Управление корпоративными конфликтами на примере ОАО "Сбербанк России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель. Рассмотреть управление корпоративными конфликтами.
Задачи.
1. Изучение понятия корпоративного конфликта.
2. Изучить сущность и виды корпоративных конфликтов.
3. Изучить регулирование и предотвращение корпоративных конфликтов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные положения о корпоративных конфликтах 5
1.1.Понятие корпоративного конфликта 5
1.2. Сущность и виды корпоративных конфликтов 6
1.3. Регулирование и предотвращение корпоративных конфликтов 9
1.4. Практика корпоративных конфликтов в России 16
Глава 2. Управление корпоративными конфликтами на примере банка 19
2.1. Описание банка 19
2.3. Анализ основных направлений деятельности банка 22
2.4. Предотвращение и урегулирование корпоративных конфликтов 24
2.5. Предотвращение конфликта интересов в банке 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

управление корпоративными конфликтами.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

     Отдельным вопросом в Кодексе рассматривается  участие общества в урегулировании корпоративных конфликтов между  акционерами.

     В случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами  общества, способного затронуть интересы самого общества либо других его акционеров, обществу следует принять все  необходимые и возможные меры для урегулирования такого конфликта.

     Так в случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами  общества лицо, исполняющее функции  единоличного исполнительного органа общества, вправе предложить акционерам услуги общества в качестве посредника при урегулировании конфликта.

     С согласия акционеров, являющихся сторонами  в корпоративном конфликте, в  качестве посредника при его урегулировании может выступать единоличный  исполнительный орган общества, а  также совет директоров общества или комитет совета директоров по урегулированию конфликтов.

     С согласия акционеров, являющихся сторонами  в корпоративном конфликте, органы общества (их члены) также могут участвовать  в переговорах между акционерами, предоставлять акционерам имеющиеся  в их распоряжении и относящиеся  к конфликту информацию и документы, разъяснять нормы акционерного законодательства и положения внутренних документов общества, давать советы и рекомендации акционерам, готовить проекты документов об урегулировании конфликта для  их подписания акционерами, от имени общества в пределах своей компетенции принимать обязательства перед акционерами в той мере, в какой это может способствовать урегулированию конфликта.

1.4. Практика корпоративных  конфликтов  в  России

 

     В  настоящее время самой агрессивной  формой ведения корпоративных конфликтов является организация рейдерских захватов. Профессиональные рейдеры используют все из перечисленных методов  давления на общество. Безусловно нечистоплотные действия большинства компаний так и остаются нераскрытыми, потому что захватчиком обычно является крупная компания, которая направляет свой интерес на небольшую организацию, у которой недостаточно средств для защиты своего бизнеса в суде и распространения в СМИ информации об агрессивных действиях захватчика. Однако известны случаи, когда крупный игрок рынка претендует на получение достаточно большой компании. Такие процессы обычно растягиваются на годы, причем пресса активно освещает процесс разбирательств. Далее будет описан наглядный пример масштабного захватов крупного предприятия.

     Дело  ОАО «Тольяттиазот».1

     Данное  предприятие – крупнейший российский производитель и экспортер синтетического аммиака, занимающий на мировом рынке  долю, РАВНУЮ 10%.

     Летом 2005 года предприятие подверглось  практически неприкрытому профессиональному  рейдерскому захвату. Причем захватчики использовали все возможные методы воздействия на владельцев и рабочих  компании.

     В процессе активной скупки акций компания «Synttech» получила 10% акций и организовала попытку проведения своих представителей в совет директоров. Параллельно с этим, предприятие было подвергнуто всевозможным проверкам и государственным структурам и  

1 Бабанов Э.В. Корпоративные войны//Закон. -- 2007, №3. -- 89-94 с.

правоохранительными органами, систематическим обыскам и изъятию документации.

