Управление персоналом на примере УСЗН города Таганрога

Автор: r********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 02:01, дипломная работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

Работа содержит 1 файл

УСЗН.doc

— 765.50 Кб (Скачать)

      1. потребность в персонале;

      2. работа по найму и заполнению вакантных рабочих мест, подготовку кадров;

  3. высвобождение излишней рабочей силы;

      4. затраты на рабочую силу и др.

     Общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и окончательную ответственность за ее успех несет высшее руководство. На методы и эффективность поиска и отбора кадров влияет политика руководства в отношении персонала, обучения и развития работников и понимание значения поддержания хорошего морального климата в организации. Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в контексте работы всей организации.

     Основными предпосылками, определяющими эффективность  работы по подбору и отбору кадров, являются:

  1. постановка четких целей организации;
  2. разработка эффективной организационной структуры управления, позволяющей обеспечить достижение этих целей;
  3. наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления. Кадровое планирование – это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий систематический подход к подбору и отбору кадров.

     Комплексная система отбора может включать в  себя методы, приведенные в таблице 3.

     Таблица 3

     Методы  комплексной системы  отбора персонала

Качества ЛИЧНОСТИ Методы  отбора ПЕРСОНАЛА
Стандартная форма «Сведения о кандидате» Интервью Тестирование Проверка рекомендаций Медицинское обследование
Интеллект
 
Образование
 
 
Профессиональный  опыт
 
 
Состояние здоровья  
Личностные  характеристики  
 
Мотивация, отношение к работе  
 
Коммуникативные качества  
 
Наличие противопоказаний к работе  
Моральные качества (честность, трудовая этика, ответственность  и т.д.)  
 
 
 

     Конечно, вряд ли можно найти идеального кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.

     Чтобы проявить возможность совершенствования  системы управления персоналом проводится интервью или собеседование, которое  проходит еще при приеме кандидатов в разных формах от стрессового (жесткого) до контактного (доверительного разговора). При таких собеседованиях, как правило, выявляются как характерные принимаемому человеку психологические, так и его профессиональные качества, что в дальнейшем помогает при мотивировании данного сотрудника.

     Наличие сформированной корпоративной культуры существенно ускоряет профессиональную адаптацию новых и молодых  сотрудников, способствует их эффективному включению в производственную и  социальную деятельность компании. Создание, поддержка и внутренняя реклама корпоративной культуры направлены на вдохновение сотрудников на высокую эффективность работы в компании, повышение их приверженности, лояльности и преданности. Корпоративная культура (кодекс) компании определяет ведущие ценности и значимые цели, которые сотрудники должны разделять и учитывать в своей работе.

       В корпоративном кодексе, как правило, сформулированы:

  1. ведущая миссия и видение компании, ее девиз и слоган;
  2. философские, социальные и социально-экономические ценности организации;
  3. цели, которые декларирует компания;
  4. корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;
  5. особенности делового взаимодействия между руководителями и подчиненными, между сотрудниками внутри подразделений, а так же с клиентами компании;
  6. характеристика и направленность поведения сотрудников в ситуациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам;
  7. требования к деловому костюму сотрудников компании.

     Подбор  нужной рабочей силы должен строиться  на хорошо продуманной системе оценки деловых и личных качеств, а эффективная система оценки результатов труда обеспечивает взаимосвязь оплаты труда с его результативностью, или стимулирующую функцию заработной платы. Такой подход к построению оплаты труда, воспринимаемый работником как справедливый, благоприятно сказывается на отношении человека к своей работе, рабочему месту, предприятию.

     Система оценки результатов труда во взаимоувязке с оценкой личных качеств работников позволяет организовать продвижение  работников по службе.

     Разделение  труда и взаимоувязка частичных трудовых процессов формируют содержание труда работника, его должностные обязанности, имеет большое значение для расстановки кадров, обогащения содержания труда, снятия утомления с помощью перемены и т.д. Кроме того, благодаря организации труда, использованию прогрессивных форм разделения и кооперации труда регулируются трудовые нагрузки, выравниваются неоправданные различия занятости работников на протяжении смены.

     Определение потребности в персонале – одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.

     Как видно из сказанного, следует различать  качественную и количественную потребность  в персонале. Оба эти вида потребности  в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.

     Расчет  качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность  в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.

     Качественная  потребность в специалистах и  руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:

  1. системы целей как основы орг. структуры управления;
  2. общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
  3. штатного расписания;
  4. должностных инструкций (описаний рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.

