Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:05, реферат
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективност
Как реализуется эта возможность, какие дальнейшие трансформации претерпевает «социальное тело» доминирующего субъекта и как это отражается на решении общественных проблем – вот вопросы, которые исследует социология управления.
Одной из главных
задач социологии управления как
отраслевой дисциплины является получение
теоретических и эмпирических знаний
о закономерностях развития социального
управления как института и особого
механизма в решении задач
управляемости социальных процессов.
На макро- и микросоциальном уровнях
социологию управления интересуют условия,
при которых появляется и исчезает
управление в конкретной социальной
общности, факторы, влияющие на форму
и уровень управляемости, на ее трансформацию,
последствия того или иного состояния
управляемости общности для ее исторической
судьбы, последствия применения различных
технологий управления и, разумеется,
поведение людей под воз¬
Для решения этих задач социология управления разрабатывает свой научный инструментарий: понятийный аппарат, концептуальные схемы, гипотезы, теории, а также методологические принципы и методы получения нового знания, решает вопросы практического применения полученного знания.
Таким образом, можно утверждать, что социология управления выполняет научные, методологические, просветительские и социально-инженерные задачи, в частности, она:
- производит новые
знания о явлениях управления,
разрабатывает соответствующий
понятийный аппарат,
- служит методологической
базой для разработки программ
социологического исследования
проблем управляемости
- создает теоретические
модели и предоставляет
- способствует разработке
научно обоснованных проектов
управления обществом в целом
и его подсистемами, проектов
развития сфер, отраслей, учреждений,
их создания и реорганизации,
в том числе и
В научной литературе
существуют другие определения объекта
и предмета социологии управления,
например: Объектом социологии управления
являются управленческие процессы, протекающие
в обществе и его отдельных
подсистемах (политической, экономической,
социальной, социокультурной) или организациях
(предприятиях, учреждениях и др.),
рассматриваемые и
Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.
Вычленение объекта
и предмета социологии управления даёт
нам возможность более полно
представить специфику этой отрасли
социологического знания. Она изучает
многообразную деятельность органов
управления, государственных и
1. Весь комплекс
подбора, расстановки,
2. Отношения и
взаимодействия, складывающиеся между
работниками аппарата
3. Исследование и
формирование целей управления
с точки зрения социально-
4. Анализ и оценку
социальных последствий
5. Изучение и совершенствование
социальных механизмов
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных
Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленче¬ской деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.
Основные задачи социологии управления:
Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.
Вторая задача социологии
управления заключается в том, чтобы
из огромного и многообразного скопления
ре¬альных фактов управленческой деятельности
выделить наиболее важные, типичные и
на этой основе обнаружить тенденции
развития процессов управления, их
изменения зависимости от изменяющихся
социально-экономических, политических,
социокультурных условий
Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.
Но если мы сумеем
определить тенденции развития управленческой
деятельности и оценить важность,
практическую значимость новых управленческих
теорий, их конструктивность и эффективность,
перспективы их применения более
или менее отдаленном будущем, то
это означает, социология управления
способна решить еще одну, четвёртую
задачу. Сущность этой задачи составляет
построение наиболее вероятных направлений
и сценариев развита
А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую СВОЮ задачу – сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.
Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.
Первая из функций социологии управления – познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.
Вторая функция
социологии управления – оценочная:
Ее сущность состоит в том, чтобы
оценить, в какой мере соответствует
(или, напротив, не соответствует) существующая
в данном обществе, организации система
управления основным тенденциям этого
общества, социальным ожиданиям, потребностям
и интересам большинства
Третья функция
социологии управления – прогностическая.
Она направлена на выявление наиболее
вероятных и желательных
Четвертая функция
социологии управления - образовательная
(обучающая). Сущность ее состоит в
том, чтобы на основе определения
и оценки значимости тех или иных
управленческих концепций, тенденций
их развития и совершенствования, прогнозирования
их развития в будущем - распространять
знания об управлении, т.е. об основных
его задачах, функциях, механизмах реализации.
Речь идет о распространении знаний
через систему учебных
Наконец, социология управления может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) – вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.
Следует указать так же и основные концептуальные направления и методы исследования социологии управления. Ключевыми являются социокультурный, системный, функциональный и поведенческий подходы. Несмотря на различия в этих подходах к изучению администри¬рования, в каждом из них рассматриваются сходные вопросы: каковы стандарты допустимого поведения государственных служащих; что представляет собой ценностно-нормативный механизм регуляции деятельности чиновников; как мотивировать действия работников государственных учреждений для достижения желаемых результатов?
На уровне макроанализа
администрирования применяются
логико-дедуктивный, историко-сравнительный,
кросс-культурный и структурно-функциональный
методы. Наиболее адекватным здесь
выступает прием идеализации. Выбор
объекта в таком исследовании
не может быть произвольным. Здесь
требуется наиболее развитый случай,
причем не в историческом, а в
логическом аспекте. Некоторые специалисты,
например, полагают: подобно тому, как
Англия послужила «идеальной страной»
для создания Марксом теории капитализма,
так и Россия может стать идеальной
моделью для выработки
Такой прием применим только на теоретическом уровне анализа, поскольку в нем используется категориальный аппа¬рат, понятия и дефиниции. Сравнительные исследования ис¬пользовал и Вебер. Он выработал специфический прием – идеальный тип. Если дефиниция опирается на формально-логическую схему «или-или», то идеальный тип соответствует схеме «более-менее». Однако этот прием «работает» как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях анализа. Он позволяет проводить кросс-культурные (межстрановые) исследова¬ния государственной службы в ее актуальном состоянии.
Разновидностью кросс-
Структурно-функциональный
метод предполагает анализ администрирования
как целостной социальной системы,
обла¬дающей сложной
На уровне микроанализа
управления в государственных учреждениях,
т.е. менеджмента используется поведенческий
метод, суть которого выражается в том,
что управление проявляется в
межличностных отношениях; мотивы поведения
чиновников имеют индивидуальную и
социальную природу, способы мотивации
персонала сходны в частном и
государственном секторах, отсюда вытекает
возможность применения методов
менеджмента; социальные действия поддаются
квантификации, следовательно, измеряются
эмпирическими методами (диагностика,
опрос, тестирование и т. д.) и подвержены
методам практического
Работа социолога
в организационно-