Управление реализацией стратегического планирования и контроль реализации плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Указаны понятие и сущность стратегического планирования;
Управленческая стратегия: понятия, виды, стадии формирования;
Показан стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц;
Показана выработка стратегий на основе статистических зависимостей;
Указаны стратегические хозяйственные зоны;

Содержание

Введение
Понятие и сущность стратегического планирования
Управленческая стратегия: понятия, виды, стадии формирования
Стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц
3.1 Портфельная матрица Бостонской консультационной группы
(матрица БКГ)
3.2 Матрица «Дженерал Электрик-МакКинзи»
3.3Матрица Артур Д. Литл (Модель АДЛ/ЛС)
3.4Матрица направленной политики компании Шелл
3.5 Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля
Выработка стратегий на основе статистических зависимостей
Стратегические хозяйственные зоны
Перспективные и стратегические планы
Целевые комплексные программы
Основные приемы и методы управления стратегическим планированием и контроль реализации плана
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 145.24 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

  1. Понятие и сущность стратегического планирования
  2. Управленческая стратегия: понятия, виды, стадии формирования
  3. Стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц

    3.1 Портфельная матрица Бостонской консультационной группы

          (матрица БКГ)

    3.2 Матрица  «Дженерал Электрик-МакКинзи»

    3.3Матрица   Артур Д. Литл (Модель АДЛ/ЛС)

    3.4Матрица  направленной политики компании  Шелл

    3.5 Матрица  И. Ансоффа и матрица Д. Абеля

  1. Выработка стратегий на основе статистических зависимостей
  2. Стратегические хозяйственные зоны
  3. Перспективные и стратегические планы
  4. Целевые комплексные программы
  5. Основные приемы и методы управления стратегическим планированием и контроль реализации плана

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Актуальность  темы курсовой работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме в современной науке, с  другой стороны, ее недостаточной разработанностью. На актуальность темы большое влияние  оказали накопившиеся проблемы развития реального сектора мировой экономики

  Особое  место в деятельности предприятия  занимает перспективное, стратегическое планирование, которое является одной  из основных функций управления и  представляет собой процесс определения  целей создания организации, а также  путей их достижения. Стратегическое планирование формирует основу для  всех управленческих решений.

  Функции организации, мотивации и контроля менеджмента ориентированы на разработку и реализацию стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком преимущества стратегического планирования, организации и отдельные ее сотрудники будут лишены реального способа оценки целей и направления развития предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления коллективом организации. Можно отметить, что это планирование становится все более актуальным и для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными компаниями.

  Без стратегического планирования предприятие  подобно кораблю без рулевого. Стратегия формулирует основные цели фирмы и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий всего  коллектива организации. В рамках стратегического планирования решается множество вопросов управления организацией, в том числе: разработка общефирменной стратегии; подготовка стратегических решений в отдельных хозяйственных областях; анализ конкурентной среды; определение основных целей организации; управление стратегически важными факторами деятельности на рынке; формирование маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров; изучение жизненного цикла продукции на рынке; управление портфелем заказов; выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений; формулирование общей концепции развития предприятия; анализ перспектив в этой области; исследование структуры затрат.

  Стратегическое  планирование – это выработка  стратегии с помощью формализованной  процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также  программы перехода к этой модели.

  На  сегодняшний день это последнее  достижение в стратегическом управлении и самый высоко интеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек.

  Итак, стратегическое планирование в организации  выступает средством достижения ее целей. Такое планирование - набор  действий и решений, принятых руководством, которые обеспечивают разработку специфических стратегий, чтобы помочь организации достичь ее глобальных целей. Процесс стратегического планирования помогает в принятии правильных управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в необходимой мере и в нужные периоды.

  Цель  исследования – изучение темы с  точки зрения новейших отечественных  и зарубежных исследований по сходной  проблематике.