     Типовая должностная инструкция (описание рабочего места) должна иметь следующие разделы:

  1. характеристика организационного статуса должности (рабочего места) – место в иерархической системе организации или подразделения, группа оплаты труда и т.п.;
  2. содержание выполняемых задач – регулярно повторяемые задачи, случайным образом возникающие задачи, основные предписания по выполнению задач;
  3. описание рабочих требований к исполнителю – знания, опыт, способности, черты характера, необходимые по специфике рабочего места, организаторские способности, качества руководителя и т.п.;
  4. права, ответственность, взаимосвязи рабочего места – отдаваемые и получаемые указания, входная и выходная информация (и формы ее представления), характер участия в процессе принятия решений, структурные взаимосвязи с другими рабочими местами и подразделениями.

     Задача  определения количественной потребности  в персонале сводится как к  выбору метода расчета численности сотрудников, так и к установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности работников на определенный временной период.

     Следует отметить, что принципиальных отличий  в подходах к определению численности  персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается.

     Мотивация. Управление персоналом должно обеспечить благоприятную среду, в которой реализовывались бы творческие возможности работников, развивались их способности. В итоге люди должны получать удовлетворение от выполняемой работы и общественного признания своих достижений.

     Именно  о мотивации хотелось бы рассказать побольше, так как активное внедрение технологий, основанных на мотивации делают эффективной всю работу по персоналу организации.

     Мотивация персонала - это создание среды обогащенной стимулами и возможностями, в которой человек актуализирует свои мотивы, удовлетворяет свои потребности, и при этом достигаются цели организации.

     Насильно, директивно мотивировать сотрудников  невозможно.

     Система мотивации персонала в компании – комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, за которую платят деньги, но прежде всего к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству.

     Сегодня возникла необходимость специальной  подготовки в области управления персоналом ввиду того, что современный  руководитель может всесторонне  проявить себя в работе, лишь активно  взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и (часто) клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. На практике многие компании столкнулись с реальными трудностями разработки и внедрения действующей и эффективной системы мотивации. В чем заключаются эти трудности показано в таблице 4. 
 

Таблица 4

Трудности в разработке системы  мотивации персонала

Трудности

Недостаточное понимание значения мотивации персонала Мотивирующим признается наличие рабочего места как такового
Преобладание  «карательной» системы мотивации  персонала Тактикой руководства - ругать за ошибки и меньше хвалить  за успехи (или вообще не хвалить). Страх, как основа.
Не  учитываются ожидания сотрудников Руководство принимает  решения по мотивации сотрудников  без получения от них обратной связи.
Не  учитываются интересы сотрудников Руководство использует либо привычные способы мотивации, либо те, которые находятся «под рукой», не всегда задумываясь, будет ли действительно достигнут мотивирующий эффект.
Большой временной интервал между получением хорошего результата и поощрением Выдача поощрения  сотрудникам через слишком большой  интервал времени после получения  хорошего результата в работе, что  вызывает резкую и обоснованную критику в адрес руководства.
Отсутствие  поддержки системы мотивации После разработки системы мотивации персонала, не менее важно поддерживать её на «работающем» уровне, выполнять обещания данные сотрудникам.
Отсутствие  у персонала информации о факторах мотивации Сотрудник должен знать на какую поощрительную  оценку со стороны руководства может  рассчитывать после получения хорошего результата в работе.
Нестабильность  системы мотивации Отмена без  серьезной причины, практикующие в  компании мотивирующие мероприятия.
 

     Итак, чтобы не допускать и вовремя устранять типичные трудности в разработке и реализации системы мотивации в российских компаниях нужно все об этих трудностях знать. Использование справочных материалов, неких образцов при работе только приветствуется, поскольку помогает организовывать как мысли так и рабочее место.

     Для повышения эффективности деятельности организации и создания условий для инновационной деятельности и была разработана система управления персоналом. Причем в каждом коллективе она немного меняется, так как структура его может отличаться от организационных структур других коллективов.  

     1.3 Эффективность системы управления персоналом в организации 

     В настоящее время все острее возникает  необходимость рассмотрения существующих методологических подходов и методик оценки эффективности управления персоналом в целом, развития и оценки управленческого персонала в частности, на основе введения количественных значений, с целью выбора методологического подхода.

     Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Их обычно связывают с обеспечением эффективности всего предприятия и с этой точки зрения управление персоналом – деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации выделяют две группы критериев, или показателей, эффективности коллектива и соответственно управления персоналом: психологические и непсихологические.

     К психологическим относится 

  1. удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом;
  2. мотивация членов коллектива;
  3. авторитет руководителя;
  4. самооценка коллектива.

     К непсихологическим критериям относится:

  1. действенность;
  2. экономичность;
  3. качество;

     4. производительность;

  1. нововведения;
  2. прибыльность.

     Однако  столь детальная и дифференцированная характеристика эффективности трудно применима на практике. К тому же некоторые показатели, например «удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом» и «самооценка коллектива», во многом дублируют друг друга. Поэтому представляется целесообразным использование более конкретной и простой трактовки эффективности управления персоналом.

Информация о работе Управление персоналом на примере УСЗН города Таганрога