Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективност

Работа содержит 1 файл

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.57 Кб (Скачать)

Как реализуется  эта возможность, какие дальнейшие трансформации претерпевает «социальное  тело» доминирующего субъекта и  как это отражается на решении  общественных проблем – вот вопросы, которые исследует социология управления.

Одной из главных  задач социологии управления как  отраслевой дисциплины является получение  теоретических и эмпирических знаний о закономерностях развития социального  управления как института и особого  механизма в решении задач  управляемости социальных процессов. На макро- и микросоциальном уровнях  социологию управления интересуют условия, при которых появляется и исчезает управление в конкретной социальной общности, факторы, влияющие на форму  и уровень управляемости, на ее трансформацию, последствия того или иного состояния  управляемости общности для ее исторической судьбы, последствия применения различных  технологий управления и, разумеется, поведение людей под воз¬действием  управления или участия в нем, изменение их личностных ка¬честв в  процессе оестествления искусственных  норм.

Для решения этих задач социология управления разрабатывает  свой научный инструментарий: понятийный аппарат, концептуальные схемы, гипотезы, теории, а также методологические принципы и методы получения нового знания, решает вопросы практического  применения полученного знания.

Таким образом, можно  утверждать, что социология управления выполняет научные, методологические, просветительские и социально-инженерные задачи, в частности, она:

- производит новые  знания о явлениях управления, разрабатывает соответствующий  понятийный аппарат, описательные  и объяснительные концепции;

- служит методологической  базой для разработки программ  социологического исследования  проблем управляемости социальных  процессов;

- создает теоретические  модели и предоставляет исследовательские  данные для социологического  просвещения всех слоев населения;

- способствует разработке  научно обоснованных проектов  управления обществом в целом  и его подсистемами, проектов  развития сфер, отраслей, учреждений, их создания и реорганизации,  в том числе и усовершенствования  системы государственной гражданской  службы и муниципальное управления .

В научной литературе существуют другие определения объекта  и предмета социологии управления, например: Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие  в обществе и его отдельных  подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий  в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные  и иные группы и включенных в многообразные  процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов  управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и  общества в целом, каждое из которых  представляет собой специфическую  систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта  и предмета социологии управления даёт нам возможность более полно  представить специфику этой отрасли  социологического знания. Она изучает  многообразную деятельность органов  управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

1. Весь комплекс  подбора, расстановки, формирования  управленческих кадров;

2. Отношения и  взаимодействия, складывающиеся между  работниками аппарата управления  и подчиненными им сотрудниками  и организационными структурами;

3. Исследование и  формирование целей управления  с точки зрения социально-экономических  и социально-психологических критериев,  их соответствия интересам и  ожиданиям управляемых;

4. Анализ и оценку  социальных последствий принимаемых  управленческих ре¬шений, определение  эффективности управленческих действий;

5. Изучение и совершенствование  социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный  объект (управляемую подсистему) для  сохранения ее качественной специфики  и целостности, обеспечения ее  нормального функционирования, успешного  движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных

Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленче¬ской  деятельности принципах научного управления социальными и промышленными  организациями.

Основные задачи социологии управления:

Первая из основных задач социологии управления состоит  в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся  социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются  особенности взаимодействия тех  людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих  постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться  первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы  из огромного и многообразного скопления  ре¬альных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные и  на этой основе обнаружить тенденции  развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности  людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и  структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в  силу каких обстоятельств возникают  новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

Но если мы сумеем определить тенденции развития управленческой деятельности и оценить важность, практическую значимость новых управленческих теорий, их конструктивность и эффективность, перспективы их применения более  или менее отдаленном будущем, то это означает, социология управления способна решить еще одну, четвёртую  задачу. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений  и сценариев развита управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз  ее совершенствования.

А это означает, что  определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или  менее успешно решать и пятую  СВОЮ задачу – сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Вычленение основных задач социологии управления позволяет  определить ее основные функции, которые  непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

Первая из функций  социологии управления – познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической  сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

Вторая функция  социологии управления – оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы  оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система  управления основным тенденциям этого  общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или  сковывает инициативу отдельных  индивидов, их групп и общностей.

