Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть управление развитием персонала в организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность развития организации и систем управления персоналом;
- показать значение развития сотрудников для эффективной деятельности и организации;
- разработать направления совершенствования кадровой работы на предприятии;
- показать развитие карьеры и охарактеризовать вопросы подготовки руководителей на предприятии.
Введение..............................................................................................................3
1. Развитие организации и системы управления персоналом........................5
2. Значение развития сотрудников для эффективной деятельности организации.........................................................................................................11
3. Совершенствование работы по профессиональному развитию
организации……………………………………………………………………16
4. Развитие карьеры и подготовка руководителей на предприятии…………………………………………........................................21
Заключение..........................................................................................................27
Список использованных источников...............................................................30
Приложения........................................................................................................ 33
Формально профессиональное развитие
шире, чем профессиональное обучение,
и часто включает в себя последнее,
однако в реальной жизни различие
между ними может быть чисто условным
и не столь важным, поскольку и
профессиональное обучение, и развитие
служат одной цели - подготовке персонала
организации к успешному
Обучение и подготовка персонала – это две стороны одного процесса– его развития [17]. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка - с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Подготовка персонала требуется в тех случаях, когда работник приходит на предприятие; когда работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; когда у работника не хватает навыков для выполнения своей работы, а также когда происходят серьезные изменения в экономике организации или во внешней среде.
Среди основных принципов обучения обычно выделяют [27]:
1. Систематичность и последовательность.
2. Доступность и посильность.
3. Прочность усвоения знаний и навыков [8].
Цели обучения могут существенно варьироваться в зависимости от таких переменных, как потребности организации, содержание профессиональной деятельности, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое положение предприятия и прочее.Цели обучения также могут изменяться со временем, при изменении рыночной ситуации, стратегии организации или других факторов.
Немецкие специалисты по управлению персоналом, В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями профессионального развития являются [8]:
1. Организация и формирование персонала управления.
2. Овладение умением определять, понимать и решать проблемы.
3. Воспроизводство персонала.
4. Интеграция персонала.
5. Гибкое формирование персонала.
6. Адаптация.
7. Внедрение нововведений.
С точки зрения наемного работника,
целями профессионального
1. Поддержание на
2. Приобретение профессиональных
знаний вне сферы
3. Приобретение профессиональных
знаний о поставщиках и
4. Развитие способностей в
Целостная система подготовки и переподготовки, обеспечивающая воспроизводство квалифицированного персонала в соответствии с потребностями рыночной экономики, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в течение всей его трудовой жизни и опираться на цикличное развитие производства [14].
Суть концепции "непрерывного"
образования состоит в
Система непрерывного образования должна состоять из двух частей - базового и дополнительного образования. С базовым образованием в принципе все более или менее ясно: это то, к чему мы привыкли (школы, училища, техникумы, вузы). Проходя эту цепочку, человек получает некий обязательный набор знаний, без которого немыслима полноценная жизнь в современном обществе.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места[6].
Не существует универсального метода обучения, каждый имеет свои недостатки и достоинства. Поэтому большинство современных программ развития, а значит обучения и подготовки персонала, сочетают в себе несколько различных приемов для подачи материала – лекции, видеофильмы, деловые игры, моделирование и многое другое.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Профессиональное развитие, включающее
в себе обучение и подготовку, также
способствует общему интеллектуальному
развитию человека, расширяет его
эрудицию и круг общения, укрепляет
уверенность в себе. Не случайно
возможность профессионального
обучения в собственной компании
высоко ценится работниками и
оказывает большое влияние на
принятие ими решения о поступлении
на работу в ту или иную организацию.
Выигрывает от профессионального
Таким образом, совершенствование работы по профессиональному развитию в организации включает: обучение, подготовку, переподготовку кадров, аттестацию, ротацию кадров и др.
Далее рассмотрим вопросы развития карьеры и подготовки руководителей на предприятии.
4. Развитие карьеры и подготовка руководителей на предприятии
По мнению многих исследователей, базисом развития личности является стремление к повышению самооценки, которое может быть реализовано именно при достижении карьерных целей. Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом [13]. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
В организации необходимо создание условий для карьерного роста в соответствии с профессиональными интересами работника, уровнем профессиональной подготовки, индивидуальными способностями и предпочтениями.
Выделяют два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную [14].
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. При этом профессиональный рост означает повышение квалификации, разряда, мастерства, овладение вторыми и смежными профессиями. Указанные стадии развития конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития сотрудника в рамках одной организации. Она осуществляется по трем основным направлениям: вертикальное, горизонтальное, и центростремительное [8].
Представим описание этапов, особенностей карьеры и мотивации в таблице 3.
Таблица 3
Описание этапов карьеры
Этап карьеры |
Возрастной период |
Краткая |
Особенности мотивации |
|
До 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание |
· Становление |
До 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, независимость |
· Продвижение |
До 45 лет |
Профессиональное развитие |
Социальное признание, самореализация |
· Завершение |
После 60 лет |
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены |
Удержание социального признания |
· Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности |
Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда (табл. 4).
Таблица 4
Типология личностей Дж. Голланда
Тип личности |
Содержание деятельности |
|
Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
· Исследовательский |
Ориентация на поиск |
· Артистичный |
Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию |
· Социальный |
Ориентация на взаимодействие с людьми |
· Предпринимательский |
Ориентация на влияние на людей |
· Конвенциональный |
Ориентация на манипулирование данными, информацией |
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов (прил. 4) [6].
Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии (табл. 5) [21].
Таблица 5
Ситуации выбора профессии
Традиция |
Вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев |
Случай |
Выбор произошел случайно в силу некоего события |
Долг |
Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми |
Целевой выбор |
Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности) |
Планирование деловой карьеры в организации позволяет предотвратить ситуацию, когда квалифицированный сотрудник осуществляет свои цели и намерения в продвижении путем перехода в другую организацию [21].
Планирование деловой карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное продвижение сотрудника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Планирование карьеры требует от работника и от организации (если она поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению с рутинной профессиональной деятельностью) усилий, но в то же время предоставляет целый ряд преимуществ как самому сотруднику, так и организации, в которой он работает [20].
Мероприятия по планированию карьеры предприятия представлены в приложении 5.
Кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку [25].
Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной (прил. 6).
Для совершенствования работы по формированию резерва на предприятии необходимо учитывать следующие важнейшие моменты:
- категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, дифференциацию резерва в зависимости от особенностей производства;
- возможность подбора заместителей группы руководителей. При этом определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам;
- персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров [24].
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются такие факторы, как:
- требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
- профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
- перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
- предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы) подбора кандидатов на соответствующие должности;
- результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
- выводы и рекомендации последней аттестации;
- мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
- результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками) [7].
Наиболее
весомыми факторами и критериями,
подлежащими учету при
Информация о работе Управление профессиональным развитием персонала организации