Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации. Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение,
обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего
звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов, признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;
- Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ......................................3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы.................................5
1.2. Характеристика группы...............................9
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.................15
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами..................20
2.2. Методы управления неформальными группами...................24
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ “ДЕЙМА”.....................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................37
Система неформальной передачи информации является одновременно необходимой ,
неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность
организации быстрее , чем по формальной процедуре , получать информацию и
приспособиться к меняющимся условиям , она же вносит разлад в официальные
соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально
переданная информация бывает искаженной и неверной , поскольку она не
подлежит официальному контролю.
Гибкое использование развитой системы формальной и , что особенно важно ,
неформальной передачи информации
дает возможность организации
задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты
понимания , а руководству организации добиться большего влияния на
неформальные группы , что было бы невозможно при наличии лишь формальной
системы.(8)
3. Применение данных методов для повышения эффективности управления
неформальными группами на предприятии “Дейма”
Одним из вариантов проведения исследования эффективности управления
неформальными группами является опрос руководства организации. Данный метод
был использован на предприятии “Дейма”. Вопросы , заданные руководству
организации , представлены в следующем порядке:
1. Знаете ли Вы о
существовании в вашей 1. Да; 2. Нет. 2. Причиной возникновения неформальных групп является: 1. Результат неэффективного управления организацией; 2. Естественное стремление
человека к объединению с 3. Ограниченность формальной организации; 4. 1 и 2; 5. 2 и 3; 6. 1 и 3; 7. 1,2,3. 3. Считаете ли Вы , что для того чтобы справиться с неформальной группой необходимо: 1. Уничтожить ее; 2. Не обращать на нее внимания; 3. Взаимодействовать с ней. 4. Какие из нижеперечисленных характеристик , по Вашему мнению , отражают особенности неформальной группы: 1. В основе ее лежит принцип целесообразности , сознательного движения к известной цели; 2. Наличие своих лидеров; 3. Сопротивление переменам , которые могут произойти в их организации; 4. Осуществление социального контроля за своими членами; 5. Все вышеперечисленные. 5. Какое , по Вашему мнению, неформальные группы несут в себе влияние на деятельность формальных групп: 1. Положительное; 2. Отрицательное; 3. И то и другое; 4. Никакого. 5. Считаете ли Вы , что неформальные группы могут помочь формальной организации в достижении ее целей: 1. Да; 2. Нет. 6. Перед тем , как принимать какие-либо действия , просчитываете ли Вы их возможное отрицательное воздействие на неформальные группы: 1. Да; 2. Нет. | |
7. При принятии каких-либо решений , привлекаете ли Вы членов организации к обсуждению данных вопросов: 1. Да , привлекаю; 2. Нет , не привлекаю; 3. Привлекаю , когда считаю это необходимым для себя. 8. Устраиваются ли в Вашей организации вечеринки , клубы , спортивные соревнования или какие-нибудь другие мероприятия , в которых участвуют весь коллектив предприятия: 1. Да; 2. Нет , я не вижу в этом никакой необходимости; 3. Нет , но считаем это необходимым и планируем в будущем. 9. Существуют ли у Вас
на предприятии клубы 1. Да; 2. Нет. 10. Если Вам не удалось
добиться лояльности 1. Да , считаю; 2. Да , если из-за этого не возникнут новые трудности; 3. Нет , не считаю. 11. Является ли , по Вашему мнению , перевод сотрудников из одного места работы на другое место одним из методов эффективного управления неформальными группами: 1. Да; 2. Нет; 3. Не только неэффективный , но и вредный для организации. 12. Применяется ли данный метод в Вашей организации: 1. Да , применяется; 2. Нет , не применяется. 13. Может ли , по Вашему мнению , правильное размещение кабинетов повлиять на поведение членов неформальной группы: 1. Да; 2. Нет. 14. Применяется ли данный метод в Вашей организации: 1. Да , применяется; 2. Нет , не применяется. 15. Считаете ли Вы , что выявление естественных лидеров и управление ими – решающий административный механизм контроля за групповым поведением: 1.Да; 2.Нет. |
16. Знаете ли Вы естественных лидеров Вашей организации и принимаете ли Вы какие-нибудь методы управления ими: 1. Да; 2. Нет; 3. Знаю , но ничего не предпринимаю. 17. Возможно ли , по Вашему мнению , при гибком использовании различных каналов передачи информации усилить свое влияние на неформальные группы: 1. Да; 2. Нет. 18. Используете ли Вы каналы неформальной передачи информации для влияния на неформальные группы: 1. Использую 2. Не использую. |
При проведении данного опроса ставились следующие задачи:
1. Получить данные о том , какой информацией о своих неформальных группах
обладает руководство
2. Получить объективную информацию об положительных и
отрицательных сторонах управления неформальными группами на данном
предприятии;
3. Предложить способы более
В исследовании приняло участие восемь человек. Характерной чертой опроса
стало конструктивное , взвешенное отношение руководства к поставленным
вопросам , наряду с их уверенностью в полезности и необходимости необычного
мероприятия.
Результаты опроса свидетельствуют о том , что руководство фирмы знает о
наличии неформальных групп на предприятии , имеет правильное представление о
причинах их возникновения , а также считает необходимым взаимодействовать с
ними. На вопросы об особенностях характеристик неформальной группы и их
влиянии на деятельность формальных групп получены правильные ответы.