Третья функция  социологии управления – прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений  в управленческой деятельности в  пределах ближайшего или более отдаленного  будущего, т.е. на определение возможных  траекторий развития управления, на его  прогнозирование.

Четвертая функция  социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в  том, чтобы на основе определения  и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций  их развития и совершенствования, прогнозирования  их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров  повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается  сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического  осуществления управленческой деятельности.

Наконец, социология управления может выполнять еще  одну важную социальную функцию (пятую) – вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

Следует указать  так же и основные концептуальные направления и методы исследования социологии управления. Ключевыми являются социокультурный, системный, функциональный и поведенческий подходы. Несмотря на различия в этих подходах к изучению администри¬рования, в каждом из них рассматриваются сходные вопросы: каковы стандарты допустимого поведения государственных служащих; что представляет собой ценностно-нормативный механизм регуляции деятельности чиновников; как мотивировать действия работников государственных учреждений для достижения желаемых результатов? 

На уровне макроанализа администрирования применяются  логико-дедуктивный, историко-сравнительный, кросс-культурный и структурно-функциональный методы. Наиболее адекватным здесь  выступает прием идеализации. Выбор  объекта в таком исследовании не может быть произвольным. Здесь  требуется наиболее развитый случай, причем не в историческом, а в  логическом аспекте. Некоторые специалисты, например, полагают: подобно тому, как  Англия послужила «идеальной страной» для создания Марксом теории капитализма, так и Россия может стать идеальной  моделью для выработки принципов  исследования государственной бюрократии .

Такой прием применим только на теоретическом уровне анализа, поскольку в нем используется категориальный аппа¬рат, понятия и  дефиниции. Сравнительные исследования ис¬пользовал и Вебер. Он выработал специфический прием – идеальный тип. Если дефиниция опирается на формально-логическую схему «или-или», то идеальный тип соответствует схеме «более-менее». Однако этот прием «работает» как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях анализа. Он позволяет проводить кросс-культурные (межстрановые) исследова¬ния государственной службы в ее актуальном состоянии.

Разновидностью кросс-культурного  исследования является внутристрановый (или межрегиональный) анализ администра¬тивной  деятельности. Это позволяет выяснить весьма важные для изучения вопросы. Например, чем отличаются нормы и  ценности, структуры и механизмы  государственной службы в многообразных  этнокультурных районах страны, а  также при различных экономических, социальных, политических, культурных условиях.

Структурно-функциональный метод предполагает анализ администрирования  как целостной социальной системы, обла¬дающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет  определенное назначение и выполняет  особую функцию. Государственная служба изучается как механизм принятия решений. При этом выясняется, как  окружающая социальная среда воздействует на процесс выработки государственных  решений и в какой мере эти  решения соответствуют социальным ожиданиям.

На уровне микроанализа управления в государственных учреждениях, т.е. менеджмента используется поведенческий  метод, суть которого выражается в том, что управление проявляется в  межличностных отношениях; мотивы поведения  чиновников имеют индивидуальную и  социальную природу, способы мотивации  персонала сходны в частном и  государственном секторах, отсюда вытекает возможность применения методов  менеджмента; социальные действия поддаются  квантификации, следовательно, измеряются эмпирическими методами (диагностика, опрос, тестирование и т. д.) и подвержены методам практического воздействия (социальная инженерия и технология, групповая работа, деловые игры, тренинги и др.).

Работа социолога  в организационно-управленческой сфере  представляет собой «социоинженерную деятельность». Соци¬альная инженерия  – это разновидность консультационно-управленческих услуг, связанных с диагностикой и разработкой алгоритмов решения  организационных проблем, внедрением нововведений в практику управления, мотивацию персонала и т.п. Диагностические  исследования используются в социальных технологиях – особых процедурах совершенствования управ¬ления  людьми на основе принятой системы  ценностей для достижения социально  значимых результатов.

Информация о работе Управление персоналом