Управление корпоративными конфликтами на примере ОАО "Сбербанк России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель. Рассмотреть управление корпоративными конфликтами.
Задачи.
1. Изучение понятия корпоративного конфликта.
2. Изучить сущность и виды корпоративных конфликтов.
3. Изучить регулирование и предотвращение корпоративных конфликтов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные положения о корпоративных конфликтах 5
1.1.Понятие корпоративного конфликта 5
1.2. Сущность и виды корпоративных конфликтов 6
1.3. Регулирование и предотвращение корпоративных конфликтов 9
1.4. Практика корпоративных конфликтов в России 16
Глава 2. Управление корпоративными конфликтами на примере банка 19
2.1. Описание банка 19
2.3. Анализ основных направлений деятельности банка 22
2.4. Предотвращение и урегулирование корпоративных конфликтов 24
2.5. Предотвращение конфликта интересов в банке 26
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

управление корпоративными конфликтами.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные положения  о корпоративных  конфликтах 5

1.1.Понятие  корпоративного конфликта 5

1.2.  Сущность и виды  корпоративных конфликтов 6

1.3. Регулирование и  предотвращение корпоративных  конфликтов 9

1.4. Практика корпоративных  конфликтов  в  России 16

Глава 2. Управление корпоративными конфликтами на примере  банка 19

2.1. Описание банка 19

2.3. Анализ основных  направлений деятельности  банка 22

2.4. Предотвращение и  урегулирование корпоративных  конфликтов 24

2.5. Предотвращение конфликта  интересов в банке 26

Заключение 29

Список  литературы 31 
 

 

Введение

     Сущность  корпоративного управления,  прежде всего, заключается в  создании и поддержании  единой  системы  правил,  определяющих отношения и взаимодействия всех заинтересованных  сторон (акционеров, инвесторов, аудиторов, сотрудников, дирекции,  органов государственной власти). Ключевыми понятием  здесь является «единая система правил», которая, обычно, формулируется в Корпоративном кодексе.  Это своего рода фундамент, на базе которого можно построить здание системы управления.

     Под корпоративным конфликтом следует  понимать споры и серьезные разногласия  между акционерами общества, высшим менеджментом компании и акционерами, инвесторами и обществом. Своими последствиями корпоративные конфликты  в большинстве случаев имеют:

  • нарушение положений документов (действующих законодательных норм, внутренних документов, норм корпоративного поведения);
  • судебные претензии к обществу, управленческим органам относительно правомерности их действий;
  • расформирование или досрочное прекращение полномочий действующих органов управления;
  • изменение состава акционеров.

     Актуальность. В современной бизнес-среде понятие корпоративного конфликта становится все более актуальным и заслуживающим внимание. Аналитические статьи деловых журналов описывают все новые случаи агрессивных действий акционеров, примеры недружественных поглощений и корпоративного шантажа. Зачастую корпоративные конфликты перетекают в формы откровенно незаконного давления противоборствующих групп на соперников. Данный реферат посвящен проблематике методов воздействия, которые использует несогласная сторона, истинных причин возникновения деловых конфликтов, а также способах противостояния неправомерным действиям.

     Цель. Рассмотреть управление корпоративными конфликтами.

     Задачи.

  1. Изучение понятия корпоративного конфликта.
  2. Изучить сущность и виды корпоративных конфликтов.
  3. Изучить регулирование и предотвращение корпоративных конфликтов.
  4. Изучить практику корпоративных конфликтов в России.
  5. Провести анализ деятельности банка.
  6. Рассмотреть регулирование и предотвращение конфликтов в Сбербанке России.

     Структура работы. Работа состоит из двухглав. Первая глава была рассказывает о теоретических положениях корпоративных конфликтах. Вторая глава – рассказ о мерах управления корпоративными конфликтами на примере Сбербанка России.

 

Глава 1. Основные положения  о корпоративных  конфликтах

1.1.Понятие  корпоративного конфликта

     Работа  по теме корпоративных конфликтов подразумевает, прежде всего, управление корпоративными конфликтами, структурируя их предварительно как внутренние и внешние. Важнейшие  направления деятельности во внешних  корпоративных конфликтах  — защита бизнеса от рейдерства и защита собственности и имущественных прав в конфликтной ситуации.

     Социальные  конфликты вообще, а корпоративные  в частности, неизбежны в любой  социальной структуре, они являются необходимым условием общественного  развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и  консенсусов, согласия и противоборства.

     Сама  структура общества с ее дифференциацией  различных групп, организаций и  индивидуумов представляет постоянный источник конфликтов. Что касается, в частности, корпоративных конфликтов, то чем сложнее бизнес-структура (под ней сейчас имеется в виду как конкретная организация, так и совокупность рыночных операторов), тем больше несовпадающих, а то и взаимоисключающих интересов, целей и т.п., то есть больше источников для корпоративных конфликтов. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные цели (или средства их достижения), либо несовпадение интересов оппонентов.

     Пока  в мире существует экономика, существуют и столкновения интересов ее участников  — крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджеров, хозяйственного общества и инвесторов, изготовителей и потребителей. Поскольку интересы этих участников объективно различны, корпоративные конфликты неизбежны. Понимание и заблаговременный учет разнонаправленности интересов суть одна из составляющих предпринимательского успеха.

     Корпоративные конфликты делятся на внутренние и внешние. Под внутренним понимается конфликт между акционерами (группами акционеров); между новым собственником и персоналом; между менеджментом и персоналом, внутри менеджмента; между собственниками и менеджментом; другие, в том числе конфликты в отношении к собственности; вызванные отчуждением акций (долей) и т.д. (Под менеджментом здесь и далее понимается совокупность топ-менеджеров).

     Основная  часть внутренних конфликтов разрешается  методами корпоративного, трудового  и коммерческого права. Методами же коммерческого права разрешается  и основная часть внешних корпоративных  конфликтов, вытекающих из нормальной хозяйственной деятельности.1

     Под внутренними конфликтами стоит  понимать конфликты между корпорацией  и её контрагентами, а также её  поставщиками.

     Корпоративные конфликты, определяемые намерением захвата  компании (либо ее активов) или корпоративным  шантажом, разрешаются путем проведения антирейдерских операций. 
Правильный анализ обстановки с определением всех линий развития ситуации, проработанный и реальный план бизнес-операции по защите (или нападению), подбор компетентных специалистов и постановка перед ними правильных задач, привлечение союзников с трезвой оценкой их потенциала  — вот верный ключ к успеху в корпоративном конфликте и в борьбе с рейдерством. При наличии двух необходимых компонентов  — решительности и расчета преимущественно на свои силы.

1.2.  Сущность и виды  корпоративных конфликтов

 

     Отсутствие  баланса интересов между субъектами корпоративных отношений может  стать причиной корпоративных конфликтов. Практика показывает, что имеется  несколько типов конфликтов, способных  оказывать негативное влияние на деятельность акционерных компаний. 

1 Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. – М.: Камерон, 2007. – 192 с.

     Во-первых, это конфликты, связанные с действиями управленцев компаний, приводящим к  нарушениям прав акционеров. Ключевым моментом в возникновении данных конфликтов являются собственные цели управленцев, идущие вразрез с интересами самой акционерной компании  (направленные, например, на вторичный передел собственности). Подобные конфликты возникают чаще всего в условиях распыленности акций общества среди большого количества акционеров – физических лиц, не обладающих достаточными знаниями своих прав акционеров как субъектов корпоративного управления, что приводит на практике к отсутствию у акционеров реальной возможности осуществлять контроль за деятельностью управленцев компании.

     Второй  тип конфликтов – это конфликты  между владельцами крупных (контрольных) пакетов акций и миноритарными акционерами. Первые, действуя исключительно в своих интересах, могут принимать решения, о совершении сделок, противоречащих интересам общества (о выводе активов общества), о невыплате дивидендов, о проведении дополнительной эмиссии в целях размывания доли мелких акционеров и т.д.

     Корпоративные конфликты приносят обществу и государству  непоправимый моральный и экономический  ущерб. Уже вошли в ежедневную практику многочисленные судебные разбирательства  относительно нарушения процедурных  вопросов в ходе проведения собраний акционеров, совершения управленцами компаний противозаконных сделок по выводу активов предприятия, по непредставлению  информации акционерам о деятельности компании и др.

     В акционерных обществах где одним из субъектов корпоративных отношений является государство наиболее полно представлена вся гамма противоречивых экономических интересов субъектов корпоративных отношений.

     По  мнению Э.А. Уткина1, существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цели и мешает другой стороне делать то же самое.  Конфликты обычно ассоциируются с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.

     Известный кофликтолог Л. Козер предлагал понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные блага; борьбу в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника»2.

     Основанием  корпоративного конфликта является противоречие между интересами субъектов  корпоративных отношений. Субъектами корпоративных конфликтов выступают  участники корпоративных отношений. Объектом корпоративного конфликта  в основном являются права собственности  на акции компании и права, вытекающие из акций.

     Полярность  интересов участников конфликта, различное  отношение их к ценностям и  нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов противоборства приводят к тому, что конфликты  могут носить самый разнообразный  характер. Исходя из этого, в целях  выбора адекватного метода реагирования, диагностики и управления конфликтом отечественные конфликтологи классифицируют их следующим образом.3

  • по способу разрешения конфликты делятся на антагонистские и компромиссные;
  • в зависимости от природы возникновения выделяют конфликты социальные, организационные, эмоциональные и личностные;
  • с учетом направленности воздействия конфликты могут быть вертикальными и горизонтальными;
  • по степени выраженности различают открытые и скрытые конфликты;
  • в зависимости от количества вовлеченных участников конфликты делятся на внутриличностные, межгрупповые и межличностные.

1.3. Регулирование и  предотвращение корпоративных  конфликтов

     Говоря  о регулировании конфликтов следует отметить, что важное значение управления конфликтом, особенно корпоративным, предметом которого является право собственности, имеют нормы права.

     Как отмечают авторы книги «Конфликтология»1 правовая норма, как и любая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:

  • информационное воздействие норма предполагает индивидуальный вариант поведения, одобряемый государством, и предупреждает о последствиях того или иного поступка;
  • ценностное воздействие  - норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;
  • принудительное воздействие  - норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые механизмы, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.

Информация о работе Управление корпоративными конфликтами на примере ОАО "Сбербанк России"