Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:05, реферат
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективност
Таким образом, можно
заключить, что социология управления
– это научно-практическая отрасль
знания, исследующая процессы администрирования
и менеджмента в различных
типах социальны общностей и
организаций. На макроуровне она
изучает администрирование как
разновидность профессиональной деятельности,
как социальный институт и систему,
обеспечивающую взаимодействие государства
и гражданского общества. На микроуровне
она изучает менеджмент организаций,
в том числе государственных.
В центре ее внимания организационное
поведение людей, формирование профессиональных
групп и управленческих команд. Социология
управления представляет собой совокупность
методологических принципов, методов
и процедур исследования, а также социальных
технологий, направленных на достижение
эффективности администрирова¬ния и менеджмента.
В словаре, составленным мной (Социология организаций и управления: словарь основных понятий / автор-сост. А. И. Фоменков. – Смоленск: СГПУ, 2005. – 168 с.), можно найти следующие определения:
Социология управления – 1) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Социология управления изучает государственные и общественные органы управления, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, обучения и продвижения управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов и управленческих концепций. Социология управления изучает проблемы, связанные с социальными целями управления с точки зрения социальных критериев; их соответствием интересам и желаниям управляемых; анализом социальных последствий, принимаемых управленческих решений; отношением к ним исполнителей; системой учета интересов, мнений, предложений масс; явлениями дисциплины, ответственности, исполнительности как выражение определенных социальных отношений, которые возникают в процессе управления; 2) раздел (отрасль) социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в процессах управления.
Социология управления
(по А.В. Тихонову) – отраслевая социологическая
дисциплина, которая изучает закономерности
становления, функционирования и развития
управления как социального института
во взаимодействии с другими институтами
общества, условия, формы и механизмы
управляемости социальных систем (общества
и его подсистем) как функционального
единства рациональной (искусственной)
организации и спонтанной (естественной)
самоорганизации. Объект социологии управления
— социальное управление как сознательно
организуемый и направляемый процесс
совместной деятельности людей. Предмет
социологии управления — закономерности
построения, функционирования и развития
управляемых социальных систем, взаимодействие
механизмов организации и самоорганизации
в процессах совместной деятельности
людей. Прикладная функция социологии
управления — теоретические и
эмпирические знания о закономерностях
построения, функционирования и развития
управляемых социальных систем; имеют
методологическое значение для выбора
тематики и организации практически
ориентированных
Процессы управления как особый вид человеческой деятельности возникают из необходимости обеспечить целенаправленность и согласованность работы коллективов людей . Управление всегда характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: организационно-технической и социально-экономической. Если организационно-техническая сторона управления порождается разделением труда, его специализацией и кооперацией и зависит от уровня развития производства, то социально-экономическая определяется социально-экономическими условиями, сложившимися в данном обществе. Поэтому сущность управления необходимо рассматривать и оценивать с позиции единства отношений управления, его двух сторон. В условиях современного общества социальное управление становится деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни: политическую сферу, сферы материального и духовного производства (91).
Цели социального
управления. Начальным пунктом управления
является формирование и выбор целей
управления (91). Любой вид социального
управления тем и отличается от управления
в технических и биологических
системах, что воздействие субъекта
управления (управляющей подсистемы)
на объект управления (управляемую
подсистему) происходит путем определения
цели деятельности. Формирование целей
и задач социального управления
исходит из глубокого и всестороннего
анализа развития общества. Социальное
управление воплощается в системе
целей: перспективных и текущих;
организационно-технических и
Предмет науки социального управления. При определении предмета науки социального управления исходят из сущности управления как особой функции, возникающей из необходимости руководства совместной деятельностью (91). Поэтому изучать управление — значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на общественные процессы, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления. Таким образом, предметом науки социального управления являются отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Отношения управления реализуются через информацию, отражающую формы связей в процессе управления социальными системами.
Результатом управленческой
деятельности являются решения, а также
направленные на реализацию задач, стоящих
перед управляемым объектом, такие
функции управления, как планирование,
организация, координация, стимулирование
и контроль за совместными действиями
людей в процессе коллективной деятельности
на основе учета общественных и личных
интересов. При этом социальное управление
охватывает многообразие общественных
отношений (политических, экономических,
культурных) и находится под воздействием
совокупности факторов как объективного,
так и субъективного характера.
Вопрос о сочетании объективного
и субъективного в управлении
— это вопрос о взаимодействии
механизма объективного развития социальной
системы и механизма
Содержание науки социального управления. Содержанием науки социального управления является выявление законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом (91). Поэтому в основу науки управления должны быть положены социальные и экономические законы. Однако в ней используется также ряд специфических законов, закономерностей и методов.
Характерными
чертами научного социального управления
являются: познание и сознательное
использование социальных законов,
законов и закономерностей
Социальное управление
как особый вид человеческой деятельности
возникает из необходимости организации
совместной деятельности людей и
порождается, с одной стороны, разделением
труда (в основе которого лежит неравенство
способностей), а с другой — социально-экономическими
условиями конкретного общества
(в основе которых лежит соответствующий
тип культуры, определяемый господствующими
социальными ценностями). Социальное
управление является деятельностью, охватывающей
весь процесс общественной жизни
— политическую, экономическую и
духовную сферы.
4. Главное отличие
социального управления от
ПРИНЦИПЫ И
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ
ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ
Различают следующие
подходы к изучению проблем социального
управления:
• конкретно-исторический,
который предполагает изучение отношений
социального управления как процессов,
находящихся в состоянии
в комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений управления;
• аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);
• системный, позволяющий
рассматривать и управляемую, и
управляющую подсистемы как целостный
комплекс взаимосвязанных, объединенных
общей целью элементов, выявить
свойства системы, ее внутренние и внешние
связи (91).
К эффективным
методам науки социального
!!!!!Основная
цель методологических
К основным законам
социального управления относятся:
» закон единства
системы социального
• закон пропорциональности
управляемой и управляющей
• закон оптимального
соотношения централизации и
децентрализации функций
• закон участия
различных слоев населения в
социальном управлении, в повышении
его эффективности и
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Под принципами
социального управления следует
понимать правила, основные положения
и нормы поведения, которыми руководствуются
органы управления в процессе руководства
в силу социально-экономических
условий, сложившихся в обществе
(91). Они определяют требования к
системе, структуре, процессу и механизму
социального управления. Принципы управления
предста действующих законов
и закономерностей, присущих им общих
черт, характерных фактов и признаков,
которые становятся общим началом
их деятельности. Следовательно, принципы
социального управления — это
руководящие идеи, исходные положения,
отражающие законы развития отношений
управления. Взаимосвязь принципов,
законов и закономерностей
Таким образом,
принципы социального управления должны: