Управление персоналом в кризисных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Повышение уровня конкурентоспособности организации, в том числе и в условиях кризиса в решающей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. Разумеется, качества отдельных руководителей играют немаловажную роль для эффективной деятельности предприятия, однако его стабильность и степень «выживаемости» зависят, прежде всего, от качеств «среднего» персонала, которые в свою очередь, определяются существующей системой управления трудом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. УПРАЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРОГРАММ 3
1.1. Система антикризисного управления персоналом 3
1.2. Антикризисная политика в управлении персоналом 6
1.3. Диагностика системы управления персоналом 10
1.4. Особенности проведения антикризисных мероприятий в области управления персоналом 12
2. ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 14
3. ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА НА ПРЕДПРИЯТИИ 15
4. АНТИКРИЗИСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 21

Работа содержит 1 файл

управление персоналом в кризисных ситуациях.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Важной  чертой антикризисной политики является ее комплексность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывающей различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные и нравственные и др.)

      Кадровая  политика должна быть единой для всей организации, но в то же время многоуровневой (дочерние фирмы, филиалы, подразделения с учетом их регионального территориального размещения), охватывающий все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.

      Сущностной  чертой антикризисной кадровой политики управления является ее рациональность и превентивность, носящие упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов, В условиях формирования социально ориентированной экономики в России кадровая политика должна быть демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом;

      Антикризисную политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников организации. Для некоторых руководителей декларация таких черт покажется чистым идеализмом. Но такое мнение ошибочно, это не альтруизм, а трезвый экономический расчет. Это — наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются.

      Кадровая  антикризисная политика и осуществление всех функций управления персоналом должны опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Законопослушание руководителей, принимающих решение по кадровым вопросам, их правовая культура должны быть безупречными (рис. 1). Черты антикризисной кадровой политики носят относительно обособленный характер. В деятельности кадровых менеджеров, линейных руководителей, специалистов и органов управления они пересекаются, интегрируются и образуют известную, системную целостность.

      В странах с развитой рыночной экономикой придерживаются разных стратегий персонального  менеджмента. Рассмотрим данную стратегию  на примере фирм Японии. Здесь ориентируются  на стабильный кадровый состав, на обеспечение (воспитание) лояльности рабочих и  руководящих кадров. В основе концепции стабильных кадров лежат следующие факторы:

  • система «пожизненного» найма;
  • психологическая разрядка работника (создание благоприятного психологического климата);
  • развитие творческой активности;
  • соревнование работников.

      Первый  фактор — система «пожизненного» найма. Можно утверждать, что основные факторы стабильности кадров взяты  из опыта кадровой политики СССР. Так, идея «пожизненного» найма вытекает из лозунга, который стал главным  в кадровой политике в СССР еще  в 30-х гг.: «Кадры решают все». Японцы развили суть этого лозунга до системы «пожизненного» найма, предполагая (сейчас это полностью оправдывается), что преданность работников фирме в условиях конкуренции с годами будет приобретать все большее и большее значение. Предательство руководителя даже среднего звена фирмы, например, продажа производственных секретов, может привести к огромным потерям, а если это предательство одного из руководителей банка, то даже к разорению. 

       .

      Рис. 1. Основные черты антикризисной кадровой политики

      Отсутствие  преданности фирме рабочих тоже может привести к огромным экономическим  потерям фирмы. Так, недовольство рабочих  распределением полученной на предприятии  прибыли (например, нет выплат по акциям, отсутствует «13 зарплата» и т. д.) может привести к актам вандализма: сознательной поломке транспортных средств, оборудования, вплоть до поджога. Это характерно сегодня для сложившейся в России социально-экономической ситуации.

      Очень важно поддерживать и развивать  идею социального партнерства работодателя и рабочего. Во Франции парламент принял закон, обязывающий работодателя распределять часть полученной прибыли (8—12%) среди работников предприятия. Законодательная власть отстаивает интересы большинства населения страны, создает рабочий класс. И никто не считает это подрывом рыночных отношений в стране.

      В России руководители предприятий, особенно малого бизнеса, жалуются на воровство  и недобросовестность работников, отмечая, что выплачиваемая на их предприятии  заработная плата выше заработной платы работников, занятых в бюджетной сфере. При этом умалчивают, что в нарушение трудового законодательства страны сокращают в два раза продолжительность трудового отпуска, не выплачивают зарплату за работу в выходные дни, социальные пособия в связи с болезнью.

      Предприниматели требуют от работников производительности труда и добросовестного отношения  к труду на уровне работников за рубежом, но не учитывают, что зарплата в их фирмах составляет всего 38% зарплаты работников в странах с развитой рыночной экономикой. В такой социально-экономической ситуации преданность работников полностью отсутствует, имеет место даже крайняя враждебность: «Пусть хоть весь магазин разворуют или подожгут».

      В России имеют место множество  случаев разграбления складов предприятий малого бизнеса, когда четко просматривается полная осведомленность грабителей в вопросах, «что», «где», «когда» есть в фирме. Возможность появления таких негативных ситуаций «просчитали» японцы: лучше дополнительные расходы на «воспитание» преданности фирме, чем опасность периодических катастрофических потерь на производстве в различных вариантах, отмеченных выше.

      Второй  фактор — психологическая разрядка. Производства без стрессов не бывает, причем для подчиненных на любом  уровне. Японцы стараются дать возможность выхода отрицательным эмоциям, то есть они учитывают научные исследования, касающиеся поведения работника в условиях производственного стресса: вот комната «разрядки» с макетами начальников разного уровня, вот дубинка — рассчитайся с обидчиком-начальником.

      Третий  фактор — развитие творческой активности через существенную оплату любого, сделанного работником фирмы, рационализаторского  предложения, даже если нет расчетов экономического эффекта от его внедрения, даже если это предложение в настоящее время не может быть внедрено по техническим, организационным и другим причинам.

      Оплату  внесенного работником предприятия  рацпредложения, даже если оно обеспечивало только повышение уровня техники  безопасности на рабочем месте, впервые широко стали использовать в СССР.

      Четвертый фактор — соревнование работников. В процессе трудовой деятельности выделяют два основных побудительных мотива: борьба за выживание, или соревнование, и взаимопомощь. Мы собственный опыт развития соревнования, и взаимопомощи облили грязью, а японцы используют эту мотивацию в раках так называемых «кружков качества», получая потрясающие экономические результаты в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

      В РГЭУ ведутся научные разработки организации оплаты труда работников предприятий, организаций, учреждений с учетом японского опыта, что нашло свое отражение в научных статьях, опубликованных в «Вестнике Академии», журнале «Коммерсант-Консультант», ученых записках кафедр университета.

      Стратегия персонального менеджмента в условиях кризисного предприятия предусматривает:

  • организационное обеспечение персонального менеджмента (ПМ), то есть обеспечение основных организационно-технических условий, обеспечивающих наиболее эффективное управление персоналом, например использование прогрессивных форм организации труда работника;
  • информационное обеспечение ПМ, то есть сбор данных о сотрудниках. Так, в компьютерах банков содержатся все данные о сотрудниках, например, бухгалтер: его привычки, личная жизнь, с кем общается и т. д.;
  • общее инструментальное обеспечение ПМ, то есть совокупность прикладных методов управления административного, экономического и психологического характера;
  • трудовое ресурсное обеспечение ПМ, то есть совокупность специалистов предприятия, профессионально владеющих методологией персонального менеджмента. Это в первую очередь работники отдела кадров, а также менеджеры всех уровней: от директора и до бригадира;
  • финансовое обеспечение ПМ, то есть совокупность финансовых ресурсов, необходимых предприятию для поддержания и развития кадрового направления своей деятельности. Например, во Франции любой собственник предприятия по закону обязан тратить на подготовку кадров 8, а банки — 12% своей прибыли.

1.3. Диагностика системы  управления персоналом

      Разработка  антикризисной программы производится на основе диагностирования сложившейся на предприятии системы управления персоналом.

      С помощью диагностики выявляются особенности персонала, его мобилизационные  и адаптивные возможности, степень  инновационной направленности, т.е. факторы, способствующие и препятствующие эффективной реализации задач вывода  предприятия из кризиса.

        В частности выявляются:

  • соответствие организационной структуры целям и задачам предприятия;
  • соответствие структуры и численности персонала текущим и перспективным целям организации;
  • степень эффективности внутриорганизационных коммуникаций;
  • социально-психологический климат в коллективе; степень конфликтности, основные причины конфликтов;
  • степень групповой сплоченности работников в рамках подразделений, в рамках  предприятия в целом;
  • характеристики существующей организационной культуры;
  • уровень компетентности руководителей, квалификационный состав персонала предприятия;
  • степень участия работников разных уровней в управлении;
  • социальная ответственность организации;
  • характер взаимоотношений администрации с персоналом, степенью взаимного доверия;
  • степень эффективности существующей системы стимулирования;
  • наличие или отсутствие инновационных традиций.

      Без проведения диагностики состояния  и определения динамики развития существующей системы управления персоналом не представляется возможным оптимально запланировать мероприятия по выходу из кризиса.

      При изучении кадровых процессов в организации, находящейся в состоянии кризиса, модно выделить следующие четыре основные задачи:

  • определение степени эффективности системы управления трудом в данной организации, ее соответствия или несоответствия новым экономическим реалиям деятельности предприятия;
  • определение степени эффективности системы управления трудом в данной организации, ее  соответствия или несоответствия новым экономическим реалиям деятельности предприятия;
  • определение прогрессивности развития системы управления персоналом организации, а также того или иного кадрового процесса;
  • выявление  «узких мест» и, наоборот, тех элементов существующей системы управления персоналом, которые способствуют (реально или потенциально) ее дальнейшему прогрессу;
  • степень готовности коллектива к стратегическим  изменениям и его адаптивные возможности.

      При разработке планов реорганизации кризисного предприятия, при определении глубины и масштабов преобразований, их приоритетности, очередности и методов проведения должны быть учтены те уникальные для каждого предприятия параметры социальной ситуации, которые задаются сочетанием внутриорганизационных особенностей персонала и действием внешних факторов. Только такой подход позволит реализовать антикризисную программу с наибольшей эффективностью.

1.4. Особенности проведения  антикризисных мероприятий  в области управления  персоналом

      При реализации антикризисных программ необходимо иметь в виду, что сфера трудовых отношений относится к наиболее консервативным в системе управления предприятием. Внедрение новых технологий и освоение новых видов продукции требуют от персонала гораздо меньше интеллектуальных  затрат и сопровождаются меньшим эмоциональным всплеском, чем любые изменения в области управления персоналом, которые практически всеми категориями работников будут восприниматься  как угроза устоявшимся традициям.

      Как правило, в процессе внедрения новаций в область управления трудом достаточно сложно прогнозировать источники в силу сопротивления со стороны тех или иных социальных групп.

Информация о работе Управление персоналом в кризисных ситуациях