Управление персоналом в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Перед отечественным менеджментом стал ряд новых задач, это связано с становлением рыночных отношений в России. Особого внимания сегодня требует перестройка кадровой работы. Проблемы повышения эффективности труда, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов являются приоритетными, они приобрели ключевое значение для выживания и приспособления предприятий к новой для них экономической ситуации.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Анализ основных подходов к организации управления персоналом в современных организациях__________________________________________6
§1. Понятие и принципы менеджмента: обзор научных подходов__________6
§2. Особенности менеджмента в современных экономических условиях___11
§3 Эволюция и специфика российского менеджмента, основные направления его совершенствования____________________________________________15
Глава 2. Управление человеческими ресурсами: методы, проблемы и перспективы_____________________________________________________17
§1. Стили, методы, стратегия и тактика управления персоналом__________18
§2. Организация отдельных процессов и методы удовлетворения потребностей сотрудников как условия формирования мотивации труда___32
§3. Формы участия персонала в управлении предприятиями. Проблемы взаимосвязи между качеством труда и результатами производственной деятельности предприятия__________________________________________39
Заключение______________________________________________________42
Литература______________________________________________________44

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

     Управление представляет собой систему целенаправленных воздействий на управляемый объект, с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное. В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон: объекта управления (того, чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет).

     Управляющее воздействие (позитивное или негативное) может быть признано состоявшимся лишь тогда, когда оно воспринято объектом управления, в противном случае управляющее воздействие следует считать несостоявшимся.

     Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу, что является одной из важнейших особенностей управления. Управленческие решения по персоналу направлены на:

  1. формирование необходимой информационной базы (например, получение информации об изменении во времени эффективности функционирования тех или иных категорий персонала);
  2. оптимизацию состава;
  3. регламентацию деятельности (внутрифирменное взаимодействие);
  4. разработку и совершенствование систем мотивации и др.

     Принятие управленческих решений по персоналу вызывает ответную реакцию управляемого объекта. Очевидно, что эффективность такого взаимодействия зависит от полноты, точности и качества принятого решения, на базе которого формируется ответная реакция [30].

     Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др. [10].

     Основываясь на анализе научных подходов к организации управления, к числу важнейших задач управления персоналом организации можно отнести следующие:

- социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений;

- управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;

- информационное обеспечение системы кадрового управления;

- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;

- планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

- управление трудовой мотивацией; психофизиология, эргономика и эстетика труда [27].

     Из вышесказанного следует, что менеджмент - понятие очень емкое и характеризуется в современных экономических условиях как особый вид деятельности по социальному управлению, умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

§2. Особенности менеджмента в современных экономических условиях

     В конце XX века главной проблемой менеджмента стал принципиально новый, систематический характер изменения условий хозяйственной деятельности. Сейчас эти изменения стали следовать друг за другом непрерывно и даже накладываться друг на друга. Они тесно взаимосвязаны и каждое из них по цепной реакции может повлечь за собой серию новых, разворачивающихся во внешней среде компаний с нарастающей скоростью. Трудная предсказуемость и разнообразие протекающих в экономике процессов позволили П. Друкеру назвать это время «эпохой без закономерностей» [2].

     Менеджмент в современных экономических условиях - система управления не только риском и экономическими (финансовыми) отношениями в бизнесе, возникающими в процессе организации управленческих действий, но система управления человеческими ресурсами, на основе которых менеджером принимаются рисковые решения и способы выбора варианта решения [16].

     Современный менеджмент можно рассматривать в трёх аспектах:

  • Как сочетание науки и искусства управления.
  • Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений.
  • Как аппарат управления деятельностью организации[4].

     На процесс формирования отечественной модели управления огромное влияние оказывает зарубежный опыт. Позитивным в этом смысле является то, что главное внимание все больше обращается на человека как социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, выявление его потенциальных возможностей, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными.

     Важнейшая цель управления персоналом - использование личностного потенциала каждого работника, который представляет собой комплексную характеристику способности работника выступать в роли активного субъекта деятельности.

     По  мнению И.В. Романенко, [21] основу эффективного управления персоналом составляет нижеследующая совокупность принципов.

     1) Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.