     Вместе  с этим в Арбитражный суд Самарской  области был подан иск Минимуществом РФ о незаконности приватизации в 1996 году государственного пакета акций 6,1 % «Тольяттиазота», объясняя свое прошение незаконностью данной приватизации. Суть дела заключается в следующем - победителем коммерческого конкурса по приватизации 6,1% «Тольяттиазот» в 1996 года стала советско-швейцарская фермерская корпорация ТАФКО. По условиям конкурса фирма должна была инвестировать $7 млн в модернизацию активов ОАО «Трансаммиак». Однако, по мнению чиновников, компания не выполнила своих обязательств, так что сделка должна быть признана недействительно.

     Параллельное  судебное разбирательство проходит в Санкт-Петербурге. В апреле 2005 года на основании иска владельца 0,001% акций  предприятия «Тольяттиазота» наложен арест на другого крупного держателя акций «Тольяттиазота» - КБ «Тольяттихимбанк».

     Помимо  всего прочего дело осложняется  тем, что в отношении держателя  основного пакета акций Владимира  Махлая и управляющего завода Александра Макарова были возбуждены уголовные дела по статьям «уклонение от уплаты налогов», «мошенничество в особо крупных размерах», «отмывание средств, добытых преступных путем».

     21 апреля 2006 года Тверской суд Москвы  выносит постановление об их  аресте. 

     В ходе дальнейшего разбирательства  несколько миноритариев подает иски, обвиняя предприятие в умышленных действиях по причинению вреда своим акционерам.

     На  протяжении следующих лет идут судебные разбирательства по всевозможным предъявленным  компании претензиям.

     В настоящее время компания находится  в процессе отчаянной борьбы за право  сущестования. Редкие победы позволяют закрывать выяснения по каким-то вопросам, однако до прекращения разбирательств еще очень далеко.

     Данный  пример показывает, насколько богат  арсенал методов воздействия  профессиональный рейдеров. Можно считать  пример ОАО «Тольяттиазот» демонстрацией современных рычагов ведения корпоративных войн.

 

Глава 2. Управление корпоративными конфликтами на примере  банка

2.1. Описание банка

     Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в  форме акционерного общества открытого  типа в соответствии с Законом  РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами  являются более 200 тысяч юридических  и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.

     Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное  общество).

     Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.

     Банк  является юридическим лицом и  со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.

     Информация  о деятельности Сбербанка России по состоянию на 1 ноября 2007 г.1: капитал – 659,3 млрд. руб.;  прибыль – 139,7 млрд. руб.;  чистая прибыль – 112,6 млрд. руб.;  кредитный портфель – 3 743,7 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без МБК) – 2 688,6 млрд. руб.;  остаток средств на счетах физических лиц – 2 465,4 млрд. руб.;  доля Сбербанка в общем остатке вкладов физических лиц во всех коммерческих банках (на 1.09.2007г.): рублевых – 54,8%; инвалютных – 38,5%; остаток средств юридических лиц – 1 126,3 млрд. руб.

     Осознавая свою миссию как обеспечение потребности каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надежности, обеспечивая устойчивое функционирование российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор экономики, Сберегательный банк Российской Федерации принимает на себя обязательство следовать в своей деятельности изложенным в настоящем документе, принципам управления и правилам корпоративного поведения и прилагать разумные усилия для их соблюдения при осуществлении своей деятельности.

     Продолжалась  работа по оптимизации структуры  филиальной сети в целях обеспечения  условий для эффективного продвижения  продуктов и услуг Банка. Так, за 2006 год 1 395 операционных касс вне  кассового узла стали функционировать  в виде дополнительных офисов и, таким  образом, получили возможность оказывать  более широкий спектр услуг клиентам.

     Организационную структуру управления Красносельского отделения №1892/0736 Сбербанка (входит в состав Красносельского отделения сбербанка №1899) можно отнести к линейно-функциональному типу, то есть организация делится на блоки (отделы), каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности (рис. 2). Деятельность каждого отдела соответствует наиболее важным направлениям деятельности всей организации.

     Кроме функциональных отделов существует также линейные подразделения (дополнительные офисы).

