Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – изучить и исследовать понятия трудового коллектива и процесс управления ресурсами социального развития трудового коллектива на примере ОАО «Ессентукихлеб».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «трудовой коллектив», а так же его особенности.
2. Провести анализа финансового состояния предприятия.
3. Рассмотреть основные этапы формирования трудового коллектива.
4. Дать характеристику морально-психологическому климату в трудовом коллективе.
5. Рассмотреть основные методы сплочения трудового коллектива.
Введение …………………………………………………..…………...………….3
Глава 1. Понятие трудового коллектива ……………………….....…………….6
Определение трудового коллектива. Его виды …………............……….6
Психологический аспект эффективной работы трудового коллектива. Управление трудовыми ресурсами ………………………………………...…....9
1.3 Управление ресурсами трудового коллектива. Служба подбора персонала…………………………………………… …………………….…..…10
Глава 2. Анализ персонала на предприятии ОАО «Ессентукихлеб» ………18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ессентукихлеб»……………………………..………………..………………....18
2.2 Трудовой коллектив на ОАО «Ессентукихлеб» ………………..………....20
Глава 3. Совершенствование ресурсов социального развития трудового коллектива на примере ОАО «Ессентукихлеб»……………………………….29
3.1 Имеющиеся принципы формирования трудового коллектива ОАО «Ессентукихлеб» ……………………………………...…………………………29
3.2 Внедрение совершенствования принципов формирования коллектива на ОАО «Ессентукихлеб»……………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………......…..35
Список литературы
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Темп прироста,% |
Реализованная продукция в действующих ценах, млн р. | 23,7 | 24,3 | 28,6 | 20,7 |
Себестоимость реализованной продукции, млн р. | 19,02 | 22,4 | 23,6 | 24,07 |
Товарная продукция, млн р. | 15,6 | 18,6 | 19,8 | 26,9 |
Себестоимость товарной продукции, млн р. | 15,2 | 19,5 | 18,6 | 22,4 |
Выпуск товарной продукции в натуральных показателях, т. | 14 704 | 11 329 | 18 970 | 29,0 |
Хлебобулочные изделия, т. | 5 881 | 8 246 | 6 146 | 4,5 |
Кондитерские изделия, т. | 458 | 429 | 483 | 5,5 |
Макаронные изделия, т. | 2 365 | 2 654 | 2 365 | 0 |
Прибыль от реализации, млн р. | 4,68 | 1,9 | 5 | 6,83 |
Среднегодовая стоимость ОФ, млн р. | 4565,2 | 6496,5 | 6359,0 | 39,2 |
Среднесписочная численность персонала, чел. | 445 | 424 | 449 | 0,9 |
Данная
таблица отражает исходные технико-экономические
показатели хозяйственной деятельности
предприятия.
2.2
Трудовой коллектив ОАО «
ОАО «Ессентукихлеб» обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников.
Общество
обеспечивает своим работникам безопасные
условия труда и несет
Количество
среднегодовых работников организации
составляет 315 человек в 2010 году. Приведем
таблицу 2, в которой будет отражена количественная
и качественная характеристика персонала.
Таблица 2. Состав персонала ОАО «Ессентукихлеб» на 2010 год.
Количество персонала | ||
чел. | % | |
Пол | ||
Мужчины | 192 | 61 |
Женщины | 123 | 39 |
Образование | ||
Среднее | 7 | 2 |
Начальное профессиональное | 53 | 16.8 |
Среднее профессиональное | 102 | 33 |
Высшее образование | 153 | 48,2 |
Возраст | ||
До 21 | 12 | 3,87 |
21-30 | 54 | 17 |
30-40 | 177 | 56,06 |
40-50 | 64 | 20,20 |
50 и более | 9 | 2,86 |
На
предприятии ОАО «
Коллектив
ОАО «Ессентукихлеб» имеет свою
структуру. Преобладает функциональная
структура, которая основана на разделении
труда и определении производственных
задач каждого. Присутствуют официальные
и неофициальные коллективы. К официальным,
то есть оформленным юридически и действующим
в рамках правового пространства, можно
отнести отделы и службы: финансовый и
юридический отделы, отделы маркетинга,
отдел информационных технологий, снабжения,
продаж, логистики и персонала, бухгалтерская
служба и т.д. Учет же неофициальных коллективов
провести довольно сложно, так как они
нигде не зарегистрированы. Но они присутствуют
на предприятии и дробят официальные коллективы
на более мелкие «кружки по интересам».
