Автор: k********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа
Тема данной работы «Практическая деятельность управляющего в ресторанном бизнесе» выбрана потому, что она является довольно актуальной в наше время. Так как ресторанный бизнес в России развивается динамично, является высокодоходным и привлекательным для инвесторов.
Приложение к балансу содержит расшифровку отдельных показателей баланса, отражающих имущество предприятия, источники его образования. Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании содержит данные по налоговым платежам в бюджет.
Годовая отчетность является открытой к публикации.
Баланс ресторана, как и любого предприятия, состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй - пассивы ресторана. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса. Баланс ресторана составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета [4, с. 187].
Актив баланса содержит сведения на определенную дату о размещении имеющихся в распоряжении предприятия капиталов, то есть об их вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, необходимые для производства, о расходах, обеспечивающих ресторану условия для экономического процветания и продажи продукции, о вложениях капитала, связанных с финансовыми операциями, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду помещения капитала соответствует отдельная статья актива баланса.
Однако баланс предприятия – это внутренний документ, необходимый управляющему и директору. Для инвесторов или посторонних аналитиков более важным является финансовый отчет, показатели которого были рассчитаны в данном разделе.
Глава 3. Оперативная
деятельность в ресторане
3.1.
Сервис-менеджмент
3.1.1. Постановка целей и задач в обслуживании гостей
Сервис-менеджмент - регулярная система обеспечения качественного обслуживания гостей ресторана.
Система сервис-менеджмента включает все основные компоненты классического менеджмента - постановка целей и задач, разработка стратегии, планирование ресурсов и действий по достижению целей, контроль достижения промежуточных целей и обратная связь, корректировка и ревизия, постановка целей более высокого уровня и так далее [25, с. 11].
Постановка целей сервис-менеджмента осуществляется по SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:
- конкретный (specific);
- измеримый (measurable);
- достижимый (attainable);
- значимый (relevant);
- соотносимый с конкретным сроком (time-bounded) [20, с. 22].
Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
Конкретность подразумевает под собой четкую формулировку того, к чему стремиться управляющий ресторана при внедрении сервис-менеджмента. Важно, чтобы конкретные цели были правильно поняты персоналом. Для этого в трудовой коммуникации нужна хорошая обратная связь.
Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. В ресторанном бизнесе такими критериями являются стандарты обслуживания. Каждое направление сервисного бизнеса должно иметь имеет свою базу критериев качественного обслуживания - формализованные стандарты отрасли. Так, для ресторана - это скорость обслуживания, чистота, вежливость и качество блюд. Главное требование при улучшении качества обслуживания - это создание единых стандартов, исключающих двоякое толкование.
При выборе целей и постановке задач в обслуживании гостей необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в ресторане.
Последней этап – уяснение значимости той или иной цели. Таким образом, давая персоналу понять, зачем он будет выполнять ту или иную работу, нужно устанавливать связь текущей задачи с целью более высокого уровня (убрать на столе, для того чтобы бумаги были в порядке, или убрать на столе, чтобы принять гостей).
После
формулировки целей, происходит разбивка
на более детальные задачи. На основании
общих задач формируются задачи для каждого
структурного подразделения и каждого
конкретного сотрудника. Чаще всего они
закреплены в должностной инструкции,
но могут быть и дополнительными устными.
Таблица 5
Постановка целей и задач в обслуживании гостей
Цель | Задачи |
Удовлетворение потребностей клиентов | 1. Уделить внимание
каждому посетителю
2. Разработать востребованное меню 3. Разработать развлекательные программы 4. Оказывать дополнительные услуги (программы для детей) |
Формирование позитивного имиджа ресторана |
|
Увеличение доходов с клиента |
|
Привлечение новых клиентов |
|
3.1.2. Планирование ресурсов и стратегии обслуживания гостей
Каждая задача сервис-менеджмента требует определенных ресурсов, инструментов ее достижения. Современное планирование ресурсов в ресторане на автоматизации бизнес-процессов, что выражается в создании системы ERP -Enterprise Resource Planning — Планирование Ресурсов Предприятия.
ERP-решение имеет целью не только автоматизацию бизнеса, но и структуризацию и модернизацию всей финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная автоматизация означает, что единая информационная система должна охватывать все разрезы деятельности предприятия как по сферам деятельности (планирование производства, продажи, закупки, финансы и др.), так и по уровням управленческой иерархии предприятия [17, с. 67].
