Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 12:06, курсовая работа
Перед отечественным менеджментом стал ряд новых задач, это связано с становлением рыночных отношений в России. Особого внимания сегодня требует перестройка кадровой работы. Проблемы повышения эффективности труда, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов являются приоритетными, они приобрели ключевое значение для выживания и приспособления предприятий к новой для них экономической ситуации.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Анализ основных подходов к организации управления персоналом в современных организациях__________________________________________6
§1. Понятие и принципы менеджмента: обзор научных подходов__________6
§2. Особенности менеджмента в современных экономических условиях___11
§3 Эволюция и специфика российского менеджмента, основные направления его совершенствования____________________________________________15
Глава 2. Управление человеческими ресурсами: методы, проблемы и перспективы_____________________________________________________17
§1. Стили, методы, стратегия и тактика управления персоналом__________18
§2. Организация отдельных процессов и методы удовлетворения потребностей сотрудников как условия формирования мотивации труда___32
§3. Формы участия персонала в управлении предприятиями. Проблемы взаимосвязи между качеством труда и результатами производственной деятельности предприятия__________________________________________39
Заключение______________________________________________________42
Литература______________________________________________________44
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Анализ
основных подходов к организации
управления персоналом в современных
организациях__________________
§1. Понятие и принципы менеджмента: обзор научных подходов__________6
§3 Эволюция и специфика
российского менеджмента, основные направления
его совершенствования_____________
Глава 2. Управление
человеческими ресурсами: методы, проблемы
и перспективы___________________
§1. Стили, методы, стратегия и тактика управления персоналом__________18
§2. Организация отдельных процессов и методы удовлетворения потребностей сотрудников как условия формирования мотивации труда___32
§3. Формы участия
персонала в управлении предприятиями.
Проблемы взаимосвязи между качеством
труда и результатами производственной
деятельности предприятия___________________
Заключение____________________
Литература____________________
Введение
Актуальность исследования. Перед отечественным менеджментом стал ряд новых задач, это связано с становлением рыночных отношений в России. Особого внимания сегодня требует перестройка кадровой работы. Проблемы повышения эффективности труда, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов являются приоритетными, они приобрели ключевое значение для выживания и приспособления предприятий к новой для них экономической ситуации.
Осуществление в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, направленных на стимулирование предприимчивости и развитие рыночных отношений с разными формами собственности, часто недостаточно эффективно и не достигает поставленных целей. Одной из основных причин этого является слабая обеспеченность необходимыми кадрами, способными нетрадиционно, на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи по управлению персоналом в современных экономических условиях.
Ключевой проблемой для современных менеджеров является определение адекватных стилей и методов управления персоналом, создание эффективных систем мотивации труда с учетом конкретных факторов внешней и внутренней среды предприятия, при этом необходимы менеджеры, глубоко разбирающиеся в основах кадровой политики, способные учитывать особенности людей, их потребности, возможности, привычки. Осуществить выбор оптимальных приемов и способов управления каждый менеджер должен самостоятельно.
Вместе с тем, в последнее время мы наблюдаем положительные тенденции в российском менеджменте. Деятельность организаций трансформируется применительно к изменениям внешней среды: все более характерной становится адекватная реакция на изменение конъюнктуры рынка, осваиваются новые направления и инструменты бизнеса, улучшаются стиль и приемы управления - на многих российских предприятия сегодня применяются качественно новые подходы к управлению, внедряются более совершенные методы работы с персоналом, повышается уровень кадровой работы в целом.. Приходит новое поколение менеджеров - руководителей. Это - молодые, энергичные, целеустремленные люди, стремящиеся к достижению успеха в бизнесе и жизни.
В настоящее время в России, появилось целое поколение профессиональных менеджеров, которых отличает нацеленность на управление как таковое, на менеджмент как специальность.
Таким образом, искусство менеджмента - один из главных рычагов бизнеса в современных экономических условиях.
Объект исследования. Персонал.
Предмет исследования. Управление персоналом.
Цель исследования. Выявить основные подходы к управлению персоналом в современной организации. Определить проблемы и перспективы стратегии управления человеческими ресурсами.
Задачи исследования.
1.Осуществить обзор основных научных подходов в науке менеджмента.
2.Показать особенности управления персоналом в современных экономических условиях.
