Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:10, курс лекций
В учебном пособии приведены основные теоретические положения дисциплины Управление проектами. Раскрыты понятия, модели и методы разработки и управления проектами в условиях рыночной экономике на основе использования современных методов проектного подхода. Приводятся логические схемы методологии планирования и управления проектами.
Введение……………………………………………………………
Тема 1. Система управления проектами…………………..
Тема 2. Окружение проектов…………………………………
Тема 3 Цели, фазы и структура проектов…………………..
Тема 4 Планирование потребности и использование ресурсов
Тема 5 Проектный анализ………………………………………..
Тема 6 Методы и приемы управления проектами……………
Тема 7 Организационные формы управления проектами…..
Тема 8 Многопроектное управление…………………………….
Тема 9 Оценка эффективности проектов………………………….
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………… ..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…
Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ и на основании договора с заказчиком.
Для выбора лучшего предложения
со стороны проектировщиков
Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, является договор подряда на выполнение ТЭО.
Основные технико-
Структура бизнес-плана. Это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Бизнес-план: дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир развития проекта; служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бизнес-план предназначен, для трех категорий участников проекта: менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования; собственников, заинтересованных в составлении бизнес - плана с точки зрения перспектив развития фирмы; кредиторов — банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.
Состав бизнес-плана зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Примерный состав бизнес-плана: вводная часть - название и адрес фирмы, учредите, суть и цель проекта, стоимость проекта, потребность в финансах, ссылка на конфиденциальность; анализ положения дел в отрасли— текущая ситуация и тенденции развития отрасли, направление и задачи деятельности проекта; существо предлагаемого проекта - продукция; анализ рынка - потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке; план маркетинга, цены, ценовая политик, каналы сбыта, реклама, прогноз новой продукции; производственны, поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров, субподрядчики; организационный план и управление персонал, форма собственности, сведении о партнерах, владельцах предприятия, сведения о руководящем составе, организационная структура; cстепень риска, слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии; финансовый план - отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый план, точка безубыточности; приложения - копии контактов, лицензии, копии документов, из которых взяты исходные данные, прейскуранты поставщиков.
Разработчики бизнес-плана. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Последние помогают «увидеть» проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать «товарный вид» бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.
4. Организация проектного финансирования
Источники и организационные формы финансирования проектов.
Понятия. Финансирование проектов — один из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических условиях России. Неблагополучный нвестиционный климат, законодательная база, не отвечающая требованиям мировой практики управления проектами, — объективные причины, мешающие эффективной реализации проектов.
Финансирование проекта должно осуществляться при соблюдении следующих условий: динамика инвестиций должна обеспечивать реализации проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями; снижение затрат финансовых средств и рисков проекта должно обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер, в том числе: налоговых льгот, гарантий, разнообразных форм участия.
Финансирование проекта
включает следующие основные стадии: предварительное изучение жизнеспособности
проекта; разработку плана реализации
проект; организацию финансирования, в
том числе: оценку возможных форм финансирования
и выбор конкретной формы; определение
финансирующих организаций; определение
структуры источников финансирования;
контроль выполнения плана и условий финансирования.
Финансирование проектов может осуществляется
следующими способами: самофинансирование,
т. е. использование в качестве источника
финансирования собственных средств инвестора;
использование заемных и привлекаемых
средств.
Источники финансирования. Система финансирования инвестиционных проектов включает: финансирование проектов — один из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой.
Финансирование проекта
должно осуществляться при соблюдении
следующих условий: динамика инвестиций
должна обеспечивать реализации
проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями; снижение
затрат финансовых средств и рисков проекта
должно обеспечиваться за счет соответствующей
структуры и источников финансирования
и определенных организационных мер, в
том числе: налоговых льгот, гарантий,
разнообразных форм участия.
Финансирование проекта
контроль выполнения плана и условий финансирования.
