Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективност

Работа содержит 1 файл

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.57 Кб (Скачать)

® быть основанными  на законах развития общества, его  социальных и экономических законах  к законах менеджмента;

• соответствовать  целям социального управления, отражать основные свойства, связи и отношения  менеджмента;

• учитывать  временные и территориальные  аспекты процессов социального  управления;

• иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными  в различных нормативных документах, поскольку каждый принцип социального  управления целенаправлен: его применяют для решения конкретных организационно-политических и социально-экономических задач (91). 

К основным принципам  социального управления относят:

• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности  при их обсуждении;

• принцип единства административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;

а принцип сочетания  отраслевого и территориального социального управления; 

» принцип научности  социального управления; 

а принцип п  р о i позирования социального  управления, а принцип м о i и  в а ц и i (сщмулироввния) груда;

вляют собой  результат обобщения людьми объективно

• принцип рационального  подбора, подготовки, расстановки и  использования кадров;

• принцип экономичности  и эффективно с-т и социального  управления;

• принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящих  из различных звеньев, т.е. систем, стремящихся  к реализации различных целей);

• принцип иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют  деления на элементы. При этом каждая ступень управляет нижестоящей  ступенью и одновременно является объектом упра вления по отношению к вышестоящему уровню);

• принцип необходимого разнообразия (управляющая система  должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая  система);

• принцип обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей  системы на управляемую систему  путем сравнения фактического состояния  с заданным). 

Системы принципов  управления изменяются в процессе общественного  развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента  полностью исчезнуть не могут, так  как выражают требования к системе  социального управления. Формы же и методы использования этих принципов  на различных этапах социального  развития могут и должны быть различными. 

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА 

Метод управления — это способ осуществления управляющего воздействия или способ реализации (достижения) целей социального управления (65). В наиболее общем виде все  методы управляющего воздействия можно  разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся  такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям  тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления, являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных  законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических  и т.д. В связи с этим различают  экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления (65).

Экономические методы. Экономические методы управления представляют собой способы достижения целей управления (средства) на основе реализации требований экономических  законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном  значении понимается экономический  расчет, основанный на сознательном использовании  всей системы экономических законов  и категорий рыночной экономики*.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования (65).

Экономическое стимулирование представляет собой  метод социального управления, опирающийся  на экономические интересы работников (91). Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника  в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых  и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала  и каждого работника в получении  возможно высокой прибыли. Экономическое  стимулирование базируется на следующих  основных принципах: 

• взаимосвязь  и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

• дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений  в структуре производства;

• сочетание  экономического стимулирования с другими  методами мотивации;

• сочетание  экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и  отдельных работников (91). 

В целом техника  комплексной мотивации людей  включает три основные группы методов:

1) приемы, ориентированные  на работников. К ним относятся:

а) постановка перед  работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную  норму 

' Рыночная экономика  — экономическая система, цели  которой достигаются в процессе  функционирования свободного рынка  с минимальным государственным  вмешательством .

выработки, выплачиваются  премии); б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью  улучшения поведения человека); в) переподготовка (прохождение курса  обучения перспективным специальностям за счет организации); 

2) приемы, ориентированные  на работу. Это: а) усовершенствование  рабочих мест и расширение  сферы деятельности работников (т.е.  такое распределение обязанностей  в органи­зации, при котором на  работников возлагается больше  ответственности за ее деятельность  в целом); б) гибкий график работы (т.е. такой режим труда, при  котором работники могут самостоятельно  планировать время начала и  окончания работы); в) телекоммуникация  и домашние офисы (т.е. работа  на дому с подключенными к  офису телефоном, компьютером  и факсом); г) сокращение рабочего  времени и деление функциональной  нагрузки как способы минимизировать  число увольнений;

3) приемы, ориентированные  на организацию. К ним относятся:  а) расширение полномочий (т.е.  предоставление работникам больших  возможностей для участия в  повседневных делах организации); б) участие в достижении целей  (т.е. получение регулярных денежных  вознаграждений за успешные результаты  коллективной работы) и др. (82). Организационно-административные  методы. Данные методы управления  базируются на власти, дисциплине  и ответственности (65).

Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих  основных видах: 

• прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым  объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

• установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка  стандартных процедур административного  воздействия, унифи­цированных форм менеджмента;

• разработка и  внедрение рекомендаций по организации  и совершенствованию тех или  иных процессов, подвергаемых организационно-административному  воздействию;

• контроль и  надзор за деятельностью организации  или отдельных работников. 

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов социального управления является распорядительство и оперативное  вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его  участников для выполнения поставленных перед ними задач (65).

Выделяют три  основные группы организационно-административных методов:

•организационно-стабилизирующие. Содержание данных методов воздействия  заключается в установлении состава  элементов системы и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным методам относятся регламентирование, нормирование и инструктирование;

• распорядительного  воздействия. Отражают текущее использование  установленных организационных  связей и их частичную корректировку  при изменении условий работы. В основе распорядительного воздействия  лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся постановление, приказ, распоряжение, указание, резолюция;

• дисциплинарного  воздействия. Предназначены для  поддержания стабильности организационных  связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. 
 

Все три группы организационно-административных методов  менеджмента используются как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга (91).

Социальные и  психологические методы. Социальными  и психологическими методами управления называются способы управляющего воздействия, опирающися на объективные законы социального  развития и законы психологии (65). Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного  коллектива или его структурного звена, отдельного работника. Условно  социальные и психологические методы управления можно разделить на три  основные группы:

• социальные методы управления, включающие широкий спектр социально-политических методов, методов  социального нормирования, социального  регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между:

коллективами  и отдельными работниками путем  введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают политическое образование и привлечение  работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам  социального нормирования относятся  правила внутреннего трудового  распорядка, правила внутри­фирменного  этикета, формы дисциплинарного  воздействия. Методы социального регулирования  используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и  регулирования интересов и целей  различных коллективов, групп и  индивидуумов. К ним относятся: договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворе­ния  социальных потребностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения  коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов  в профессиональной деятельности; 

• социально-психологические  методы управления, представляющие собой  конкретные способы и приемы воздействия  на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие  внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят фор­мальные  и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Социально-психо­логические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной  характеристикой, определяющей направление  воздействия. Среди способов мотивации  выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение  и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических  методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его  всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной  деятельности коллективов; 

• психологические  методы управления, направленные на регулирование  отношений между людьми путем  оптимального подбора и расстановки  персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, методы гуманизации труда, методы профессионального  отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные соотношения между работниками  с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда  относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение мо­нотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального  отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы (91). 

Информация о работе Управление персоналом