Управление неформальными группами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации. Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение,
обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего
звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов, признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;
- Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы.................................5
1.2. Характеристика группы...............................9
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.................15
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами..................20
2.2. Методы управления неформальными группами...................24
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ “ДЕЙМА”.....................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................37

Работа содержит 1 файл

менедж.docx

— 87.56 Кб (Скачать)

Управление неформальными группами                       

                                 Титульный лист                                

                               С О Д Е Р Ж А Н И Е                              

     ВВЕДЕНИЕ......................................3

     1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ  ГРУППЫ

     1.1.  Общее  понятие группы.................................5

     1.2.  Характеристика  группы...............................9

     1.3.  Возникновение  неформальной группы и ее роль  в процессе функционирования

организации....................................15

     2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

     2.1.  Механизм  управления неформальными группами..................20

     2.2.  Методы  управления неформальными группами...................24

     3 ПРИМЕНЕНИЕ  ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯ-ТИИ

“ДЕЙМА”.....................................30

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................35

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ...................37

                                 В В Е Д Е Н И Е                                

В трудах по управлению постоянно  подчеркивается важность гармоничного

функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную

формулу, то организация будет действовать  как хорошо смазанный механизм.(5)

Говоря о том , какую роль играет система управления “человеческими ресурсами”

в развитии компании один из руководителей  американской компании 3М сказал :

“Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число

критических факторов экономического успеха . В недалеком прошлом конкурентная

борьба была сосредоточена в  области технического прогресса ,

совершенствования технологий , организационных структур , маркетинга ,

послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего

люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет

усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего

бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную

среду , в которой реализуется трудовой потенциал , развиваются личные

способности , люди получают удовлетворение от выполненной работы и

общественного признания своих  достижений.”(2)

Руководящие работники  организации  испытывают удовлетворение в  том  случае ,

если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако

почти всегда реальные стереотипы поведения  и отношений членов организации

слегка или весьма далеко отходят  от формального плана руководства

организации.

Неформальные группы , которые образуются в организациях , являются мощной

силой , которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей

в организации с сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут

также нести в себе и положительное  влияние на деятельность формальной

организации.

Руководителям “среднего звена” необходимо примирять требования неформальных

групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата.

Данная необходимость побуждает  менеджеров к поиску нестандартных  приемов

управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью

использования потенциальных выгод  и уменьшения отрицательного воздействия

неформальных групп.(7)

Цель работы:

- Обосновать способы более эффективного  управления неформальными группами  в

процессе функционирования организации.

Задачами работы являются:

-    Сделать анализ неформальной  группы. Для этого необходимо: дать  общее

понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных  , а

также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе

функционирования организации;

-  Провести исследование процесса  управления неформальными группами:

исследовать механизм  и рассмотреть  методы эффективного управления данными

группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение ,

обеспечение лояльности руководящих  работников , замена руководителя “среднего

звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов ,

признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;

-                     Показать возможность более эффективного  использования

методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”:

проанализировать существующие методы управления неформальными группами на

предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности .

                             1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ                            

1.1. Общее понятие группы и  ее классификация.

Не существует канонизированного  определения малой группы , так как это

достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко

принят достаточно общий , устоявшийся взгляд на малую группу как относительно

обособленное объединение двух или более лиц , находящихся в достаточно

устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение

достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы

базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением  общей

цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом , либо же

групповыми возможностями , позволяющими ей вступать во взаимодействие с

окружением и адаптироваться к  изменениям , происходящим в окружении.(4)

Характерными особенностями группы является следующее:

1.                  Члены   группы   идентифицируют  себя и свои действия с

группой в целом и тем самым  во внешних взаимодействиях выступают  как бы от

имени группы. Человек говорит не о себе , а о группе в целом , употребляя

местоимения мы , у нас , наши , нам и т.п.;

2.                  Взаимодействие между членами  группы носит характер

непосредственных контактов , личного разговора , наблюдения поведения друг

друга и т.п. В группе люди непосредственно  общаются друг с другом , придавая

формальным взаимодействиям “человеческую” форму;

3.                    В группе наряду с формальным  распределением ролей ,

если таковое существует , обязательно складывается неформальное распределение

ролей , обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя

роль генераторов идей , другие склонны к координации усилий членов группы ,

третьи заботятся о взаимоотношениях в группе , о поддержании хорошего климата

в коллективе , четвертые следят за тем , чтобы был порядок в работе , все

выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди , которые выполняют роль

структуризаторов , они ставят перед группой цели , отслеживают влияние

окружения на решаемые группой задачи.(6)

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп

имеют значение для организации  и оказывают большое влияние  на членов

организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения  в организации

. Они имеют формально назначенного  руководителя ¸ формально определенную

структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально

закрепленные за ними функции и  задачи.

