Управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании

Автор: a********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 05:52, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство представляет собой наиболее многочисленный и статически трудноизмеримый для государственных властей сектор экономики, наделенный значительной хозяйственной самостоятельностью. На малое предпринимательство возлагаются большие надежды по увеличению темпов роста развития экономики и повышения благосостояния общества. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте означает, прежде всего, рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения.

Работа содержит 1 файл

_курсовая управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании.doc

— 217.00 Кб (Скачать)
  1. Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
  2. Низкая легитимность малого бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
  3. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) — отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.

      Кредитуя  малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.

  1. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

     Весьма  существенными препятствиями на пути становления и развития малых предприятий в России являются нехватка квалифицированных кадров, отсутствие надлежащей системы материально-технического снабжения, условий для внешнеэкономической деятельности. Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

     1.2. Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры

     Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

     Темпы развития малого бизнеса во многом зависят от того, в какой именно рыночной среде он функционирует: в уже сформированной, только что становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой-либо иной. Основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса заключается, в отсутствии в нашей стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства. Отсутствие таковой вынуждает многие положения чисто понятийного характера выводить не из собственного опыта (опыта своей страны), а из опыта рыночной действительности зарубежных стран; опираться на высказывания западных учёных – экономистов, высказывания которых не всегда адекватны содержанию и остроте специфических проблем переходного периода в России.

     Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества и характерные черты, присущие малому бизнесу:

  • возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
  • ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
  • поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
  • выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.
  • небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  • экономическая эффективность производства в малых предприятиях. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
  • инновационный характер малых предприятий.

     Малые предприятия создаются именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться  в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, управляют наиболее экономически активные и способные люди. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.

     Малый бизнес должен способствовать решению ряда экономических задач: поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; наполнить рынок товарами и услугами; создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности.

 

      2.Управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район»

     2.1. Социально-экономическая характеристика муниципального образования «Усть-Лабинский район»

     Усть-Лабинский  район расположен в центральной  части Краснодарского края на правом берегу реки Кубань. Муниципальное  образование Усть-Лабинский район  включает в себя административный центр  г. Усть-Лабинск и 14 сельских поселений, объединяющих 38 населенных пунктов. Численность населения района - 107,8 тыс. человек, из которых 47 тыс. человек проживают в городе. Общая площадь территории района - 1511 кв. км, в том числе 116 тыс. га пашни. Климат в районе умеренно континентальный.

     Основными видами деятельности в Усть-Лабинском  районе являются сельское хозяйство, пищевая  и перерабатывающая промышленность, швейная, химические отрасли, промышленность строительных материалов. В районе имеются нерудные полезные ископаемые, являющиеся сырьем для производства строительных материалов (глина, песчано-гравийные смеси), ведется добыча природного газа.

     Выгодное  географическое положение в центре Краснодарского края - на пересечении  основных транспортных магистралей  краевого и федерального значения, в месте слияния двух самых крупных водных артерий края – рек Кубани и Лабы, приближенность к краевому центру, международному аэропорту, относительная близость к порту Новороссийск и Черноморскому побережью, наличие в районе железнодорожных станций - создает все необходимые предпосылки для благоприятных условий сотрудничества с другими районами края и регионами России.

     Крупнейший  инвестор в районе – компания "Базовый  элемент" Олега Дерипаски и  его ООО "Управляющая компания Усть-Лабинского агрообъединения". Приоритетами этих компаний в районе являются сельское хозяйство и развитие перерабатывающей промышленности.

     В Усть-Лабинском районе 15 промышленных предприятий.

     ОАО "Флорентина" - единственный в  России эфирно-маслоэкстракционный  комбинат, занимающийся переработкой масличных видов сельскохозяйственных культур, единственное предприятие в России по переработке кориандра и производству эфирного масла. Основными видами продукции являются масло растительное и шрот.

     На  ЗАО "Сахарный завод "Свобода" в сутки перерабатывается до 3750 тонн свеклы или 650 тонн сахара-сырца при численности работающих 700 человек. Основной вид выпускаемой продукции: сахар-песок, сахар-рафинад прессованный быстрорастворимый, побочные продукты переработки – патока-меласа, жом свекловичный, известь гашеная.

     ООО "Русь" выпускает более 60 тонн в сутки только хлебобулочных  изделий. Около половины выпущенной продукции реализуется через  собственную торговую сеть. Основной вид продукции: хлебобулочные изделия 21 вида, 19 наименований колбасных изделий.

     ОАО "Молкомбинат "Надежда" производит более 40 наименований молочной продукции. Кисломолочные напитки, вырабатываемые из цельного молока на чистых культурах  молочнокислых бактерий без добавления ароматизаторов и стабилизаторов, являются целебными, и потому эту продукцию можно встретить во многих кубанских здравницах. Особое место в производстве занимает сухое обезжиренное молоко. Этот продукт является конкурентоспособным с родственной продукцией, выпускаемой развитыми странами, что подтверждает география поставок: США, Бразилия, Япония, Нидерланды, Египет.

     Основной  вид производственной деятельности Усть-Лабинского района – сельскохозяйственное производство, выращивание зерновых и зернобобовых культур. Район является крупнейшим в крае производителем сои. Здесь также специализируются на выращивании сахарной свеклы и подсолнечника. Сельскохозяйственное производство Усть-Лабинского района представлено 15 крупными сельхозпредприятиями с площадью пашни от 2,5 до 9,5 тысяч гектаров, кроме них имеется 26 мелких коллективных и подсобных хозяйств и 755 крестьянских хозяйств.

     Несколько лет район входит в первую десятку  среди районов края по урожайности  зерновых и зернобобовых. Среднегодовое  производство сельскохозяйственной продукции  составляет 220 тысяч тонн зерновых и зернобобовых, 109 тысяч тонн сахарной свеклы, 20,8 тысяч тонн овощей. Для экономики района не менее значима роль животноводческих отраслей. Здесь одни из лучших показателей воспроизводства, выращивания и продуктивности скота. В единственном в крае Ладожском зверохозяйстве давно и успешно занимаются выращиванием норок. В районе сохранена редкая для сегодняшнего дня отрасль – коневодство.

     Из 15 коллективных хозяйств 8 входят в  состав ООО "Управляющая компания Усть-Лабинского агрообъединения", которые в 2004 году произвели 47% районного  валового сбора зерна, 57% свеклы, 45% подсолнечника  и 43% сои. Кроме того, на долю хозяйств компании приходится 52% произведенного в районе молока.

Информация о работе Управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании