Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:52, курсовая работа
Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации. Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы , рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение,
обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего
звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов, признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;
- Показать возможность более эффективного использования методов влияния на неформальные группы на примере предприятия “Дейма”: проанализировать существующие методы управления неформальными группами на предприятии “Дейма”и выявить резервы повышения их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ......................................3
1 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1.1. Общее понятие группы.................................5
1.2. Характеристика группы...............................9
1.3. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации.................15
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами..................20
2.2. Методы управления неформальными группами...................24
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВ-НОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ “ДЕЙМА”.....................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................37
потребности , а следовательно , тем труднее обеспечить их удовлетворение
только в рамках формальной организации , чем больше оснований для объединения
членов организации.(10)
По мнению Майкла Мескона важнейшими причинами вступления в группу являются(7):
1. Чувство принадлежности;
2. Взаимопомощь;
3. Взаимозащита;
4. Тесное общение;
5. Заинтересованность.
Самой первой причиной вступления в неформальную группу является
удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди , чья работа не
дает возможности
быть неудовлетворенными. Возможность принадлежать к группе поддержка с ее
стороны тесно связаны с
то , что потребность в принадлежности широко признается , большинство
формальных организаций
контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным
организациям , чтобы эти контакты обрести.
В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого
стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для
обсуждения своих проблем. Если этого не происходит , то начальнику следует
внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. Многие люди
считают , что их начальник в формальной организации плохо о них подумает ,
если они будут спрашивать его , как им выполнить определенную работу. Другие
бояться критики. Более того , в каждой организации есть множество неписаных
правил , которые касаются мелких процедурных вопросов , как , например: какой
продолжительности должен быть перерыв на кофе , каково отношение начальника к
болтовне и шуткам , как следует одеваться , чтобы заслужить всеобщее
одобрение , а также , насколько все эти правила обязательны. В этих и других
ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например ,
новый рабочий , занятый в производстве , скорее попросит другого рабочего
объяснить ему , как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому ,
что новые рабочие тоже стремятся
участвовать в уже
социальной группе , где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги
полезно обоим: и тому , кто получил ее , и тому , кто ее оказал. В результате
оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение , а получающий –
необходимое руководство к действию.
Потребность в защите является важной причиной вступления людей в те или иные
группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной
физической опасности на рабочих местах , самые первые профсоюзы зародились
именно в социальных группах , которые собирались в пивных и осуждали свои
претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций защищают
друг друга от причиняющих им вред правил. Эта защитная функция приобретает
еще более важное значение , когда начальству не доверяют.
Необходимость в общении возникает потому , что люди хотят знать , что
происходит вокруг них , особенно , если это затрагивает их работу. И все же
во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно
слабая , а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных
определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к
неформальной организации
информации – слухам. Это может
удовлетворить потребности
психологической защите и принадлежности , а также обеспечить ей более быстрый
доступ к нужной для работы информации.
Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того , чтобы быть
ближе к тем , кому они симпатизируют. Они могут ходить вместе обедать ,
обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе , или
обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий
работы. Люди скорее склонны устанавливать более тесные отношения с другими
людьми , находящимися в непосредственной близости к ним , чем с теми , кто
находиться на расстоянии нескольких метров. На работе люди склонны
взаимодействовать с теми , кто рядом. Людей обычно тянет к тем , кто , по их
мнению , может удовлетворить их потребность в принадлежности , компетентности
, защите , уважении и др.(7)
Некоторые руководители считают , что неформальная группа – это результат
неэффективного управления , однако возникновение данных групп явление
естественное и весьма распространенное , - они есть в каждой организации.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное , так и положительное
влияние на деятельность формальной организации.
Неформальные группы могут вести себя непродуктивно и это будет мешать
достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться
ложные слухи , приводящие к возникновению отрицательного отношения к
руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому , что
продуктивность организации
Тенденция к сопротивлению всяким
переменам и тенденция к
укоренившихся стереотипов могут
задерживать необходимую
производства. Однако такое контрпродуктивное поведение часто является
реакцией на отношение начальства к этой группе. Правильно или нет , но члены
группы считают , что к ним относятся несправедливо и отвечают так , как
ответил бы любой человек на то , что ему кажется несправедливым.
Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть
многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для
того , чтобы быть членом группы , надо работать в данной организации ,
преданность группе может перейти в преданность организации. Многие люди
отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому ,
что они не хотят нарушать социальные связи , которые они приобрели в данной
компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации ¸ а
нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной
организации. Например , сильный дух коллективизма , характерный для некоторых
организаций и порождающий сильное стремление к успеху , часто произрастает из
неформальных взаимоотношений , непроизвольных действий руководства. Даже
неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации дополняя
формальную систему
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями
, или пытаясь подавить их , руководители часто упускают эти потенциальные
выгоды. В любом случае , независимо от того , является ли неформальная
организация вредной или полезной , она существует , и с ней нужно считаться.
Даже если руководство и разрушит какую-то группу , на ее месте обязательно
возникнет другая , у которой , возможно , сложиться заведомо отрицательное
отношение к руководству.(7)
2. УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫМИ
2.1. Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде
определенного набора правил , которых необходимо придерживаться руководителю
какой-либо организации. Основными из них являются:
1. Признать существование неформальной организации.
Одна из самых больших и
управлению неформальными
мнение о них руководителей. Раньше было принято считать что для того чтобы
справиться с неформальной организацией необходимо просто уничтожить ее ,
однако в настоящее время утвердилось мнение , что неформальная организация
может помочь формальной организации в достижении ее целей так как подобно
другим факторам , действующим в области управления , они несут в себе как
отрицательные , так и положительные моменты. Необходимо осознать , что ее
уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому
руководству следует признать неформальную организацию , работать с ней и не
угрожать ее существованию.(7)
2. Изучить факторы , влияющие на эффективность
функционирования неформальных групп.
Группа сможет идти к достижению своих целей в зависимости от влияния
следующих факторов:
а. Размер группы.
Один из современных теоретиков Кит Девис полагает , что предпочтительное
количество членов группы – 5 человек. Данные группы принимают более точные
решения , чем те , которые выходят за пределы этой численности. В группах
меньшего размера ее члены обеспокоены тем , что их персональная
ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. С другой стороны , в
группах большего размера ее члены могут испытывать затруднение , робость в
высказывании своего мнения перед другими. В общем по мере увеличения размера
группы , общение между ее членами усложняется , и становиться более трудным
достижения согласия по вопросам , связанным с деятельностью группы и
выполнением ее задач.
б. Состав группы.
Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения ,
подходов , которые они проявляют при решении проблем. Важной причиной
вынесения вопроса на решение группы является использование различных позиций
для нахождения оптимального решения Если группа состоит из непохожих
личностей , то это сулит большую эффективность , чем если бы члены группы
имели схожие точки зрения.
в. Групповые нормы.
Нормы , принятые группой , оказывают сильное влияние на поведение отдельной
личности и на то , в каком направлении будет работать группа: на достижение
целей организации или на противодействие им. Нормы призваны подсказать членам
группы , какое поведение и какая работа ожидаются от них. Нормы оказывают
такое сильное влияние потому , что только при условии сообразования своих
действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на
принадлежность к группе , ее признание и поддержку.
С позиции организации можно сказать , что нормы имеют положительный и
отрицательный характер. Положительными нормами считаются те , что
поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение , направленное на
достижение этих целей. Отрицательные имеют противоположный эффект: они
поощряют поведение , которое не способствует достижению целей организации.
Нормы , которые поощряют усердие работников , их преданность организации ,
заботу о качестве продукции или заботу об удовлетворении покупателя –
положительные нормы. Примером отрицательных норм служат такие нормы , которые
не поощряют неконструктивную критику компании , кражи , прогулы и низкий
уровень производительности труда.
г. Сплоченность группы.
Сплоченность группы – это мера тяготения членов группы друг к другу и к
группе. Высокосплоченная группа – это группа , члены которой испытывают
сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная
группа хорошо работает в коллективе , высокий уровень сплоченности может
повысить эффективность всей организации , если цели той и другой согласуются
между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении
, а те , что бывают , - менее серьезные чем у других. У них меньше
недопонимания , напряженности , враждебности и недоверия , а
производительность их труда выше , чем в не сплоченных группах. Но если цели
группы и всей организации не согласуются , то высокая степень сплоченности
отрицательно скажется на производительности труда во всей организации.
Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности
является групповое
Групповое единомыслие – это тенденция подавления отдельной личностью своих
действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем , чтобы не нарушать
гармонию группы. Члены группы считают , что несогласие подрывает их чувство
принадлежности , и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у
членов группы то , что понимается как согласие и гармония , член группы
решает , что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового
единомыслия первостепенная задача для отдельной личности – держаться общей
линии в обсуждении , даже если у нее иное убеждение или информация. Эта
тенденция самоукрепляется. Поскольку никто не выражает мнений , отличных от
других , и не предлагает иную , противоположную информацию или точку зрения ,
каждый полагает , что все остальные думают одинаково. Поскольку никто не
высказывается , никто не знает , что другие члены могут тоже быть скептически
настроены или озабочены. В результате проблема решается с меньшей
эффективностью , так как вся необходимая информация и альтернативные решения
не обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие ,
возрастает вероятность
д. Конфликтность.
Ранее упоминалось , что различие во мнениях обычно приводит к более
эффективной работе группы. Однако , оно также повышает вероятность конфликта.