     Руководство отделением банка осуществляет управляющий. Отделами руководят начальники, филиалами - заведующие.

     По  отделению распределены обязанности  между руководством отделения и  управляющим, тремя заместителями  и главным бухгалтером, с вытекающей из этого ответственностью за свои участки работы.

 

     Рис. 2. Организационная структура Красносельского  отделения Сбербанка

       Средний возраст большинства работающих на предприятии составляет до 40 лет (87,5%), что можно отметить как положительный  момент кадровой политики предприятия.

       Из  таблицы можно сделать вывод, что на предприятии сложился довольно стабильный коллектив. Однако текучесть  в компании невысока. За июль 2005 –  июнь 2006 года были уволен всего 1 сотрудник  по собственному желанию, на его место  в течение месяца был принят другой сотрудник. В июле 2006 – июне 2007 года был увольнений не отмечено. За это  же время были приняты на работу 2 новых сотрудника (рост потока клиентов привел к необходимости добавления одной штатной единицы в отдел кредитования и в отдел контроля по вкладам).

       Таким образом, можно сделать вывод  о стабильной работе компании с точки  зрения персонала – текучесть  в компании довольно низкая, моральный  климат хороший, соблюдаются правила  трудовой дисциплины.

     В 2006 году значительные усилия в работе с персоналом были направлены на обеспечение  потребности Сбербанка и его  филиалов в квалифицированных кадрах, приоритетное комплектование и развитие подразделений, занимающихся обслуживанием  корпоративных и частных клиентов, предприятий малого и среднего бизнеса, банковским маркетингом, проектным  финансированием, международными торговыми  операциями, инвестициями на фондовом рынке. В результате за год в общем  приросте фактической численности  работников Сбербанка РФ  доля подразделений  кредитования составила 43,8%, банковских карт – 4,9%, кассовых операций – 8,8%, вкладов  и расчетов – 3,0%, операционных подразделений  – 39,2%.

2.3. Анализ основных  направлений деятельности  банка 

Сбербанк России – универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных  групп клиентов в широком спектре  качественных банковских услуг на всей территории России. Банк стремится  эффективно инвестировать привлеченные средства физических и юридических  лиц в реальный сектор, содействуя развитию экономики России, действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров.

Для обеспечения  эффективности своей деятельности Сбербанк России развивает свой бизнес путем оптимального распределения  пропорций между следующими основными  направлениями деятельности:

  • кредитование предприятий и организаций;
  • кредитование частных клиентов;
  • вложение в государственные ценные бумаги и облигации Банка России;
  • осуществление операций на комиссионной основе.

Ресурсная база для развития приоритетных направлений  деятельности формируется за счет следующих  источников:

  • вкладов частных клиентов;
  • средств юридических лиц;
  • других источников, в том числе заимствований на международных финансовых рынках.

     В отделении Красносельского отделения  Сбербанка осуществляют следующие  операции:

  • прием, выдача вкладов и других видов сбережений;
  • прием платежей от клиентов;
  • предоставление клиентам индивидуальных сейфов во временное пользование для хранения документов и ценностей;
  • оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых операций;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов, их кассовое обслуживание, услуги по инкассации;
  • ведение счетов клиентов;
  • выдача и оплата, покупка и продажа, хранение платежных документов и ценных бумаг (облигации, чеки, аккредитивы, векселя, акции и др.) и иные операции с ними;
  • проведение операций по обмене валюты и других валютных операций в установленном Сбербанком России порядке;
  • привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции);
  • операции с пластиковыми картами;
  • долгосрочное и краткосрочное кредитование юридических лиц и физических лиц, находящихся на обслуживаемой территории, при этом запрещается выдача кредитов для погашения ранее полученных ссуд и запрещается выдача кредитов юридическим лицам в случае превышения основного оценочного показателя роста просроченной задолженности установленного Сбербанком России.

Информация о работе Управление корпоративными конфликтами на примере ОАО "Сбербанк России"