Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в обосновании необходимости проведения анализа ликвидности и использования его результатов для повышения эффективности принимаемых решений по управлению финансовыми ресурсами банка.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса управления ликвидностью банка;
2. Проанализировать показатели ликвидности коммерческого банка;
3. Предложить рекомендации по улучшению состояния ликвидности коммерческого банка.
Введение
1. Теоретические аспекты управления ликвидностью коммерческого банка
1.1 Понятие ликвидности и факторы, определяющие её уровень
1.2 Методы управления ликвидностью банка
1.3 Нормативное регулирование показателей ликвидности
2. Анализ и оценка ликвидности коммерческого банка АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО
2.1 Краткая характеристика АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО
2.2 Организация управления ликвидностью коммерческого банка
2.3 Анализ ликвидности АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО
3. Мероприятия по улучшению состояния ликвидности
Заключение
Список использованной литературы
С другой стороны, для коммерческого банка, как и любого другого предприятия, общей основой ликвидности выступает обеспечение прибыльности выполняемых операций. Таким образом, если фактическое значение основного нормативного коэффициента ликвидности оказывается намного больше, чем установленное минимально допустимое, то деятельность такого банка будет отрицательно оцениваться его акционерами, с точки зрения неиспользованных возможностей, для получения прибыли. В этой связи следует заметить, что анализ ликвидности баланса должен проводиться одновременно с анализом доходности банка. Опыт работы коммерческих банков показывает, что банки получают больше прибыли, когда функционируют на грани минимально допустимых значений нормативов ликвидности, т.е. полностью используют предоставляемые им права по привлечению денежных средств в качестве кредитных ресурсов. В то же время особенности его работы как учреждения, основывающего свою деятельность на использовании средств клиентов, диктует необходимость применения показателей ликвидности. Максимальная ликвидность достигается при максимизации остатков в кассах и на корреспондентских счетах по отношению к другим активам. Но именно в этом случае прибыль банка минимальна. Максимизация прибыли требует не хранения средств, а их использования для выдачи ссуд и осуществления инвестиций. Поскольку для этого необходимо свести кассовую наличность и остатки на корреспондентских счетах к минимуму, то максимизация прибыли ставит под угрозу бесперебойность выполнения банком своих обязательств перед клиентами. Следовательно, существо банковского управления ликвидностью состоит в гибком сочетании противоположных требований ликвидности и прибыльности.
Во-вторых, банк должен определять потребность в ликвидных средствах на краткосрочную перспективу. Как уже отмечалось, прогнозирование этой потребности может осуществляться двумя методами. Один из них предполагает анализ потребностей в кредите и ожидаемого уровня вкладов каждого из ведущих клиентов, а другой - прогнозирование объема ссуд и вкладов. Оба рассмотренных метода имеют недостаток: они опираются на средний, а не предельный уровень ликвидности. Это может быть достаточным для оценки ликвидности банковской системы в целом, но оно не подскажет руководству отдельного банка, какова должна быть его кассовая наличность на следующей неделе, чтобы покрыть изъятие вкладов и заявки на кредит. Только анализ счетов отдельных клиентов банка позволят ему определить потребности в наличных деньгах на данный момент. В решении этой задачи поможет также предварительное изучение хозяйственных и финансовых условий на местном рынке, специфики клиентуры, а также перспективы развития банковских услуг, в том числе, открытие новых видов счетов, проведение операций по трасту, лизингу, факторингу и т.д. Причем, кроме местных факторов, необходимо учитывать также и общенациональные. Например, изменения в денежно-кредитной политике, в законодательстве и т.д. Изучение всего этого, а также прогнозирование поможет коммерческому банку более точно определить необходимую долю ликвидных средств в активе банка. При этом банк должен опираться на свой накопленный опыт.
Исходя из спрогнозированной величины необходимых ликвидных средств банку нужно сформировать ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера.
В-третьих, поддержание ликвидности на требуемом уровне осуществляется при помощи проведения определенной политики банка в области пассивных и активных операций, вырабатываемой с учетом конкретных условий денежного рынка и особенностей выполняемых операций. То есть банк должен разработать грамотную политику управления активными и пассивными операциями. При этом в управлении активами банку следует обратить внимание на следующие моменты:
- управление наличностью должно быть более эффективным, то есть необходимо планировать притоки и оттоки наличности и разработать графики платежей;
- сроки, на которые банк размещает средства, должны соответствовать срокам привлеченных ресурсов. Не допустимо превышение денежных средств на счетах актива над денежными средствами на счетах пассива;
- акцентировать внимание на повышении рентабельности работы в целом и на доходности отдельных операций в частности.
Так в управлении кредитным портфелем необходимо контролировать размещение кредитных вложений по степени их риска, форм обеспечения возврата ссуд, уровню доходности. Кредитные вложения банка можно классифицировать с учетом ряда критериев (уровень кредитоспособности клиента, форма обеспечения возврата кредита, возможность страхования ссуд, оценка надежности кредита экономистом банка и др.) Доля каждой группы кредитов в общей сумме кредитных вложений коммерческого банка и ее изменение служат основой для прогнозирования уровня коэффициента ликвидности, показывают возможности продолжения прежней кредитной политики банка или необходимость ее изменения.
В международной практике менеджеры по управлению ликвидности банков разработали ряд практических рекомендаций по улучшению этого вида деятельности. Первая из них состоит в том, что менеджеры по управлению ликвидностью должны контролировать деятельность всех отделов банка, отвечающих за использование и привлечение средств, и координировать свою деятельность с работой этих отделов.
Вторая рекомендация заключается в том, что менеджеры по управлению ликвидностью должны предвидеть когда наиболее крупные вкладчики и пользователи кредитов банка планируют снять средства со счета или увеличить вклады. Это позволяет управляющим планировать свои действия в случае возникновения дефицита или излишка ликвидных средств.
В соответствии с третьей рекомендацией, менеджеры по управлению ликвидностью в сотрудничестве с высшим руководством и руководителями отделов должны быть уверены, что приоритеты и цели управления ликвидными средствами очевидны.
Таким образом, каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно-обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ликвидность - один из основных и наиболее сложных факторов, определяющих финансовое состояние и надежность банка. На уровень ликвидности банка оказывают влияние целый ряд внутренних факторов. Кроме того, на ликвидность банка воздействуют также внешние факторы, влияние которых обычно проявляется через изменение структуры его активов и пассивов. Изучение влияния внешних и внутренних факторов на уровень ликвидности позволяет разрабатывать более эффективные подходы к управлению ликвидностью.
Проанализировав подходы к управлению ликвидностью, предлагаемые рассмотренными выше теориями, можно сделать вывод, что процесс управления ликвидностью включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами банка.
При проведении анализа были сделаны следующие общие выводы:
-
несмотря на некоторое
-
однако рассчитанные для банка
значения коэффициентов
Основными
направлениями дальнейшего
-
диверсификации активов и
- привлечение дополнительных денежных ресурсов и развитие клиентской базы.
Вместе с тем, управление ликвидностью не может сводиться только к формированию запасов ликвидных средств для исполнения текущих обязательств перед вкладчиками. Без должного внимания к среднесрочному и долгосрочному управлению активами и пассивами любой накопленный объем ликвидных резервов может израсходоваться в течение очень короткого периода времени. Таким образом, управление ликвидностью для банка — есть основа его существования. Поддержание необходимого уровня ликвидности дает возможность кредитной организации не только отвечать по своим обязательствам различного уровня, но и осуществлять динамичное развитие, направленное на получение необходимой нормы прибыли. Вот почему процесс управления ликвидностью, осуществляемый в рамках финансового менеджмента, является частью комплексного процесса и затрагивает все аспекты деятельности банка.
Список
использованной литературы
Табл. 2.1
Структура формирования уставного капитала
Вид средств | Сумма, тыс. руб. | Доля средств, % |
Акции | 113 949 700 | 100 |
Всего: | 113 949 700 | 100 |
Табл. (2.2.)
Сводная таблица выполнения экономических нормативов
Показатель | Допустимое значение | Данные
на 1 января 2010г. |
Данные
на 1 января 2011г. |
Темп роста
показателей
на 1 января 2011г. по сравнению с 1 января 2010г. |
H1 | min 10% | 12,1 | 13,7 | 113,22% |
H2 | min 15% | 98,9 | 105,5 | 106,67% |
H3 | min 50% | 52,6 | 88,8 | 168,82% |
H4 | max 120% | 61,7 | 49,5 | 80,23% |
H7 | max 800% | 319,5 | 324,1 | 101,44% |
H9.1 | max 50% | 0,2 | 0,7 | 350,00% |
H10.1 | max 3% | 1,3 | 2,0 | 153,85% |
Информация о работе Управление ликвидностью коммерческого банка на примере АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО