Управление поведением организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Для каждой организации большое значение имеют вопросы планирования и оптимизации системы управления и структуры. Во многих компаниях, как отмечают многие отечественные и зарубежные источники, со временем возникает не очень понятный феномен, называемый "снижением управляемости". Оно выражается в том, что хорошо организованное преуспевающее предприятие не может развиваться дальше без снижения эффективности. На таких предприятиях на Западе, особенно в США, стали создаваться специальные фирмы по управленческому консультированию, нацеленные на совершенствование системы управления. Это позволило им сформировать школы, отражающие стратегию управления и организационную политику руководства.

Работа содержит 1 файл

Управление поведением организации.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

7. Наглядную  схему структуры надо выполнять  с соблюдением определенных правил. Очередность расположения производственных или управленческих единиц по горизонтали слева направо должна максимально отражать их технологически последовательное участие в производственном процессе и кооперацию. Сплошные линии, означающие линейное подчинение, должны быть только вертикальными, штриховые - отражать функциональные связи, информационные - кооперацию производственных единиц и работников аппарата в выполнении определенных функций. Работники и единицы одного уровня, например, начальники отделов аппарата, располагаются на схеме на одной горизонтальной линии.

8. Признаком  хорошего баланса ответственности,  прав и компетенции работника  является минимум его обращений к своему руководству: он знает, как и что делать, и его прав для этого хватает. Но если работнику для исполнения своих обязанностей нужны не подчиненные ему ресурсы или на пути их выполнения возникают не устранимые им препятствия, то соответствующими полномочиями должен быть наделен его прямой начальник. Если же последний такими правами не наделен, то он в действительности не начальник для подчиненного, а один из "погонял", коих разработчик организационного проекта должен выявлять и устранять из структуры.

Это типично  американское выражение свидетельствует  о том, что если проблемы мастера  не может решить его прямой начальник, например, прораб в строительной фирме, а сделать это способен только находящийся через две ступени глава фирмы, которому подчинены ресурсы, то все промежуточные должностные лица между мастером и главой фирмы - типичные "погонялы", которых американский разработчик оргпроекта исключил бы из схемы.

9. Аппарат управления  компании должен максимально совмещать должности руководящих лиц по вертикали, например, вице-президент компании может быть одновременно директором одного из ее филиалов. Работа одного специалиста на двух указанных взаимосвязанных вертикальных уровнях позволяет:

• сократить  численность персонала;

• повысить производительность труда;

• глубже понимать роль и вернее оценивать работу филиала  с точки зрения интересов всей компании;

• решать вопросы  на верхнем уровне компании в интересах  филиала;

• повысить компетентность высшего управленческого аппарата компании за счет его постоянной связи с производством;

• расширить  самостоятельность филиала, поскольку  его директор обладает более широкими правами как вице-президент компании;

• лучше знать  состояние и проблемы производства, поскольку высший управленческий эшелон компании не отрывается от него, не замыкается в конторской среде.

10. В среднем  звене управления следует практиковать совмещение должностей по горизонтали как внутри отделов, так и между отделами, имеющими тесные кооперационные связи (например, финансовый отдел и бухгалтерия). Подобное совмещение внутри отделов позволяет готовить заместителей на случай ухода с предприятия основного работника или его длительного отсутствия (например, по болезни). У каждого работника должен быть дублер, причем наибольший эффект достигается, когда они дублируют друг друга, обмениваясь при этом опытом и оказывая взаимопомощь.

11. При комплектовании  рабочих мест и численности  аппарата управления среднего  звена следует руководствоваться  "эффектом отсутствия". Его суть в том, что временное отсутствие работника сразу сказывается на работе подразделения вследствие разрыва производственных или информационных связей, из-за чего блокируется и останавливается производство. Чем быстрее это проявится, тем больше необходимость в данном работнике (или его рабочем месте). Если же без него производство действует и работа его "ждет", то данное рабочее место не очень нужно.

12. Этот же  принцип в отношении управляющих  отделами и службами среднего  звена и филиалами компании  формулируется в виде афоризма: "Отпуск у руководителя должен быть достаточно большим, чтобы его подчиненные почувствовали трудности в работе из-за его отсутствия, но не должен быть настолько большим, чтобы подчиненные почувствовали возможность справиться и без него".

13. Количество  подразделений компании или лиц, подчиненных одному управляющему (норма управляемости), - вопрос вопросов не только в США и Западной Европе, но и у нас в стране. Существуют две широко распространенные точки зрения:

1) нормативов  быть не может;

2) в качестве  ориентиров можно рекомендовать лишь интервалы, внутри которых должны учитываться индивидуальные качества руководителя.

Считается, что управляемость на различных уровнях обеспечивается в пределах следующих интервалов:

• количество филиалов, замыкающихся на президенте компании, должно быть от 3 до 5;

• число прямых объектов управления у вице-президента или директора филиала - от 5 до 8;

• число подчиненных  лиц у одного управляющего - 6-8, но не более 10 чел.;

• число рабочих  в бригаде - от 5 до 15 чел.

13. Характерные  признаки превышения пределов управляемости, когда потребности управления снизу не совпадают с возможностью управления сверху, состоят в следующем:

• управляющий  не знает положения дел внизу (предел восприятия информации или  ее недостаток);

• не успевает решать вопросы, поступающие снизу (превышены указанные выше интервалы);

• недоступен снизу (лично или по средствам связи);

• не все вопросы  решает сразу (дефицит прав или квалификации).

14. Философия  высшего звена управления компании  по поводу признания или непризнания  категории ранга управляющих разного уровня. Это должен быть некий коэффициент, весовая характеристика, рейтинг важности данной должности, возможности решающего влияния лица, занимающего данную должность, на дела фирмы в целом. Если фирма создает сложнейшее, уникальное оборудование и у нее постоянно возникают проблемы с документацией и новой технологией, то ее судьба зависит от технических служб и технический вице-президент (по нашей терминологии - главный инженер) должен иметь высший ранг. На схеме организационной структуры эту должность следует расположить на вертикальной оси под президентом фирмы.

Если продукция  серийная, освоенная и решающий участок  для фирмы - сфера финансирования, то высший ранг должен быть у вице-президента по экономике и финансам. Ранг управляющего - это определенный набор требований к квалификационным и деловым качествам, дающим право на занятие этой должности и приобретение соответствующего статуса в иерархии компании. Установить иерархию должностей - забота разработчика, определить персональный состав - право и обязанность высшего руководителя.

15. Руководитель  должен знать весь перечень решений, принимаемых в фирме для осуществления всех видов деятельности, и  уровни вертикальной иерархии, на которых должны приниматься эти решения. Для этого разрабатываются специальные схемы (матричного типа), фиксирующие объем полномочий управляющих по самостоятельному принятию решений в тех или иных областях деятельности. В таких схемах (обычно на одном листе бумаги) специфицируются все делегируемые полномочия в рамках компании. Поскольку большинство делегирований, так или иначе, связано с правом затрачивать денежные фонды компании, то большинство схем отражает разного рода ограничения именно в этой сфере.

Подобную схему  можно представить таким образом. Левую ее часть занимает перечень основных областей принятия решений, например работа с кадрами, оперативные расходы, капитальные затраты и обязательства, цены и сбытовые обязательства, а также общие вопросы. В верхней части схемы указаны управленческие уровни, наделенные полномочиями по принятию решений в этих областях, а также та часть штабных работников, которая обладает функциональными полномочиями в вопросах, требующих принятия решений, или чья консультация, информация и советы способствуют принятию оптимальных решений управляющими.

Такая схема  должна утверждаться советом директоров. Это необходимо потому, что в ней  проводится разделение между решениями, принимаемыми советом директоров, и  решениями, входящими в компетенцию  оперативных руководителей.

16. Интегральным  критерием правильности избранной  стратегии менеджмента и совершенствования  организационной структуры фирмы  следует считать ежегодное сокращение себестоимости единицы изделия (конечно, не за счет качества!), что в сочетании с экономической политикой обеспечивает фирме высокий и стабильный уровень рентабельности.

