новые товары выставляются на самых видных местах;
- полки и стеллажи не перегружены товарами;
- товары легко достаются с полки или витрины;
- при выкладке товара используются приёмы дизайна и художественного оформления;
- товар выкладывается этикеткой в сторону покупателя.