Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде на новые виды/организации, которые в зависимости от начальных условий могут сразу оказаться на этапе зрелости или развития.
Цель работы: определение инструментов управления процессом развития организации в современных условиях на основе анализа стадий жизненных циклов и ее стратегий.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………….3
1. Жизненный цикл организации и методика анализа………………………….5
1.1 Жизненный цикл организации – точки "перелома": причины и антикризисные (инновационные) действия……………………………………..5
1.2 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования……………………………………………6
Основные ситуации влияния жизненных циклов………………………….12
2. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия………...17
2.1 Стратегия развития организации и методы ее построения……………….17
2.2 Риски при реализации типовых стратегий организации………………….22
2.3 Формирование основных направлений действий на основе метода
SWOT……………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемых источников……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая,упр.персоналом.docx

— 210.37 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение…………..……………………………………………………………….3

1. Жизненный цикл организации и методика анализа………………………….5

1.1 Жизненный цикл организации – точки "перелома": причины и антикризисные (инновационные) действия……………………………………..5

1.2 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования……………………………………………6

    1. Основные ситуации влияния жизненных циклов………………………….12

2. Теоретические аспекты выбора стратегии развития предприятия………...17

2.1 Стратегия  развития организации и методы  ее построения……………….17

2.2 Риски при реализации типовых стратегий организации………………….22

2.3 Формирование  основных направлений действий  на основе метода 

SWOT……………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….40

Список используемых источников……………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В теории менеджмента развивается  направление, в рамках которого исследователи  рассматривают организацию как  развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение  организаций может быть описано  с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть  ограниченность этой аналогии. Биологические  организмы начинают умирать с  первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать  об организации, поскольку никакая  организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.

Жизненный цикл организации  – ее предсказуемые изменения  с определенной последовательностью  состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа  к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Жизненный цикл организации используется для  объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации  имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют  определенной модификации понятия  жизненного цикла. Один из вариантов  деления жизненного цикла организации  на соответствующем временном отрезке  предусматривают определенные этапы:

Таким образом, модель жизненного цикла принимает  следующий вид: зарождение и становление  организации, развитие, подразумевающее  заполнение выбранного рынка, зрелость, заключающаяся в удержании захваченной части рынка, и старение, сопровождающееся вытеснением с рынка конкурентами или исчезновением рынка.

Окончание жизненного цикла может состоять не только в упадке и исчезновении вида/организации, но и в распаде  на новые виды/организации, которые  в зависимости от начальных условий  могут сразу оказаться на этапе  зрелости или развития.

Цель работы: определение инструментов управления процессом развития организации  в современных условиях на основе анализа стадий жизненных циклов и ее стратегий.

 

 

 

 

  1. Жизненный цикл организации и методика анализа

 

Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены  приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть  на себя со стороны, оценить сложившуюся  ситуацию, осмыслить собственный  опыт и ответить на ряд важных вопросов:

    • Что представляет собой наша организация сегодня?
    • Чего мы достигли, чего  нет?
    • Какие у нас накопились противоречия и трудности?
    • Почему их не удается в полной мере преодолеть?
    • Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее?

 

1.1 Жизненный цикл организации (ЖЦО) – точки "перелома": причины и антикризисные (инновационные) действия.

Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления  изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента,   наиболее  объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:

  1. Рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача - выход на рынок;
  2. Детство и юность: главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;
  3. Зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;
  4. Старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;
  5. Возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

Организационная диагностика  проводится в несколько этапов с  помощью специальных методов.

1.Анализ характеристик  организации

2. Экспертное  оценивание

3. Изучение  и обсуждение стадий жизненного  цикла

4. Обработка  и анализ результатов

5. Комментарии  и выводы. Анализ управленческих  ошибок.

 

1.2 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования.

Жизненный цикл организации (материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической  организации, переход организации  в новое качество). Массовое обновление основного капитала - материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации. Возникновение, становление, развитие, отмирание или переход в новое качество как фазы жизненного цикла.

 

              

Рисунок 1 – Жизненный цикл организации

 

Фазы  жизненного цикла фирмы можно  описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда  прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое  качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

Даже  самые успешные фирмы, “живущие”  долго, не могут похвастаться, что  после каждого жизненного цикла  они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

Необходимо  сказать, что в жизненном цикле  фирмы очень важное место принадлежит  четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность  развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических  и финансово-промышленных групп В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Главным ориентиром при обосновании  выбора направления развития производства по-прежнему являются технические возможности  предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает  необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию  предприятия  на изменения внешней  среды. 

Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием  предприятия на основе модели жизненных  циклов  дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно  проводить изменения. В настоящее  время в экономических науках описание жизненных циклов носит  преимущественно качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за  недостаточной  проработки отдельных методологических моментов.

Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных  циклов спроса, технологии и товара:

    • Ситуация  гармоничного рынка;
    • Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта;
    • Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере производства;
  • Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере производства и  в    сфере сбыта;
    • Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта при  

отсутствии спроса;

    • Ситуация  нарушения гармоничности рынка в сфере производства

 и сбыта при отсутствии  спроса.

Разработан  механизм управления развитием предприятия  на основе    модели жизненных  циклов. Реализация механизма предполагает применение  метода QFD (развертывание функции качества) и метода экспертных оценок в качестве инструмента управления внутриорганизационными изменениями. Использование    механизма позволяет обеспечить обоснованный выбор управленческих решений по развитию   промышленного   предприятия в соответствии с изменениями требований окружающей среды.   

Модель  жизненных циклов является одним  из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы.   На основе  модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием.

 

 

Таблица 1 - «Возможности и ограничения модели жизненных циклов».


Возможности

Ограничения

1.  Позволяет прогнозировать  сбыт, 

     планировать   производственную  

     программу.

2.  Позволяет определять   базисные    

     стратегии  на разных этапах 

     развития.

3.  Позволяет качественно  

     охарактеризовать  каждый этап

     развития . 
4. Позволяет определить

     последовательность  этапов 

     развития предприятия

1. Проблематичность определения    длительности 

    различных   стадий жизненного   цикла и   всего 

    жизненного цикла      в   целом.

2. Невозможность однозначной   идентификации 

    отдельных    стадий     жизненного     цикла.

3. Трудности   определения  момента  наступления 

     конкретного     этапа жизненного     цикла

4.  Сложность определения  границ между

     стадиями      жизненного      цикла.

5. Невозможность точного  определения начала  и 

    конца     каждого     вида жизненного  цикла.


 

Таблица 2 - «Классификация видов жизненных циклов по  уровням управления».

Уровни 

управления предприятием

Виды жизненных циклов

Факторы, влияющие на различных уровнях  управления предприятием

Степень управляемости факторов

Макроуровень

Жизненный цикл спроса

Факторы внешней среды косвенного воздействия

Неуправляемые факторы

Мезоуровень

Жизненный цикл технологии

Факторы внешней среды  прямого  воздействия

Частично управляемые факторы

Микроуровень

Жизненный цикл товара

Факторы внутренней среды 

Управляемые факторы


 

По аналогии с известной классификацией, выделено три иерархических  уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают  влияние определенные группы факторов:

Информация о работе Управление персоналом