Формальная группа имеет следующие  особенности:

1.                  Она рациональна , т.е. в основе ее лежит принцип

целесообразности , сознательного движения к известной цели;

2.                  Она безлична , т.е. рассчитана на индивидов , отношения

между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены  только служебные связи между  индивидами , и

она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

1.                  Вертикальная (линейная) организация , объединяющая ряд

органов и подразделений таким  образом , что каждое из них находиться между

двумя другими  -  выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов  и

подразделений сосредоточено в  одном лице;

2.                  Функциональная организация , в соответствии с которой

руководство распределяется между  рядом лиц , специализирующихся на выполнении

определенных функций и работ;

3.                  Штабная организация , характеризующаяся наличием штаба

советников, экспертов , помощников , не включенных в систему вертикальной

организации.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции ,

как , например , бухгалтерия , а могут быть созданы для решения определенной

целевой задачи , например комиссия по разработке какого-либо проекта. (9)

Неформальные группы создаются  не распоряжениями руководства и  формальными

постановлениями , а членами организации  в соответствии с их взаимными

симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п.

Данные группы существуют во всех организациях , хотя они не представлены в

схемах , отражающих строение организации , ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют  свои неписаные правила и нормы  поведения ,

люди хорошо знают , кто входит в их неформальную группу , а кто нет. В

неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций.

Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях

неформальные группы могут оказывать  на своих членов влияние равное или  даже

большее , чем формальные структуры.(1)

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно)

сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся

продуктом более или менее длительного  межличностного общения.

Неформальная группа проявляется  в двух разновидностях:

1.                  Представляет собой вне формальную  организацию , в которой

неформализованные служебные отношения  несут функциональное (производственное)

содержание и существуют параллельно  с формальной организацией. Например ,

оптимальная система деловых связей , стихийно складывающейся между

работниками , некоторые формы рационализации и изобретательства , способы

принятия решения и т.д.

2.                  Представляет социально-психологическую  организацию ,

выступающую в виде межличностных  связей , возникающих на основе взаимного

интереса индивидов друг к другу  вне связи с функциональными  нуждами , т.е.

непосредственная , стихийно возникающая общность людей , основанная на личном

выборе связей и ассоциаций между  ними (товарищеские отношения , любительские

группы , отношения престижа , лидерства , симпатий и т.д. )

Картина неформальной группы чрезвычайно  пестра и изменчива по направленности

интересов , характеру деятельности , по возрастному и социальному составу и

т.д. В зависимости от идейной  и нравственной направленности , стиля поведения

неформальные организации можно  классифицировать по трем группам:

1.                  Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это

общественно-политические клубы интернациональной  дружбы , фонды социальных

инициатив , группы экологической защиты и спасения памятников культуры ,

клубные любительские объединения  и др. Они имеют , как правило , позитивную

направленность;

2.       Асоциальные  т.е. группы , стоящие в стороне от социальных проблем;

3.                  Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть

общества , вызывающая у него тревогу. С одной стороны , нравственная глухота

, неспособность понять других , иную точку зрения , с другой – часто

собственные боль и страдания , выпавшие на долю этой категории людей ,

способствуют выработке крайних  взглядов у отдельных ее представителей.(9)

     1.2. Характеристика неформальной группы.

Жизнь группы , ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

1.      Характеристики  членов группы;

2.      Структурные характеристики  группы;

3.      Ситуационные характеристики.

Все эти факторы не только находятся  во взаимодействии , взаимовлиянии , но и

испытывают сильное обратное воздействие  со стороны функционирования группы ,

так как в результате жизнедеятельности  группы происходят изменения

характеристик человека , изменяется построение группы и наблюдаются изменения

в ее окружении.(6)

1. К характеристикам членов группы , оказывающим влияние на ее

функционирование , относятся личностные характеристики человека , а также

способности , образование и жизненный опыт.

2.   Структурные характеристики  группы включают в себя :

а. Коммуникации в группе и нормы  поведения (кто с кем и как  контактирует);

б. Статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);

в. Личные симпатии и антипатии  между членами группы (кто кому нравиться и кто

кого не любит);

г. Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние , кто готов слушать и

кому подчиняться).

Первые две структурные характеристики относятся больше к анализу формальной

организации, остальные же к вопросу рассматриваемому в нашей работе.

Симпатии и антипатии между  людьми в основном носят индивидуальную окраску и

подоплеку. На установление дружеских  отношений между людьми оказывают

значительное влияние несколько  моментов:

Информация о работе Управление неформальными группами