Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективност

Работа содержит 1 файл

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.57 Кб (Скачать)

Таким образом, можно  заключить, что социология управления – это научно-практическая отрасль  знания, исследующая процессы администрирования  и менеджмента в различных  типах социальны общностей и  организаций. На макроуровне она  изучает администрирование как  разновидность профессиональной деятельности, как социальный институт и систему, обеспечивающую взаимодействие государства  и гражданского общества. На микроуровне  она изучает менеджмент организаций, в том числе государственных. В центре ее внимания организационное  поведение людей, формирование профессиональных групп и управленческих команд. Социология управления представляет собой совокупность методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, направленных на достижение эффективности администрирова¬ния и менеджмента. 

В словаре, составленным мной (Социология организаций и управления: словарь основных понятий / автор-сост. А. И. Фоменков. – Смоленск: СГПУ, 2005. – 168 с.), можно найти следующие  определения:

Социология управления – 1) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Социология управления изучает государственные  и общественные органы управления, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, обучения и продвижения управленческих кадров, отношения, складывающиеся между  работниками аппарата управления при  выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них  интересов и управленческих концепций. Социология управления изучает проблемы, связанные с социальными целями управления с точки зрения социальных критериев; их соответствием интересам  и желаниям управляемых; анализом социальных последствий, принимаемых управленческих решений; отношением к ним исполнителей; системой учета интересов, мнений, предложений  масс; явлениями дисциплины, ответственности, исполнительности как выражение  определенных социальных отношений, которые  возникают в процессе управления; 2) раздел (отрасль) социологии, изучающий  закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений  в процессах управления.

Социология управления (по А.В. Тихонову) – отраслевая социологическая  дисциплина, которая изучает закономерности становления, функционирования и развития управления как социального института  во взаимодействии с другими институтами  общества, условия, формы и механизмы  управляемости социальных систем (общества и его подсистем) как функционального  единства рациональной (искусственной) организации и спонтанной (естественной) самоорганизации. Объект социологии управления — социальное управление как сознательно  организуемый и направляемый процесс  совместной деятельности людей. Предмет  социологии управления — закономерности построения, функционирования и развития управляемых социальных систем, взаимодействие механизмов организации и самоорганизации  в процессах совместной деятельности людей. Прикладная функция социологии управления — теоретические и  эмпирические знания о закономерностях  построения, функционирования и развития управляемых социальных систем; имеют  методологическое значение для выбора тематики и организации практически  ориентированных социологических  исследований, способствующих решению  социально-инженерных задач, в том  числе и задач организации  и реорганизации управляемых  систем. 
 
 
 

Процессы управления как особый вид человеческой деятельности возникают из необходимости обеспечить целенаправленность и согласованность работы коллективов людей . Управление всегда характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: организационно-технической и социально-экономической. Если организационно-техническая сторона управления порождается разделением труда, его специализацией и кооперацией и зависит от уровня развития производства, то социально-экономическая определяется социально-экономическими условиями, сложившимися в данном обществе. Поэтому сущность управления необходимо рассматривать и оценивать с позиции единства отношений управления, его двух сторон. В условиях современного общества социальное управление становится деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни: политическую сферу, сферы материального и духовного производства (91).

Цели социального  управления. Начальным пунктом управления является формирование и выбор целей  управления (91). Любой вид социального  управления тем и отличается от управления в технических и биологических  системах, что воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую  подсистему) происходит путем определения  цели деятельности. Формирование целей  и задач социального управления исходит из глубокого и всестороннего  анализа развития общества. Социальное управление воплощается в системе  целей: перспективных и текущих; организационно-технических и социально-экономических; народнохозяйственных, отраслевых, региональных и т.д. При этом оно призвано планировать, организовывать, координировать, стимулировать, контролировать деятельность коллективов  и отдельных людей, направленную на достижение поставленных целей (91).

Предмет науки  социального управления. При определении  предмета науки социального управления исходят из сущности управления как  особой функции, возникающей из необходимости  руководства совместной деятельностью (91). Поэтому изучать управление —  значит изучать прежде всего отношения  между людьми в ходе целенаправленного  воздействия на общественные процессы, выявлять законы формирования отношений  управле­ния с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы  их осуществления. Таким образом, предметом  науки социального управления являют­ся  отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей  и коллективов в процессе управленческого  воздействия. Отношения управления реализуются через информацию, отражающую формы связей в процессе управления социальными системами.