3.Проанализировать стили, методы управления персоналом; определить особенности стратегии и тактики управления человеческими ресурсами и роль менеджера как субъекта управления в современной организации.
4.Выявить
проблемы управления
Методологическая основа исследования. При изучении управления персоналом мы опирались на ведущие диалектические принципы единства теории практики сознания и деятельности. При анализе основных принципов и методов управления персоналом мы опирались на труды следующих авторов: Абчука В.А., Большакова А.С., Журавлева А.Л., Кабаченко Т.С., Кравченко А.И., Литвака Б.Г., Оучи У.Г., Русалиновой А.А. и других.
Методы исследования.
1.Анализ теоретических источников исследования.
2.Анализ
СМИ
Глава
1. Анализ основных подходов
к организации управления
персоналом в современных
организациях
§1. Понятие и принципы менеджмента: обзор научных подходов
Английский термин «менеджмент» произошел от выражения to manage, имеющее несколько значений: управлять, заведовать, руководить, уметь обращаться, уметь владеть, устраиваться, ухитряться, справляться. Вместе с тем manage не является чисто английским, а произошло от латинского manus – рука [1]
Слово «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а слово «менеджер» - как «руководитель».
Ученые выделяют шесть основных школ менеджмента [4].
1. Классическая (традиционная) школа управления или рационалистическая, основоположником которой был Ф. Тейлор.
Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда.
В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п.
Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство выполнения поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.
Представителями этой школы были такие известные ученые, как Х. Эмерсон, Г. Гант, Г. Форд, Дж.Муни, Э. Брэч, М. Вебер, Р. Шелтон и др.
2. Административно-функциональная школа. Создателем классической школы считается Г. Файоль. В отличие от Ф. Тейлора, вышедшего из «низов», Файоль 30 лет руководил горнодобывающей компанией, которая в момент его прихода на должность находилась на грани краха, а к концу его карьеры приобрела мировое значение. Здесь рассматривались основные принципы менеджмента, функции управления, исследовались процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль работы.
Среди представителей этой школы можно также назвать Л. Гьюлика и Р. Урвика, Г. Кунтса, Ч. Бернарда.
Однако, изучая вопросы эффективности труда, построения продуктивно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы для этого следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке. Постепенно стала формироваться «школа человеческих отношений». В конце 50-х гг. некоторые представители «школы человеческих отношений» выделились в школу «поведенческих наук» (бихевиористскую школу), изучающую не методы налаживания межличностных отношений, а самого человека [19].
3. Школа «человеческих отношений». Исторически это была третья школа. У её истоков стояли Г. Мюнстерберг, М. Фоллетт, Э. Мэйо. Последователи этой школы (А.Райс, Г. Саймон, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Р. Акофф и др.) исходили из того, что непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности, удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психологическом климате люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут трудиться более производительно.
Например, представитель школы человеческих отношений Д. Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй - на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.
4. Школа социальных систем. Она возникла под воздействием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсоном, Р. Мертоном, а также общей теории систем Л. Берталанфи и А. Раппопорта.
5. Эмпирическая школа управления. В нее вошли Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, П. Друкер и др.
6. Новая школа управления. Ее основателями являются Л. Берталанфи, С. Бир, Е. Арноф, В. Леонтьев и др.
Все учения об управлении можно разбить на две большие группы: одномерные и синтетические.
Одномерные учения исследуют отдельно: работу (задачи), человека, администрирование и т.д.
Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации. Примером синтетического учения является теория Z У. Оучи, [20] разработанная как альтернативная Мак-Грегоровским концепциям X и Y.
Существуют четыре основных научных подхода к управлению фирмами:
-традиционный;
-процессный;
-системный;
-ситуационный.
Основу менеджмента составляет выбор методов влияния на подчиненных. Менеджер - это должностное лицо, которое эффективным в данных условиях методом влияния направляет подчиненных на достижение цели организации. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защиты их интересов перед руководителями верхнего уровня управления.
Следовательно, предметом труда менеджера помимо информации являются отношения в коллективе. Деятельность по налаживанию этих отношений носит профессиональный характер. Это и определяет необходимость профессиональной подготовки и отбора работников для системы управления, знания теоретических положений и изучения практики управленческой деятельности.
Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. [9].
Информация о работе Управление персоналом в современной организации