Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации. Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение,
обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего
звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов, признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;
- Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ......................................3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы.................................5
1.2. Характеристика группы...............................9
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.................15
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами..................20
2.2. Методы управления неформальными группами...................24
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ “ДЕЙМА”.....................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................37
Хотя активный обмен мнениями и полезен , он может также привести к
внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта , которые
всегда пагубны.
е. Статус членов группы.
Статус той или иной личности в группе может определяться рядом факторов ,
включая такие как старшинство в должностной иерархии , название в должности ,
расположение кабинета , образование , социальные таланты , информированность
и накопленный опыт и др. Эти факторы могут способствовать повышению или
понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Члены группы ,
чей статус достаточно высок , способны оказывать большее влияние на решения
группы , чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда
ведет к повышению эффективности.
ж. Функциональная роль членов группы.
Существует два вида направленности ролей для создания нормально
функционирующей группы. Целевые роли распределены таким образом , чтобы иметь
возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли
подразумевают поведение , способствующее поддерживанию и активизации жизни и
деятельности группы.
3. Перед тем , как предпринять какие-либо действия ,
просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную
организацию.
Руководителю необходимо понимать , что неформальные организации динамически
взаимодействуют с формальными. Любое действие предпринятое руководством
вызывает у сотрудников
отношении начальства. Эти эмоции влияют на то , как люди будут осуществлять
свою деятельность и взаимодействовать в будущем.(7)
4. Разработать и применять на практике методы управления
неформальными группами с целью использования их потенциальных выгод и
уменьшения отрицательного воздействия.
2.2. Методы управления неформальными группами
Руководством организации при управлении неформальными группами в процессе
функционирования организации могут применяться различные методы воздействия.
Назовем основные из них:
1. Консультации с группами.
Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения ,
если с ними заранее советуются. Консультации с группой вместо попытки
навязать ей произвол , говорят об уважении к достоинству группы и отдельного
человека , а также ослабляют сопротивление переменам со стороны неформальной
организации.
Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в
других отношениях. Во-первых , они дают возможность группе и ее членам взять
на себя часть заслуг в принятии решения – это неосязаемая ценность , которая
порой имеет очень важное значение. Во-вторых , они удовлетворяют желание
группы и ее лидеров получить определенный статус. В-третьих , консультации
зачастую улучшают взаимопонимание между группой и высшим руководящим составом
организации. Когда решение спускаются сверху , работники могут приписывать
указаниям самые разные мотивы и скрытые намерения и весьма неправильно их
толковать. С помощью консультаций руководители и рабочие группы имеют
возможность убедить друг друга в обоюдных добрых намерениях и это может
способствовать разрушению представления о неизбежном между ними конфликте
интересов. Конечно , когда реальный конфликт интересов существует – по
вопросу о заработной плате , например , - то , может быть , консультация и не
поможет его устранить. Но даже в этом случае , получив возможность поставить
себя на место руководителя и понять , как данная проблема выглядит с точки
зрения его обязанностей , группа может с большей готовностью согласиться с
неприятным решением.(8)
Консультации – это важный механизм защиты групповых ценностей , потому что
они позволяют группе заранее изложить свои цели и воспрепятствовать решениям
, которые в случае принятия были бы затем обязательно отменены , но уже с
ущербом для престижа предложивших их кругов. Подобным же образом консультации
, позволяя заранее оценить
избежать непопулярных решений , способных оказать столь разрушительное
воздействие на моральный дух , что оно свело бы на нет любые возможные выгоды
от этих решений.
В последние годы совещательные методы приобретают все большую популярность ,
однако во многих организациях консультативной практики до сих пор избегают
как высшие , так и низовые руководители , которые полагают , что она повлечет
за собой снижение их статуса , ограничив их “права” в реализации властных
полномочий.
2. Обучение и внушение.
Организации необходимо сформировать у своих служащих лояльность посредством
обучения или пропаганды. Для этой цели необходимо “рекламироваться” перед
всеми ее членами либо с помощью специальных учебных курсов и общих собраний ,
либо другими способами. Организации нужно стараться убедить своих сотрудников
в том , что все содействующее целям организации , наилучшим образом
содействует и целям отдельного человека , даже если в конкретных случаях это
и не очевидно. Устраивая вечеринки , клубы и спортивные соревнования ,
организация может попытаться создать у своих служащих ощущение принадлежности
к “одной большой семье”. Некоторые учреждения стараются информировать всех
своих работников обо всех важных решениях и о том , что за ними стоит. Обычно
этот прием создает у человека ощущение , что он – часть организации и что ее
удачи это и его удачи. На низовом уровне этот прием сводиться к объяснению
людям причин , по которым осуществляется то или иное назначение на должность
, или того , как их скромная работа соотносится с важными целями организации.
Использование этого метода бесспорно влияет на позицию многих людей и поэтому
служит важным механизмом управления.(8)
3. Обеспечение лояльности руководящих работников.