     2) Демократизм. В Российской Федерации все работники, согласно законодательства, имеют право участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Это правило они реализуют через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные уполномоченные коллективом органы вносить предложения об улучшении работы предприятия, учреждения, организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

     3) Дифференциация – это расчленение крупных проблем на более мелкие:

     а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);

     б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);

     в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);

     г) видам работ (разделение труда) и др.

     4) Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделения), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы:

     5) единства прав, обязанностей и ответственности;

     6) иерархии;

     7) единства руководства.

     8) Исполнительская дисциплина – обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.

     9) Комплексность – рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления:

- обеспечивает  взаимную увязку решаемых задач;

- координацию  взаимодействия различных подразделений  внутри предприятия.

     10) Научность – необходимость научного обоснования всех аспектов управленческой деятельности: организационной структуры управления, принципов контроллинга и маркетинга персонала и т.д.

     11) Обратная связь. Между субъектом и объектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используют: диспетчирование, учет и контроль.

     12) Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, - компетентное выполнение принятых решений.

     13) Регламентация – установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации, учреждения), а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.

     14) Социально-экономическая адаптация. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним. Эффективность социально-экономической адаптационной системы во многом зависит от развития творческой инициативы, привлечения к управлению максимально возможного числа работников.    

     15) Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установления на их основе системы служебного подчинения младших старшим.

     16) Целеполагание. - знание целей деятельности предприятия и соответствующих им:

- задач  управления;

- приоритетных  направлений развития;

- тенденций развития всех видов политики предприятия (кадровой, технической, финансовой и т.д.).

     17) Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем - от экономической эффективности управления до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решения и т.д.

     Сегодня особую значимость приобретает умение менеджера собрать и создать команду. Команда – это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.

     Искусство менеджера предполагает хорошее знание индивидуальной и групповой психологии, так каждый работник представляет собой личность с ее переживаниями, запросами, пренебрежение которыми может поставить под угрозу достижение целей предприятия. Человеческий фактор является центральным фактором любой модели управления [23]. 

§3 Эволюция и специфика российского менеджмента, основные направления его совершенствования.

     Зарождение российского менеджмента, как отечественной школы управления, можно считать с 20-х годов ХХ века, с имени Алексея Капитоновича Гастева, создавшего исследовательский институт труда (ЦИТ) и методологические подходы к научной организации труда в отечественных условиях.

     Руководство научным коллективом ЦИТа стало для Гастева всепоглощающей и, как он сам признавался, «исключительной полосой жизни» [6].

      А. Гастев и его сподвижники были уверены, что главное – овладеть логикой современной организации производства, а это – контроль, учет, нормирование, стандартизация, координация.

     По мнению А.И. Кравченко, [15] Гастев обладал редкостным демократизмом, умением слушать других, самозабвенно спорить и страстно убеждать оппонентов.

     В 60-х годах в стране появились первые социологические службы, главным образом на крупных, передовых, богатых предприятиях. На них сильнее ощущалась потеря от недоиспользования человеческого фактора.

     Россия могла бы стать значительно сильнее, а ее экономика гораздо стабильнее, система управления мудрее, а культура профессионального труда выше, если бы она развивалась иным несталинским путем.

      В конце 80-х годов трудовая этика России вновь принципиально изменилась после очередного коренного изменения идеологии и общественного строя. Внесли определенные коррективы и 90-е годы, что нашло свое отражение в многочисленных исследованиях современного российского менеджмента. Если раньше персонал не участвовал в управлении бизнесом, то сегодня на многих предприятиях используются формы участия персонала в управлении производством как методы мотивации привлечения к труду сотрудников предприятия.

     Отечественный опыт управления в ХХ веке находился в центре внимания таких исследователей как С.Н. Булгаков, О.С. Виханский, А.И. Наумов, Б.М. Генкин, И.Н. Герчикова, Ф.Б. Михайлов, А.А. Румянцев и др.

     На многих современных предприятиях существует комплексный подход к мотивации труда, который включает в себя:

- культуру предприятия: система общих для всего персонала предприятия ценностных ориентаций и норм;

- систему участия: развития отношений партнерства;

Информация о работе Управление персоналом в современной организации