Управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании

Автор: a********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 05:52, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство представляет собой наиболее многочисленный и статически трудноизмеримый для государственных властей сектор экономики, наделенный значительной хозяйственной самостоятельностью. На малое предпринимательство возлагаются большие надежды по увеличению темпов роста развития экономики и повышения благосостояния общества. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте означает, прежде всего, рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения.

Работа содержит 1 файл

_курсовая управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Факультет управления 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 

по дисциплине «Муниципальное управление»

на тему: «Управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район» 
 
 
 
 
 

                     Выполнила студентка _ курса

                     Группы _______

                     _________________________  

                     Проверил: 
                 
                 

     Краснодар 2010

 

Содержание 

 

Введение

     Малое предпринимательство представляет собой наиболее многочисленный и  статически трудноизмеримый для  государственных властей сектор экономики, наделенный значительной хозяйственной самостоятельностью. На малое предпринимательство возлагаются большие надежды по увеличению темпов роста развития экономики и повышения благосостояния общества. Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте означает, прежде всего, рост жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости, предоставляющей дополнительные источники доходов для населения.

     Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий действующих в основном на местных рынках, и непосредственно связан с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью, это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъектуру рынка. Малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.

     В настоящее время малое предпринимательство  стало неотъемлемой частью региональной экономики.

     Предпринимательская деятельность охватывает практически  все основные виды экономической  деятельности и в его сферу  прямо или косвенно вовлечены  все социальные группы жителей Краснодарского края.

     На  сегодняшний день малое предпринимательство сталкивается с множеством проблем, в том числе сугубо специфических, обусловленных региональными особенностями.

     Актуальность  темы состоит в том, что малый  бизнес является главным рычагом  поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета, позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.

     Целью данной курсовой работы – является исследование управления развитием малого бизнеса в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район»

     В связи с поставленной целью, основными  задачами работы явились:

  • исследование теоретических аспектов понятия, сущности функционирования предприятий, субъектов и особенностей малого бизнеса;
  • анализ состояния и перспектив развития малого бизнеса в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район»;
  • определение рекомендаций по совершенствованию системы управления развитием малого бизнеса в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район».

 

      1. Сущность малого бизнеса

     1.1. Структура и особенности малого бизнеса

     В системе рыночных отношений малый  бизнес выступает как форма предпринимательской  деятельности, которая характеризуется  такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относятся фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности.

     Правовой  основой малого бизнеса в настоящее время является, прежде всего, Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определение предпринимательства. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Малое предпринимательство - как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта. Субъектами малого предпринимательства являются организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что здесь не проводятся различия между собственным капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал. Поскольку малый бизнес занят либо мелкосерийным производством, связанным с научно-техническим прогрессом, либо с мелкомасштабной деятельностью в отраслях производства и услуг с относительно короткими сроками оборачиваемости капитала, в целом с небольшими объектами основного капитала, он легче вписывается в экономику.

     На  первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек.

     Впоследствии  критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

     В соответствии с Законом « О  государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г №88-ФЗ критериями отнесения предприятия к малым, являются доля государственной, муниципальной собственности, и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25% и, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 100 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно основному федеральному закону РФ, который был принят 24 июля 2007 года, прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям. Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

     По  российскому законодательству малые  предприятия могут создаваться  во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Одной из основных категорий, относящихся к малому бизнесу является собственность. Она служит основным определяющим общественным отношением, которое формирует экономическую систему, выражая ее тип в целом, и предопределяет набор свойственных ему предпринимательских структур. В экономическом смысле собственность - экономические отношения, в которой происходит присвоение субъектами имущества (материальных благ, ценностей, ресурсов, продукции услуг). В отличие от этого правовое отношение собственности, определяющее организационно-экономические формы предпринимательства, состоит в отношении субъекта собственности (физического или юридического лица) к ее объекту. Конституционное закрепление права частной собственности создает предпосылки для развития предпринимательства, в том числе и малого бизнеса.

     Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством. Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу, обеспечивают работой большую часть населения. Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению. За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия, в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.

     Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические  функции, определяемые его ролью  как: работодателя; производителя продукции  и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика и агента рыночных отношений.

     Не  менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении.

     Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

     В условиях современной рыночной экономики малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, уставный капитал. Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не на - столько урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями. Как правило, все малые предприятия, чтобы выжить в суровой конкурентной борьбе, стремятся использовать только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают и занимают устойчивое положение на рынке, а другие становятся банкротами. В этом состоит первый недостаток малого предприятия – чрезмерный риск, на который идут непосредственно собственники предприятия.

     В малом предприятии владелец, он же основатель, менеджер и предприниматель, отвечает за все аспекты существования предприятия. Очень часто все зависит от его настроения, поэтому малые предприятия нестабильны еще и в этом плане. Предпринимательство малого бизнеса немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценится в деловом мире. Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.

     Отсюда  можно выделить ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению  с другими странами, а также  по сравнению со средним или крупным  бизнесом.

Информация о работе Управление развитием малого бизнеса в муниципальном образовании