Действительно, размещение гостей в зале можно реализовать функциональностью складской логистики: заселение и высвобождение мест аналогично движению товара в разрезе ячеек хранения. Точно также и кухня ресторана укладывается в рамки MRP II (Планирование Материальных Ресурсов) (таблица 6).
Внедрение ERP-системы — это сложный проект, который зависит от многих факторов и состоит из пяти этапов реализации. Сначала проводится первичная диагностика персонала, затем исследование ресторана, его целей и бизнес-процессов. На основе полученных данных производится оптимизация бизнес-процессов в новой модели управления, выбирается ERP-система и внедряется.
Так
в ресторане «Купеческий двор» была разработана
независимой компанией и внедрена система
«Ресторан 4.0 Проф». Система «Ресторан
4.0 Проф» содержит, кроме функций оперативного
и бухгалтерского учета, широкий спектр
управленческих инструментов. Их использование
позволит управляющему рестораном снизить
издержки заведения, повысить лояльность
посетителей и обрести дополнительную
устойчивость в конкурентной борьбе.
Таблица 6
Наполнение функциональности MRP II и ее расширение в рамках ERP
Функциональность | MRPII | ERP |
Управление материальными ресурсами | Формирование заказов поставщикам исходя из продуктового портфеля, запасов и условий поставки. Отпуск продуктов в горячий цех, приход блюд | Планирование производственной программы исходя из спроса, реализация готовой продукции, расчет с поставщиками и гостями, учет затрат |
Управление производственными ресурсами | Планирование загрузки оборудования | Планирование инвестиций в оборудование, учет его использования |
Управление человеческими ресурсами | Планирование
челове-часов в разрезе |
Управление движением и затратами на персонал |
Управление финансовыми ресурсами | Управление сводными бюджетами |
Система «Ресторан 4.0 Проф» позволяет автоматизировать следующие рабочие места:
- Управляющий рестораном
- Финансовый директор
- Менеджер по закупкам
- Заведующий производством
- Калькулятор
- Бухгалтер
- Маркетолог
- Специалист поддержки
- Менеджер зала
- Официант
- Кассир
Для каждой категории пользователей указывается роль в системе, определяется набор прав и интерфейсов
Как система управления, «Ресторан 4.0 Проф» содержит следующие функции: управление запасами, управление меню, управление себестоимостью, анализ взаимоотношений с поставщиками, контроль закупочных цен, управление ценообразованием, управление залом ресторана, управление финансами.
Помимо
постановки целей и задач должна быть
сформирована стратегия обслуживания
гостей ресторана. При этом учитываются
три критерия: потребность клиентов, способность
ресторана удовлетворить эти потребности
и долгосрочная прибыльность заведения.
По мере формирования стратегии обслуживания
решаются вопросы местоположения ресторана
и залов, внутреннего расположения оборудования,
количества и ролей персонала, способов
обслуживания, количества посетителей
их маршрутеризации, пространственное
решение и время обслуживания [32, с. 45].
Так в ресторане «Купеческий двор», что
находится в одном из районов Москвы, ближе
к спальным, внутреннее оборудование спрятано
от посетителей для углубления в ретро-атмосферу,
количество посетителей среднее, при этом
очередь не создается за счет ценовой
политики, а качество обслуживания преобладает
над критерием количества обслуженных
клиентов. Расчет персонала ведется от
количества посетителей, а время работы
заведения охватывает вечерние часы, когда
большинство потенциальных гостей отдыхают.
Маршрут и место в ресторане выбираются
самими посетителями, есть система предварительных
заказов. Пространство ресторана обширно,
есть отдельные стилизованные залы для
небольших групп гостей. То есть стратегия
рассчитана на максимальное удобство
клиентов с воссозданием атмосферы русского
гостеприимства.
3.1.3. Контроль над выполнением задач сервис-менеджмента
Как уже упоминалось внедрение системы сервис-менеджмента, представленного ERP-программой, является процессом трудоемким и сложным. Схематически этот процесс можно изобразить в виде замкнутого процесса, где окончание цикла ведет к началу следующего цикла – обновления системы (рисунок 7) [45, с. 67].