Организационную структуру ОАО «Ессентукихлеб»
можно представить на рисунке 1.
Рисунок
1. Организационная структура ОАО
«Ессентукихлеб»
Все присутствующие официальные коллективы можно отнести к постоянным, так как они были созданы для проведения постоянной работы. Неофициальные коллективы – это временные коллективы, так как при утрате общих интересов, он распадется.
К большим коллективам, где число участников превышает 20 человек можно отнести завод (здесь происходит непосредственное изготовление продукции ОАО «Ессентукихлеб») и отдел продаж. Здесь наблюдается довольно низкая заинтересованность в делах предприятия и без управления менеджеров здесь не обойтись.
К малым коллективам относятся отделы маркетинга и снабжения, финансовый и юридический отделы, бухгалтерская служба. Исходя из опросов коллектива, в этих коллективах довольно высоко развито самоуправление.
Отдел информационных технологий (ИТ) можно назвать командой. Это самый маленький и самый дружный коллектив. Он отличается высокой компетенцией работников, стремлением к качественной работе и благоприятным психологическим климатом.
Рассчитаем коэффициент текучести кадров в плановый период.
F
Таблица 3. Расчет коэффициентов текучести
кадров в плановый период
2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Число увольнений в плановый период | 16 |
21 |
25 |
Среднее число сотрудников в плановый период, чел | 445 |
424 |
449 |
Текучесть кадров в плановый период, % | 3,6 |
4,9 |
5,56 |
На
предприятии существует своя служба
подбора персонала. В целом, на предприятии
невысокая текучесть кадров, максимальное
значение которой на заводе, а минимальное
– в отделе информационных технологий.
Таблица 4. Количество работников в каждом
из отделов на ОАО «Ессентукихлеб».
Отдел | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Работники цехов, чел. | 389 | 370 | 392 |
Отдел маркетинга, чел. | 8 | 7 | 8 |
Отдел снабжения, чел. | 12 | 11 | 13 |
Юридический отдел, чел. | 5 | 5 | 5 |
Бухгалтерия, чел. | 19 | 19 | 19 |
ИТ-отдел, чел. | 12 | 12 | 12 |
Общее количество работников, чел. | 445 | 424 | 449 |
Как мы уже упоминали ранее, началом официального коллектива является решение о создании соответствующего подразделения, определение его целей, прав и обязанностей. Вот взять, к примеру, юридический отдел. Он начал свое существование после соответствующего постановления руководства. После этого служба подбора персонала начала поиск подходящих сотрудников. Как только 5 сотрудников в 2008 году были набраны, им объяснили цели и задачи отдела: подготовка документации, оформление контрактов, защита интересов предприятия в суде и др. Но по-настоящему, коллектив сформировался уже в процессе работы, когда в результате постоянного взаимодействия людей они накопили достаточно информации друг о друге, чтобы возникла симпатия или антипатия друг к другу.
На первом этапе формирования юридического отдела люди сначала присматривались друг к другу, пытались найти общий язык.
На втором этапе уже начали понемногу устанавливаться связи между сотрудниками, формироваться нормы поведения в коллективе.
И уже на третьем этапе произошло завершение формирования коллектива, начало налаживаться сотрудничество между работниками.
Но только по прошествии нескольких лет существования юридического отдела окончательно сформировался стабильный коллектив, которому теперь по силам задачи любой сложности. Так как после долгого времени совместной работы, у них появился опыт работы, доверительные отношения друг с другом. В связи с тем, что величина юридического отдела небольшая, то все эти стадии коллектив прошел за относительно небольшой промежуток времени.
Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания поведения К.Томаса, который позволяет определить тип поведения личности в конфликтной ситуации, диагностировать уровень конфликтности в коллективе. Методика К.Томаса представляет собой текстовую интерпретацию и «психографическую схему» с позиционированием личности относительно 5ти вариантов поведения и применяется в различных сферах психологии, психотерапии, работе с персоналом.
В
результате тестирования было установлено,
что респонденты используют в своей деятельности
практически все стратегии поведения.
Но наибольшее количество баллов у большинства
респондентов (10 из 14) направлены на тактику
избегания, ухода от конфликта, у двух
респондентов преобладает тактика приспособления,
и по одному тактика компромисса и сотрудничества.
Наименьшее количество баллов набрала
тактика соперничества.
Информация о работе Управление ресурсами социального развития трудовых коллективов