Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации. Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение,
обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего
звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов, признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;
- Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ......................................3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы.................................5
1.2. Характеристика группы...............................9
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.................15
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами..................20
2.2. Методы управления неформальными группами...................24
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ “ДЕЙМА”.....................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................37
Управление неформальными
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ......................
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее
понятие группы................
1.2. Характеристика
группы........................
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования
организации...................
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм
управления неформальными
2.2. Методы
управления неформальными
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯ-ТИИ
“ДЕЙМА”.......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ...................
В трудах по управлению постоянно подчеркивается важность гармоничного
функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную
формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.(5)
Говоря о том , какую роль играет система управления “человеческими ресурсами”
в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал :
“Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число
критических факторов экономического успеха . В недалеком прошлом конкурентная
борьба была сосредоточена в области технического прогресса ,
совершенствования технологий , организационных структур , маркетинга ,
послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего
люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет
усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего
бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную
среду , в которой реализуется трудовой потенциал , развиваются личные
способности , люди получают удовлетворение от выполненной работы и
общественного признания своих достижений.”(2)
Руководящие работники организации испытывают удовлетворение в том случае ,
если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако
почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации
слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства
организации.
Неформальные группы , которые образуются в организациях , являются мощной
силой , которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей
в организации с сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут
также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной
организации.
Руководителям “среднего звена” необходимо примирять требования неформальных
групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата.
Данная необходимость
управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью
использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия
неформальных групп.(7)
Цель работы:
- Обосновать способы более
процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее
понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных , а
также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе
функционирования организации;
- Провести исследование
исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными
группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение ,
обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего
звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов ,
признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;
-
Показать возможность более
методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”:
проанализировать существующие методы управления неформальными группами на
предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности .
1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы и ее классификация.
Не существует канонизированного определения малой группы , так как это
достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко
принят достаточно общий , устоявшийся взгляд на малую группу как относительно
обособленное объединение двух или более лиц , находящихся в достаточно
устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение
достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы
базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей
цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом , либо же
групповыми возможностями , позволяющими ей вступать во взаимодействие с
окружением и адаптироваться к изменениям , происходящим в окружении.(4)
Характерными особенностями
1. Члены группы идентифицируют себя и свои действия с
группой в целом и тем самым
во внешних взаимодействиях
имени группы. Человек говорит не о себе , а о группе в целом , употребляя
местоимения мы , у нас , наши , нам и т.п.;
2. Взаимодействие между членами группы носит характер
непосредственных контактов , личного разговора , наблюдения поведения друг
друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом , придавая
формальным взаимодействиям “
3. В группе наряду с формальным распределением ролей ,
если таковое существует , обязательно складывается неформальное распределение
ролей , обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя
роль генераторов идей , другие склонны к координации усилий членов группы ,
третьи заботятся о
в коллективе , четвертые следят за тем , чтобы был порядок в работе , все
выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди , которые выполняют роль
структуризаторов , они ставят перед группой цели , отслеживают влияние
окружения на решаемые группой задачи.(6)
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп
имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов
организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации
. Они имеют формально
структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально
закрепленные за ними функции и задачи.
Формальная группа имеет следующие особенности:
1. Она рациональна , т.е. в основе ее лежит принцип
целесообразности , сознательного движения к известной цели;
2. Она безлична , т.е. рассчитана на индивидов , отношения
между которыми устанавливаются по составленной программе.
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами , и
она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:
1. Вертикальная (линейная) организация , объединяющая ряд
органов и подразделений таким образом , что каждое из них находиться между
двумя другими - выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и
подразделений сосредоточено в одном лице;
2. Функциональная организация , в соответствии с которой
руководство распределяется между рядом лиц , специализирующихся на выполнении
определенных функций и работ;
3. Штабная организация , характеризующаяся наличием штаба
советников, экспертов , помощников , не включенных в систему вертикальной
организации.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции ,
как , например , бухгалтерия , а могут быть созданы для решения определенной
целевой задачи , например комиссия по разработке какого-либо проекта. (9)
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными
постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными
симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п.
Данные группы существуют во всех организациях , хотя они не представлены в
схемах , отражающих строение организации , ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения ,
люди хорошо знают , кто входит в их неформальную группу , а кто нет. В
неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций.
Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях
неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже
большее , чем формальные структуры.(1)
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно)
сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся
продуктом более или менее длительного межличностного общения.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:
1.
Представляет собой вне
неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное)
содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например ,
оптимальная система деловых связей , стихийно складывающейся между
работниками , некоторые формы рационализации и изобретательства , способы
принятия решения и т.д.
2.
Представляет социально-
выступающую в виде межличностных связей , возникающих на основе взаимного
интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами , т.е.
непосредственная , стихийно возникающая общность людей , основанная на личном
выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения , любительские
группы , отношения престижа , лидерства , симпатий и т.д. )
Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности
интересов , характеру деятельности , по возрастному и социальному составу и
т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности , стиля поведения
неформальные организации
1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это
общественно-политические клубы интернациональной дружбы , фонды социальных
инициатив , группы экологической защиты и спасения памятников культуры ,
клубные любительские объединения и др. Они имеют , как правило , позитивную
направленность;
2. Асоциальные т.е. группы , стоящие в стороне от социальных проблем;
3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть
общества , вызывающая у него тревогу. С одной стороны , нравственная глухота
, неспособность понять других , иную точку зрения , с другой – часто
собственные боль и страдания , выпавшие на долю этой категории людей ,
способствуют выработке
1.2. Характеристика неформальной группы.
Жизнь группы , ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
1. Характеристики членов группы;
2. Структурные характеристики группы;
3. Ситуационные характеристики.
Все эти факторы не только находятся во взаимодействии , взаимовлиянии , но и
испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы ,
так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения
характеристик человека , изменяется построение группы и наблюдаются изменения
в ее окружении.(6)
1. К характеристикам членов
функционирование , относятся личностные характеристики человека , а также
способности , образование и жизненный опыт.
2. Структурные характеристики группы включают в себя :
а. Коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
б. Статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);
в. Личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравиться и кто
кого не любит);
г. Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние , кто готов слушать и
кому подчиняться).
Первые две структурные
организации, остальные же к вопросу рассматриваемому в нашей работе.
Симпатии и антипатии между людьми в основном носят индивидуальную окраску и
подоплеку. На установление дружеских отношений между людьми оказывают
значительное влияние