Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении основных приемов управления организационными конфликтами, а также стили и методы их разрешения.
Основными поставленными задачами являются: полное определение организационного конфликта, предоставление информации об управлении конфликтами и их разрешении.
Объектом исследования служит конфликт, а предметом – управление конфликтом.
Введение...................................................................................................3
I. Глава: Определение организационного конфликта
1. Изучение конфликтов. Конфликтология.......................................4
2. Организационный конфликт..........................................................5
3. Виды конфликтов............................................................................8
4. Динамика конфликтов...................................................................10
5. Роль конфликтов............................................................................12
II. Глава: Управление конфликтами в организации.
1. Определение управления конфликтами....................................15
2. Предупреждение и стимулирование конфликтов....................19
III. Глава: Разрешение конфликтов.
1. Определение разрешения конфликта...................................22
2. Модели и стили разрешения конфликтов............................25
3. Методы разрешения конфликтов.........................................28
Заключение............................................................................................30
Список используемой литературы......................................................31
Матрица терминов................................................................................32
2. Предупреждение и стимулирование конфликтами.
Рассмотрим подробнее важную особенность управления конфликтами: предупреждение и стимулирование.
Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение его возникновения разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозирование. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов.
Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, направленный на выявление его причин в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями могут быть: стиль управления, уровень социальной напряженности, социально-психологических климат, лидерство микрогруппы и другие социально-психологические явления. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ конфликтных ситуаций. Своевременное выявление конфликтных ситуаций позволяет вполне определенно спрогнозировать развитие их в конфликты и тем самым наметить меры по их предупреждению или снятию.
Как и в процессе прогнозирования, особое значение по предупреждению конфликтов занимает работа с конфликтными ситуациями. Своевременное устранение конфликтной ситуации до того как она будет осознана какими-либо субъектами социального взаимодействия ведет к предупреждению конфликта, прекращает его на начальной стадии. Но конфликты можно предупреждать и превентивными мерами, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой, т.е. управление конфликтом является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов организации могут быть:
Постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников.
Подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности.
Воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и другие.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам, так как объективные причины зреющего конструктивного конфликта со временем могут породить деструктивные конфликты. Средства стимулирования конфликтов могут быть самые разные: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации. При стимулировании конфликта руководитель должен быть готов к его конструктивному управлению. Если нет достаточных сил и средств удержать инициируемый конфликт под контролем, то не стоит предпринимать действия по его стимулированию. Это необходимое правило в управлении конфликтами, нарушение которого, как правило, приводит к печальным последствиям.
Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, более разрушительных, опасных для общества. Таким образом, некоторые конфликты нужно предотвращать, а некоторые - стимулировать.
III. Глава: Разрешение конфликтов.
1. Определение разрешения конфликта.
Регулирование конфликта направлено на его ослабление и ограничение, обеспечения его развития в сторону его разрешения, но это еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта.
Разрешение конфликта — заключительный его этап управления конфликтом. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта:
прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой;
преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе;
взаимного примирения противоборствующих агентов;
взаимного уничтожения противоположностей.
При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.
Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников.
Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе.
Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.
Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта — это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.
Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.
Предпосылками к разрешению конфликта является:
1. Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления.
2. Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.
3. Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:
подготовительный — это диагностика конфликта;
разработка стратегии разрешения и технологии;
непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств.
Следует иметь в виду, что в процессе развития конфликта диапазон причин может расширяться, и появляющиеся новые причины могут приобретать существенное влияние, разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. В зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание — таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации отмеченных принципов управления конфликтами.
Требования своевременности, оперативности и гласности не менее важны для практики разрешения конфликта. Запущенный конфликт требует для своего разрешения больших ресурсов, ибо он обременен многими разрушительными последствиями. Игнорирование гласности, скрытые действия по ликвидации конфликта мешают мобилизации общественных сил на разрешение проблемы.
2. Модели и стили разрешения конфликтов.
В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса.
Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам других. Этот стиль может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда субъект не обладает достаточной властью, а его точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, когда затрагиваемая проблема не столь важна, не имеет смысла отстаивать свои права, сотрудничать с кем-либо для выработки решения и тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.
Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.
Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; наличие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтернативные варианты решения проблемы.
Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.
Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.