17. Одним из  признаков высокого качества  системы управления является  возможность ее саморегулирования, т.е. чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) быстро фиксировались (в идеале - автоматически) и сразу же вырабатывались и предпринимались контрмеры, возвращающие систему в прежнее нормальное состояние.

18. Совершенствование  системы управления - область исключительно интеллектуальной деятельности; задача формализации решения проблемы и выхода на оптимум заманчива, но пока невыполнима.

19. Пределов  для совершенствования системы  управления и организационной  структуры не существует, любая "идеальная" организационная форма постепенно себя изживает, морально стареет. Однако важно, чтобы она чутко реагировала на изменения рыночной конъюнктуры.

20. Расходы на  совершенствование системы управления  и структуру фирмы всегда являются прибыльной сферой вложения капитала.

Маркетинг поведения. Согласно определению Ф. Котлера маркетинг – «это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена».

С общепринятой, широкой точки зрения маркетинг — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы индивидуумов путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание (конкретизированная потребность), спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Этот процесс характеризуется тем, что потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; на основе которого осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки. Таким образом, маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.

Однако как  справедливо замечает Ф. Котлер сфера  действия маркетинга в последнее  время значительно расширилась, включив в себя, помимо товаров, и ряд других самостоятельных единиц «рыночного хождения», а именно услуги, организации, отдельные лица, места и идеи.  Видимо, появилась потребность в применении маркетинга и в сфере поведения.  Основываясь на определениях, которые американский экономист дает таким понятиям как «маркетинг организаций», «маркетинг лиц» и т.д. можно сформулировать следующее определение маркетинга поведения: «Маркетинг поведения – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретному типу поведения социальных субъектов».

Исходя из этого, можно выделить маркетинг поведения  субъектов различного уровня:

·        маркетинг поведения личности (лица) – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к  поведению конкретной личности;

·        маркетинг поведения групп -  это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к  поведению конкретной группы;

·        маркетинг поведения организации - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к  поведению конкретной организации;

·        маркетинг общественного поведения - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к  общественному поведению.

Маркетинг поведения личности нацелен на «продажу» поведения конкретного лица. В настоящее время наиболее распространенными формами этой деятельности являются маркетинг поведения знаменитостей и политиков. Какие бы роли – от мафиози до святоши – не играл голливудский актер, его поведение в «миру», как правило, преподносится как некий эталон. Это может быть примерный семьянин, благотворитель и т.д. (человек с высокими моральными принципами) или напротив сердцеед, мелкий магазинный воришка и т.д. (человек, как и все «простые» люди, не лишенный слабости). То есть осуществляется кампания по созданию имиджа знаменитости. В свою очередь, лицо, занимающееся политикой, вынуждено придерживаться нравственных, с точки зрения общественных норм, линий поведения, а именно быть человеком слова и дела, любить детей и природу, проявлять добросердечность и т.д.  Этот образ настойчиво навязывается общественности.  Понятно, что каждое лицо имеет свою целевую аудиторию. Так, маркетинг поведения знаменитости направлен на публику, имеющую определенные возрастные, социальные, статусные и т.д. признаки. А маркетинг поведения политиков на свой электорат, который также обладает конкретными социальными, социокультурными, образовательными и т.д. характеристиками.

Маркетинг поведения групп направлен на поддержание или изменение позиций конкретных групп.  Здесь наиболее распространенными формами этой деятельности могут быть как маркетинг поведения творческих и политических, так и научных, новаторских, криминальных и т.д. групп. Характерным для этой формы маркетинга является то, что группа, как правило, имеет свои представления о нормах поведения, необходимом имидже, взаимодействии с обществом, личностью и другими группами.  Поэтому этот маркетинг, за редким исключением,  нацелен на навязывание своей целевой аудитории собственных ценностей и типов поведения. 

Информация о работе Управление поведением организации