Проведенный на предприятии “Дейма” опрос показал , что управление
неформальными группами в данной организации имеет следующие положительные
стороны:
1. Руководство предприятия
формальной организации в
2. Перед тем , как принять какое-либо управленческое решение подавляющее
большинство опрошенных просчитывают возможность отрицательного воздействия на
неформальные группы и принимают решения в соответствии с этим;
3. На предприятии существуют клубы руководящих работников , для них
проводятся конференции и собрания по различным вопросам. К руководителям
“среднего звена” отношение начальства несколько “мягче” , чем к остальной
части персонала предприятия.
4. Руководство предприятия “
лояльности руководителя “среднего звена” не удалось добиться , нет
необходимости его заменять. В практике руководства данной проблемы еще не
стояло. Однако , если лояльность руководителя “среднего звена” к своим
подчиненным будет мешать деятельности предприятия , руководство организации
посчитает нужным заменить его.
5. Руководство предприятия
работы на другое является одним из методов эффективного управления
неформальными группами. Данный метод на предприятии применяется.
Отрицательными сторонами
1. На предприятии “Дейма” никаких общественных мероприятий не проводиться и
не планируется. Руководство организации считает , что в этом нет никакой
необходимости и будет только отвлекать людей от собственных дел.
2. Для принятия какого-либо
привлекают членов организации к обсуждению данных вопросов , другие –
привлекают , когда считают это необходимым для себя.
3. Руководство предприятия
поведение членов неформальной группы и , соответственно , не применяет данный
метод управления на предприятии.
4. Руководство организации знает
естественных лидеров
предприятии , но не применяет никаких методов управления ими.
5. Руководство предприятия “
использования различных каналов передачи информации усилить свое влияние на
неформальные группы , однако каналы неформальной передачи информации для
влияния на неформальные группы не используются.
Для повышения эффективности
предприятия “Дейма” необходимо применять следующие методы влияния:
1. Необходимо привлекать
касающихся деятельности предприятия , консультироваться с ними и принимать
решения с учетом их пожеланий и рекомендаций;
2. Проводить спортивные
внерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности. Необходимо
внушить , что все содействующее целям организации содействует и целям
отдельного человека;
3. Руководству предприятия
неформальных групп , контролировать их деятельность и использовать ее для
влияния на неформальные группы;
4. Необходимо развивать и
информации , так как данный метод имеет много позитивных моментов для
управления неформальными
эффективному влиянию на данные группы;
5. Необходимо более внимательно
отнестись к размещению
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее
понятие группы , рассмотрены отличия неформальных групп от формальных , а
также характеристика неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе
функционирования организации.
Группа – это относительно обособленное объединение двух или более лиц ,
находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих
совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Как мы выяснили , существуют два типа групп: формальные и неформальные. Оба
эти типа групп имеют значение для
организации и оказывают
членов организации.
Формальные группы выделяются как структурные подразделения в организации. Они
имеют формально назначенного руководителя ¸ формально определенную
структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально
закрепленные за ними функции и задачи.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными
постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными
симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п.
Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей , норм
, действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного
общения.
Изученные нами особенности характеристик неформальных групп , а именно:
социальный контроль , осуществляемый неформальной организацией; тенденция к
cопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров , помогли нам
глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги
управления данными группами.
Мы выяснили , что причиной возникновения неформальной группы в формальной
организации является неизбежная ограниченность формальной организации ,
которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования
социальной организации , а также является следствием естественного стремления
человека к объединению с другими людьми , к формированию устойчивых форм
взаимодействия с ними.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное , так и положительное
влияние на деятельность формальной организации.
К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов , преданность
людей группе , тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к
сохранению укоренившихся
производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации
- преданность группе может
совпадать с целями формальной организации ¸ а нормы эффективности
неформальной организации
неформальные каналы связи могут помогать формальной организации , дополняя
формальную систему
Нами изучены механизм управления неформальными группами и методы ,
применяемые в управлении. К методам управления относятся: консультации с
группами , обучение и внушение , обеспечение лояльности руководящих
работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на
другое место работы , размещение кабинетов , признание естественных лидеров ,
обмен информацией в организации.
В практической части работы мы разработали анкету и провели исследование по
вопросу эффективности управления неформальными группами на предприятии
“Дейма”. По результатам проведенного опроса нами были предложены способы
более эффективного управления неформальными группами. Основными из них
являются: обеспечение лояльности сотрудников организации , управление
лидерами неформальных групп , использование в управлении каналов неформальной
передачи информации.
С П И С О К И С П О Л Ь З У Е М О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия,
организация, процесс. – М.: Высшая школа , 1996.
2. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной
корпорации. –М.: Дело, 1993.
3. Дизель П.М.., Мак-КинлиР.У. Поведение человека в организации / Пер.с
англ. – М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1993.
4. Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с англ. – М.:
Экономика , 1990.
5. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы
управления персоналом – М.: Дело , 1993.
6. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент – М.: Финансы и
статистика , 1993.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с
англ.; Общ.ред. и вступ.ст. Л.И.Евенко – М.: Дело , 1994.
8. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томнсон В.А. Менеджмент в организациях /
Под ред. Емельянова А.М. – М.: Экономика , 1995.
9. Словарь-справочник менеджера / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: Инфра-М ,
1996.
10. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие – К.: КГУ , 1996.