Высшее руководство обычно старается
завоевать преданность
состава – начальников подразделений , филиалов , отделов и бюро ,- или ,
другими словами , добиться их самоотождествления с организацией. Руководство
делает это , поощряя их приверженность организации путем создания клубов
руководящих работников , отведенных специально для руководителей столовых в
учреждениях , а также посредством официальных обедов и конференций. Усилия
тут направлены на создание базовой группы руководителей , с тем чтобы
отвоевать лояльность отдельного начальника у коллектива , которым он
руководит.
После того как администрация добилась лояльности своих руководящих , они
становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами.
Довольно редко бывает легко завоевать лояльность руководящих работников и тем
самым добиться их самоотождествления с организацией. На каждом администраторе
всегда висит бремя , тянущее его вниз. Он не может быть совершенно
невосприимчивым к позициям и требованиям нижестоящих работников. Противовесом
его человеческим склонности находить удовлетворение в самоотождествлении со
своими подчиненными может служить лишь перспектива большего удовлетворения в
качестве компенсации за отождествление с теми , кто занимает более высокое
положение.(8)
4. Замена руководителя “среднего звена”.
Если добиться лояльности главы подразделения не удалось , то учреждение может
заменить его – и порой заменяет – тем , кто ему предан. Однако применение
этого метода имеет свои пределы. Во-первых , если трудовой коллектив
отказался способным удержать лояльность прежнего руководителя , он вполне
может оказаться способным и завоевать лояльность нового. Не знакомый прежде с
работой руководитель вынужден в значительной степени опираться на
профессиональные советы своих подчиненных. Он подвергается такому же давлению
со стороны организации и групп , как и его предшественник. Он сталкивается с
теми же явлениями. Он каждый день общается с подчиненными , которых в конце
концов начинает любить и уважать. Вряд ли возможно , чтобы такое множество
воздействий не оставило в нем глубокий след.
Во-вторых , в тех случаях , когда новый руководитель сопротивляется
самоотождествлению со своим подразделением и сохраняет лояльность учреждению
в целом , появляются новые трудности. Прежний разрыв в цепочке отождествлений
между подразделением и учреждением может смениться новым пробелом между
руководителем и его подразделением. Новый руководитель может не суметь
обеспечить сотрудничество и необходимый вклад своих подчиненных , и положение
с точки зрения учреждения может оказаться не лучше , чем прежде. Поэтому
замена руководителей – это механизм ограниченной пригодности для укрепления
лояльности со стороны структурного подразделения по отношению к учреждению ,
в которое оно входит.(8)
5. Перевод сотрудников на другое место работы.
Многообещающим механизмом укрепления лояльности членов организации и усиления
их самоотождествления с организацией в целом служит практика частых переводов
сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика , если ей
строго и разумно следовать , вероятно , приведет к появлению в организации
значительного числа людей , обладающих весьма разнообразным опытом , что
способствует
, - хотя нет никаких оснований полагать , что такая практика полностью
уничтожит преданность работников неформальным группам. Подобные индивидуумы ,
широко отождествляющие себя с организацией , призваны стать своеобразным
корпусом мессионеров организации и послужить противовесом разобщающим силам
отождествления с узкой
6. Размещение кабинетов.
Еще один механизм воздействия заключается в правильном распределении
кабинетов. Уже отмечалось , что служащие встречаются и устанавливают
неформальные отношения с теми , кто работает рядом с ними , чаще , чем с теми
, кто работает в отдалении.
Поэтому формированию
аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей
в одном месте или на одном этаже. Термины “верхний этаж” или “передний
кабинет” , часто применяемые к высшему руководящему составу , вероятно ,
происходят от соответствующего расположения кабинетов.(8)
7. Признание естественных лидеров.
Решающий административный механизм контроля за групповым поведением – это
выявление естественных лидеров и управление ими. Один из современных
теоретиков Девис , развивая эту мысль , пишет: “Каждому руководителю надлежит
знать , кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним ,
поощряя тех , кто не мешает , а способствует достижению целей организации.
Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю , его широкое
влияние может подорвать мотивацию
и удовлетворенность
сотрудников формальной организации”.(7)
Если естественный лидер находится вне формальной организационной схемы , он
зачастую рассматривается как “возмутитель спокойствия”. Он может стать
центром коллективного сопротивления влиянию организации , и если в нем сильно
развита склонность к доминированию , т.е. если он активно проявляет
властолюбие , то он , возможно , начнет сознательно или неосознано совершать
поступки , которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее
сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих
возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то , чтобы
стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе. Такие личности часто
становятся организаторами группировок , которые они вовлекают в заговор с
целью добиться официального лидерства в организации , на их взгляд ,
принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается
контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем “поглощения”
естественных лидеров и
того , как лидеры “захвачены” , начавшаяся революция терпит поражение.
Поскольку количество руководящих постов в организационной иерархии ограничено
, проблему естественного лидера
не всегда можно решить
альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека , виновного
в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в целом) ,
можно перевести на такую должность , где он способен принести меньше вреда ,
или же его можно переводить достаточно часто , чтобы у него не было времени
нанести вред.(3)
8. Обмен информацией в организации.
Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две
категории: формальная и неформальная передача информации.
В каждой организации существует некая официальная структура , с помощью
которой сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача
дополняется большим количеством информации , передача которой происходит от
желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда ,
когда это официально не разрешено или даже запрещено.