Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть управление развитием персонала в организации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность развития организации и систем управления персоналом;
- показать значение развития сотрудников для эффективной деятельности и организации;
- разработать направления совершенствования кадровой работы на предприятии;
- показать развитие карьеры и охарактеризовать вопросы подготовки руководителей на предприятии.
Введение..............................................................................................................3
1. Развитие организации и системы управления персоналом........................5
2. Значение развития сотрудников для эффективной деятельности организации.........................................................................................................11
3. Совершенствование работы по профессиональному развитию
организации……………………………………………………………………16
4. Развитие карьеры и подготовка руководителей на предприятии…………………………………………........................................21
Заключение..........................................................................................................27
Список использованных источников...............................................................30
Приложения........................................................................................................ 33
Чаще
всего стратегическое управление персоналом
рассматривается в контексте
вопросов, касающихся стратегии предприятия
и его стратегического
Чтобы добиться
максимального использования
Управление персоналом рассматривается как стратегическое в случаях, если:
- организация оценивает свой персонал как основной ресурс, определяющий в первую очередь успех деятельности всей фирмы;
- организация занимается стратегическими вопросами управления, в том числе и персонала;
- организация имеет стратегию управления персоналом, увязанную с видом стратегии всей фирмы;
- акцент смещается с просто реализации функций управления персоналом в данный момент к участию системы управления персоналом в формировании и реализации стратегии развития бизнеса.
Таким образом, развитие — это процесс закономерного качественного изменения. Различают две формы развития: эволюционную и революционную. Управление развитием может осуществляться на основе разных подходов.
Далее рассмотрим значение развития сотрудников для эффективной деятельности организации.
2. Значение
развития сотрудников для
Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации [4].
Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития [22].
Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников [19].
Речь идет, прежде всего, об информации о личном составе (профессиональной пригодности и склонности работников), об организационных единицах (требования к рабочим местам и типичные ситуации на них в процессе работы), а также о рынках труда и образования.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным является трудовая и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник - это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки [8].
Несоответствие квалификации персонала компании ее потребностям отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Например, инженер, закончивший ВУЗ в середине прошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно; знания выпускников начала века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие [7].
Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний.
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которым должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела человеческих ресурсов (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития [12].
Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития [10].
В последние годы все более популярными становятся методы психологического тестирования (центры оценки персонала), с помощью которых определяется степень развития тех или иных профессиональных навыков у сотрудников организации [13].
Итак, организации имеют постоянную
потребность в обеспечении
Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда.
Конечная цель обучения заключается
в обеспечении своей
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы - обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе).
Профессиональное обучение подготавливает работника к выполнению различных производственных функций, традиционно ассоциирующихся с определенной должностью. В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей называется профессиональной карьерой. Последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации, называется его карьерой в организации [5].
Как всякий организационный процесс развитие карьеры нуждается в оценке эффективности. Поскольку этот процесс направлен, прежде всего, на повышение эффективности организации в целом, ее результаты (успех в достижении стоящих перед организацией целей) показывают, насколько эффективной является работа в области управления карьерой.
Более специфическими показателями, характеризующими управление развитием карьерой в организации, являются:
1. текучесть персонала (
2. продвижение в должности (
3. занятие освободившихся
4. проведение опросов
Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
Среди объективных условий карьеры:
- высшая точка карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
- длина карьеры - количество
позиций на пути от первой
позиции, занимаемой
- показатель уровня позиции
- отношение числа лиц, занятых
на следующем иерархическом
- показатель потенциальной
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности [8].
Таким образом, развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации.
Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития. Развитие сотрудников следует начинать с момента поступления их на работу, в процессе профессионального развития происходят изменения принципов, структуры, постановки целей организации. Т.е. профессиональная деятельность людей рассматривается как способ социально-экономического и духовного взаимодействия сотрудников и трудового коллектива.
Профессиональное
развитие оказывает влияние и
на самих сотрудников, они становятся
более конкурентоспособными на рынке
труда, получают дополнительные
возможности для
Далее рассмотрим направления совершенствования работы по профессиональному развитию в организации.
3. Совершенствование работы по профессиональному развитию
организации
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности [44].
Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела профессионального развития, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития.
Для адекватного определения
1. Динамика внешней среды (
2. Развитие техники и технологии,
влекущее за собой появление
новой продукции, услуг и
3. Изменение стратегии развития организации.
4. Создание новой
5. Освоение новых видов
Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития.
В последние годы все более популярными становятся методы психологического тестирования (центры оценки персонала), с помощью которых определяется степень развития тех или иных профессиональных навыков у сотрудников организации. Сравнение результатов оценки с портретом "идеального" сотрудника дает возможность определить пробелы в профессиональной подготовке и предусмотреть мероприятия по их ликвидации [4].
Важнейшим средством профессионального
развития персонала является профессиональное
обучение — систематический процесс
целенаправленного изменения
Информация о работе Управление профессиональным развитием персонала организации