Результатом управленческой деятельности являются решения, а также  направленные на реализацию задач, стоящих  перед управляемым объектом, такие  функции управления, как планирование, организация, координация, стимулирование и контроль за совместными действиями людей в процессе коллективной деятельности на основе учета общественных и личных интересов. При этом социальное управление охватывает многообразие общественных отношений (политических, экономических, культурных) и находится под воздействием совокупности факторов как объективного, так и субъективного характера. Вопрос о сочетании объективного и субъективного в управлении — это вопрос о взаимодействии механизма объективного развития социальной системы и механизма сознательного  использования социальных законов  в системе управления.

Содержание науки  социального управления. Содержанием  науки социального управления является выявление законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и  методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом (91). Поэтому в основу науки управления должны быть положены социальные и экономические законы. Однако в ней используется также ряд специфических законов, закономерностей и методов.

Характерными  чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование социальных законов, законов и закономерностей управления; обеспечение сис­темности и непрерывности  процесса управленческих воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений; взаимосвязь и взаимодействие государственного, хозяйственного и общественного  менеджмента

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации  совместной деятельности людей и  порождается, с одной стороны, разделением  труда (в основе которого лежит неравенство  способностей), а с другой — социально-экономическими условиями конкретного общества (в основе которых лежит соответствующий  тип культуры, определяемый господствующими  социальными ценностями). Социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни  — политическую, экономическую и  духовную сферы. 

4. Главное отличие  социального управления от всех  других его видов состоит в  сознательном определении целей  деятельности. Результатом управленческой  деятельности являются решения,  направленные на реализацию целей  посредством осуществления функций  управления через организованное  взаимодействие людей. Этот сложный  комплекс устойчивых взаимосвязей  представляет собой отношения  управления, которые и являются  предметом науки социального  управления.

ПРИНЦИПЫ И  МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ 

Различают следующие  подходы к изучению проблем социального  управления: 

• конкретно-исторический, который предполагает изучение отношений  социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих  на них факторов;

в комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь  экономического, правового, социально-психологического и других подходов к анализу отношений  управления;

• аспектный, позволяющий  исследовать одну из сторон отношений  управления, одно из свойств, проявляющихся  через связи с тем видом  отношений, который специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);

• системный, позволяющий  рассматривать и управляемую, и  управляющую подсистемы как целостный  комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить  свойства системы, ее внутренние и внешние  связи (91). 

К эффективным  методам науки социального управления относятся: моделирование (применяются  различные виды моделей -- вербальные, физические, графические, математические и др.), эксперимент, социологические  и психологические (опросы, тес­тирование, наблюдение и т.д.), а также экономико-математические (программирование, теория игр, теория информации, корреляционный и факторный  анализ и др.) методы. 

!!!!!Основная  цель методологических исследований  состоит в выработке наиболее  эффективных путей, подходов и  методов для получения знаний  о явлениях, системах и процессах  управления

К основным законам  социального управления относятся: 

» закон единства системы социального управления, обусловленный культурными, политическими  и экономическими условиями общественного  развития. Системе социального управления органически присуще единство, определяющее основные процессы ее функционирования, характер формирования и развития. Система социального управления еди­на, что проявляется: в неразрывной  цепи отношений управления от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев; в  единстве социаль­ного управления всеми  составными частями глобальных целей  и интересов общества; в единстве основных функций и методов менеджмента;

• закон пропорциональности управляемой и управляющей подсистем  социальной системы, предполагающий рациональную соотносительность внутри них, а  также между ними с целью обеспечения  наиболее эффективного функционирования этих подсистем;

• закон оптимального соотношения централизации и  децентрализации функций социального  управления. Уровень централизации  управления меняется в процессе общественного  развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного  развития должен быть свой оптимальный  уровень централизации (де­централизации). При этом, чем выше уровень, на котором  принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации  управления; 

• закон участия  различных слоев населения в  социальном управлении, в повышении  его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено  цели удовлетворения потребностей населения (91). 

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

Под принципами социального управления следует  понимать правила, основные положения  и нормы поведения, которыми руководствуются  органы управления в процессе руководства  в силу социально-экономических  условий, сложившихся в обществе (91). Они определяют требования к  системе, структуре, процессу и механизму  социального управления. Принципы управления предста действующих законов  и закономерностей, присущих им общих  черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом  их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это  руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений  управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно  представить в такой последовательности: законы социального развития —^ социальные и экономические законы соответствующего периода (этапа) социального развития —^ законы и закономерности социального  управления—^принципы социального  управления. При этом важное различие между принципами и методами социального  управления состоит в том, что  принципы управления не выбирают - им следуют. Принцип позволяет формировать  систему методов и каждый метод  в отдельности, но каждый отдельный  метод не имеет такого же воздействия  на принцип управления (91). 

Таким образом, принципы социального управления должны: 

Информация о работе Управление персоналом