  В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие  задачи:

  1. Указаны понятие и сущность стратегического планирования;
  2. Управленческая стратегия: понятия, виды, стадии формирования;
  3. Показан стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц;
  4. Показана выработка стратегий на основе статистических зависимостей;
  5. Указаны стратегические хозяйственные зоны;
  6. Перспективные и стратегические планы;
  7. Указаны целевые комплексные программы;
  8. Обозначены приемы и методы управления стратегическим планированием и контроль реализации плана;

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные  акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для  написания работы послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Методы  исследования: анализ, синтез, индукция и дедукция.

Данная  курсовая работа выполнена с объеме…..листов, включая введение,8 глав, заключение и список, используемой литературы.

По результатам  исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой  теме, и сделаны выводы о необходимости  дальнейшего изучения(улучшения) состояния вопроса. 
 
 

  1. Понятие и сущность стратегического  планирования.

Основные  понятия стратегического планирования как функции стратегического  управления

Ключевую  роль в решении стратегических задач  организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания  стратегического равновесия между  целями и возможностями организации  в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные  направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом этот термин был введен, чтобы отличить данное понятие от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого  на уровне управления организацией в  целом или ее самостоятельных  хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления. Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление». В управлении обычно выделяют четыре его обобщенные функции – планирование, организацию, мотивацию и контроль. В каждой из них, когда речь идет о стратегическом управлении, в большей  или меньшей степени представлена стратегическая ориентация. Но в наибольшей степени это касается планирования, в котором выделяют особый его  вид – стратегическое планирование.

Интерес к стратегическому управлению был  обусловлен следующими причинами:

  • Осознание того, что любая организация является открытой системой и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде.
  • В условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов ее выживания и процветания. Стратегическое планирование позволяет адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде.
  • Поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.
  • Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна обладать адаптационными способностями.

Ниже  будет показано, как и с помощью каких подходов и методов производится учет вышеизложенных факторов.

Термин  «стратегическое планирование»  пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное  перспективное планирование». Между  этими двумя понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной  идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а  завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования — разработка плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции, причем чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет именно рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились.

Стратегический  план, характеризующий деятельность организаций, работающих в рыночных условиях, использует другую парадигму: «Завтрашний день необязательно  будет лучше сегодняшнего». И  если ситуационный анализ обнаружил  падение спроса на какую-то продукцию, даже при наличии необходимых  ресурсов руководство данного предприятия  не будет наращивать объемы ее выпуска, а скорее выберет стратегии уменьшения выпуска или переключения на выпуск другой продукции. Таким образом, простая  экстраполяция на будущее из прошлого, исходя из изученных тенденций развития, использовавшаяся ранее в долгосрочном планировании, не годится. В основу разработки стратегического плана  ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в  которой она функционирует. Важнейшим  элементом этого анализа является определение позиции организации  в конкурентной борьбе за рынки сбыта  своей продукции. На основе такого анализа  цели развития организации, формируются  отдельные направления производственно-хозяйственной  деятельности (отдельных бизнесов) и выбираются стратегии достижения целей.

Если  долгосрочный и годовой планы  организации предполагают планированием  выбранных направлений развития организации, то в рамках стратегического  планирования решаются вопросы о  том, какие новые направления  следует развивать, а какие из существующих ликвидировать. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.

Однако  стратегическое планирование не может  дать полной, исчерпывающей картины  будущего. Формируемая им картина  будущего — это не детальное описание внешнего и внутреннего положения  организации, а, скорее, его сценарное  описание, носящее вероятностный  характер. Очевидно, что даже несовершенное  описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие. В целом  стратегическое планирование — это  симбиоз интуиции и искусства  высшего руководства организации  по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными  методами предпланового анализа  и разработки стратегических планов.

При осуществлении  стратегического планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического плана. На самом  же деле важнейшей его составляющей является также реализация стратегического  плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной (корпоративной) культуры, позволяющей  реализовать выбранные стратегии, формирование систем мотивации и  организации труда, достижение определенной гибкости в организации и т.п., то есть использование всех инструментов стратегического управления.

Информация о работе Управление реализацией стратегического планирования и контроль реализации плана