Финансирование проектов может осуществляется следующими способами:
самофинансирование, т. е. использование в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов — для государства, из собственных средств — для предприятия); использование заемных и привлекаемых средств.
Система финансирования инвестиционных проектов включает: источники финансирования; организационные формы финансирования.
Организации финансирования инвестиций. Основные организационные формы привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике: дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга.
Различают: государственные
бюджетные кредиты на возвратной
основе-ассигнования из бюджета на
безвозмездной основе; финансирование
по целевым федеральным
Организация проектного финансирования.
Понятия. Проектное финансирование можно укрупненно охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.
Под проектным финансированием понимается предоставление финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в виде кредита без права регресса, с ограниченным или полным регрессом на заемщика со стороны кредитора. Под регрессом понимается требование о возмещении получен- ной в заем суммы. При проектном финансировании кредитор несет повышенные риски, выдавая, с точки зрения традиционных банковских кредитов, необеспеченный или не в полной обеспеченный кредит. Погашение этого кредита осуществляет за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.
Различают три основные формы проектного финансирования
финансирование с полным регрессом на
заемщика, т. е. наличие определенных гарантий
или требование определенной формы ограничений
ответственности кредиторов проекта.
Риски проекта падают, в основном, на заемщика,
зато «цена» займа при этом относительно
невысока и позволяет быстро получить
финансовые средства для реализации проекта.
Финансирование с полным регрессом на
заемщика используется для малоприбыльных
и некоммерческих проектов финансирование
без права регресса на заемщика, т. е. кредитор
при этом не имеет никаких гарантий от
заемщика и принимает
на себя все риски, связанные с реализацией
проекта. Стоимость
такой формы финансирования достаточно
высока для заемщика т. к. кредитор надеется
получить соответствующую компенсацию
за высокую степень риска.
Проектное финансирование можно укрупненно охарактеризовать как финансирование инвестиционных проектов, при котором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инвестиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предоставленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.
Организационные формы финансирования. Основные организационные формы привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике: дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга.
Различают: государственные бюджетные кредиты на возвратной основе-ассигнования из бюджета на безвозмездной основе; финансирование по целевым федеральным инвестиционным программам; финансирование проектов из государственных международных заимствований; акционерное, или корпоративное, финансирование, при котором инвестируется конкретная деятельность отрасли или предприятия, в том числе: участие в уставном капитале предприятия; корпоративное финансирование, заключающееся в покупке ценных бумаг; проектное финансирование, при котором инвестируется непосредственно проект.
5. Маркетинг проекта
Современная концепция маркетинга в управлении проектами.
Маркетинг можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект раскрывает внутреннее содержание маркетинга проекта и представляет собой структуру маркетинговой деятельности безотносительно временной протяженности проекта. Этот аспект подчеркивает, что на любом этапе жизненного цикла проекта маркетинг присутствует во всей полноте, не меняя своего внутреннего содержания. Второй аспект отражает место маркетинга в проекте с точки зрения временной структуры проекта, т. е. его жизненного цикла. Несмотря на то что маркетинговые мероприятия присутствуют на каждом этапе проекта, значение, объемы и содержание работ на разных фазах проекта различны.
Условно первый аспект можно определить как вертикальную структуру маркетинга проекта, а второй — горизонтальную структуру маркетинга.
Достаточно традиционно всю совокупность маркетинга проекта можно разделить на шесть составляющих: маркетинговые исследования; разработка стратегии маркетинга; формирование концепции маркетинга; программа маркетинга проекта; бюджет маркетинга проекта; реализация мероприятий по маркетингу проекта.
Маркетинговые исследования и разработка маркетинговой стратегии проекта
Под маркетинговыми исследованиями понимается деятельность по поиску, сбору и предварительной аналитической обработке информации, имеющей значимость для рыночной успешности проекта.
Маркетинговые исследования — базовая деятельность, обеспечивающая все дальнейшие мероприятия по маркетингу необходимой информацией.