Управление рисками в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытие темы управления рисками в организации. Из поставленной цели вытекают конкретные задачи, которые позволяют раскрыть тему курсовой работы. Это: сущность и содержание риска; классификация рисков; методы и способы управления рисками, внутренние и внешние факторы управления рисками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I: Методологические основы управления рисками………………………………………………………………………….4

1.1 Сущность и содержание риска…..………………………………….4-5

1.2 Классификация исков……..…………………………………………6-11

1.3 Методы и способы управления рисками.

Внутренние и внешние факторы управления

рисками……………………………………………………………….12-22

ГЛАВА II: Практические аспекты управления организации

ООО «Тандер»……………………………………………………...23

2.1 Внутреняя среда……………………………………………...............23-32

2.2Внешняя среда..……………………………………………………….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...........35-36

Работа содержит 1 файл

основа менеджмента.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Практика  подтверждает также целесообразность и необходимость разработки специальной инструкции по управлению рисками, в которой регламентировались бы действия отдельных работников и структурных подразделений организации, связанные с возможными рисками.

     Способы управления рисками. Их можно разделить  на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемыми инструментами воздействия; 1) методы предупреждения и ограничения риска и 2) методы возмещения потерь.

     К первому направлению, преследующему  цель снизить уровень риска, можно отнести следующие методы:

     • тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;

     • лимитирование риска – установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением;

     • использование различного рода гарантий и залоговых операций для обеспечения выполнения обязательств должника;

     • Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

     Диверсификация  позволяет избежать часть риска  при распределении капитала между  разнообразными видами деятельности.

     • ориентация на среднюю норму прибыли, так как погоня за более высокой прибылью резко увеличивает риск;

     • применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери.

     Ко  второму направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организации  ущерб, можно отнести следующие  методы:

     • создание специальных страховых или резервных фондов.

     • страхование рисков в страховых организациях. Этот способ предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества, гражданской ответственности и т. п.

     Наиболее  распространенный метод страхования  риска - заключение страхового договора (страхового полиса)6 с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой).

     Можно выделить наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской  деятельностью:

     · страхование имущества предприятия (обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий);

     · страхование отгруженной с предприятия  продукции на период ее перевозки;

     · страхование транспортных средств (предприятие страхует все принадлежащие  ему транспортные средства);

     · компенсационное страхование (предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти);

     · медицинское страхование;

     · страхование вынужденной приостановки работы предприятия.

     Однако  применение этих методов к другим видам деятельности часто не столь  эффективно, так как страховой  риск относится к определенному  объекту вне зависимости от вида деятельности. Например, страхование дома или транспортного средства не учитывает способа использования страхуемого объекта. При оценке же предпринимательского риска менеджера прежде всего интересует не судьба всего объекта, а степень вероятности и размер потенциального ущерба в условиях конкретной сделки и связанных с ней решений.

     Количественная  мера риска может определяться абсолютным или относительным уровнем потерь. В абсолютном выражении риск может  быть определен величиной возможных  потерь в физическом или стоимостном  выражении, в относительном выражении – отношением величины возможных потерь к некоторой базе, например, капиталу, суммарным издержкам или прибыли. Задача, однако, осложняется тем, что на практике при реализации конкретного управленческого решения, как правило, приходится учитывать не один, а несколько видов рисков. В связи с этим общий уровень комплексного риска R определяется суммой частных рисков r. R=∑ ri / i.

     Частный риск при этом может быть определен  путем увеличения или уменьшения некоторого нормативно-заданного минимального уровня соответствующего вида риска (r). В этом случае R=∑*(ri0±α).

     Важно иметь возможность количественно  оценить степень риска, ведущего к банкротству. С этой целью рассчитывается коэффициент риска, представляющий соотношение максимально возможного объема убытков и объема собственных средств инвестора.

     Кр=У/С,

где Кр – коэффициент риска; У – максимально возможная сумма убытков; С – сумма собственных средств.

     Эмпирические  исследования показывают, что оптимальный  коэффициент риска составляет 0,3, а критический – 0,7.

     Каждый  из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков.

     Конкретные  методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.

     Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта.

     Этот  план должен включать: результаты идентификации  всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска  в каждой области; результаты рейтинговой  оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

     Управление  рисками как научная и профессиональная специализация – весьма сложная  область менеджмента, так как  находится на стыке различных  отраслей знаний и требует навыков  использования методов математического моделирования, прогнозирования, применения элементов стратегического, финансового и инвестиционного менеджмента, знания специфики страховой деятельности и биржевой торговли.

     Управление  рисками – сравнительно новая  и динамично развивающаяся сфера профессиональной деятельности современного менеджмента.7 Поэтому очень важно правильно оценивать анализировать и управлять рисками в современной организации.

     Внешние и внутренние факторы системы  управления рисками.

     Внешними  факторами системы управления риском являются: нормативная база в сфере  регулирования риска (нормативы, методики, рекомендации, стандарты бухгалтерского учета и т.п.); макроэкономические факторы; зарубежный опыт управления риском.

     Наиболее  характерными чертами внешней среды  является динамичность многообразие и  интегрированность.

     Динамичность  предполагает быструю изменчивость внешней среды. Задача - создавать  адаптивные системы управления риском, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней.

     Следующая характерная черта внешней среды - многообразие.

     Современная организация взаимодействует с  огромным числом различных объектов - акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком, органами власти, конкурентами и т.д. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны между собой множеством нитей - экономических, информационных, политических, административных, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда интегрирована.

     Следовательно, изменение взаимодействия организации  с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений  и с остальными.

     Внутренние  факторы системы управления риском включают:

специфику деятельности организации, его политику, стратегию и тактику, организационную структуру, квалификацию персонала.

     Основными чертами внутренней среды являются:

- стремление  к выживанию;

- постоянное  изменение;

- развитие, направленное на приспособление к внешней среде;

- совершенствование;

- наличие целостности, единого предназначения для всех элементов.

     Как система управления, управление риском предполагает осуществление ряда процессов  и действий, которые представляют собой элементы системы управления риском.

     К ним можно отнести:

- идентификацию и локализацию риска;

- анализ и оценку риска;

- способы минимизации и предотвращения риска;

  мониторинг рисковых позиций.

     Следует отметить, что сбор и обработка  информации является важным этапом процесса управления независимо от его конкретного содержания. В процессе управления риском к полноте и качеству информации предъявляются особые требования, так как отсутствие полной информации является одним из существенных факторов риска, и принятие решения в условиях неполной информации служит источником дополнительных финансовых потерь.

     По  мере перехода от одного этапа к  другому при необходимости может  уточняться потребность в дополнительной информации, осуществляться ее сбор и  обработка.

     Особую  роль играет информация в процессе качественного и количественного анализа риска.

     Качественный  анализ предполагает: выявление источников и причин риска, этапов и работ, при  выполнении которых возникает риск, т.е. установление потенциальных зон  риска, идентификацию всех возможных  рисков, выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

     Результаты  качественного анализа служат важной исходной информацией для осуществления  количественного анализа.

     Количественный  анализ предполагает численное определение отдельных рисков и общего риска. На этом этапе определяется вероятность наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется также допустимый уровень риска.

     В результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе - меры предотвращения и уменьшения риска.

     Меры  по устранению и минимизации риска  включают следующие этапы:

- оценку приемлемости полученного уровня риска;

- оценку возможности снижения риска или его увеличения (в случае, когда полученные значения риска значительно ниже допустимого, а увеличение степени риска обеспечит повышение ожидаемой отдачи);

- выбор методов снижения (увеличения) рисков;

- оценку целесообразности и выбор вариантов снижения (увеличения) рисков.

     После выбора определенного набора мер  по устранению и минимизации риска следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. Если мер недостаточно целесообразно отказаться от реализации проекта (избежать риска).

     Характер  и содержание перечисленных этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление рисками в организации