Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа
Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому – увидеть в них потенциально сознательный прогресс.
Конфликт - сложное социальное и многоуровневое явление, феномен, которого избежать нельзя. Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере сети супермаркетов парфюмерии и косметики «Парфюм лидер».
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
Введение …………………………………………………………………………3
Сущность, классификация, структура, причины, последствия и этапы развития конфликта, а также задачи руководителя при его разрешении………………………………………………………………..5
Определение конфликта…………………………………………...5
Причина конфликта в организации…………………………….....7
Основные типы конфликтов по отношению к субъектам……..12
Конфликты с точки зрения конфликтной ситуации……………13
Последствия конфликта………………………………………….14
Этапы развития конфликта………………………………………16
Классификация конфликта……………………………………….19
Управление конфликтными ситуациями………………………..22
Задачи руководителя при разрешении конфликта……………..23
Объект исследования……………………………………………………26
Практикум………………………………………………………………..28
Предконфликтная ситуация……………………………………...28
Начало (зарождение) конфликта в организации……………......29
Развитие (эскалация) конфликта в организации………………..31
Исследование конфликта и возможные методы разрешения….32
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………….37
Приложение……………………………………
Завершение конфликта.
Завершение конфликта - последняя его стадия, когда завершается открытый конфликт.
Происходит его окончание, которое может быть самым разнообразным, смена представлений и ценностных устремлений участников противостояния, возникновение факторов, способствующих прекращению эскалации конфликта или банальное истощение сил противоборствующих сторон.
Нередко
стороны конфликта приходят к
осознанию бесполезности
Нужно подчеркнуть, что «завершение конфликта» и его «разрешение» не тождественны. Конфликт может исчерпать себя по указанным выше причинам, без постороннего вмешательства, а может быть разрешен при помощи управленческих методик.
Послеконфликтный период.
Завершающая
стадия любого конфликта, характеризующаяся
полным спадом динамики конфликта, устранением
напряженности и всех видов противостояния.
Постепенно взаимодействие членов группы,
организации приобретает нормальную
окраску, возвращается к прежним доконфликтным
формам, положительным тенденциям. Налаживается
продуктивное сотрудничество, возрождается
атмосфера доверия.
1.7.
Классификация конфликтов
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм. Деловых отношений и разумных аргументов. Причинами обычно являются недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
Таким образом, возникновению деструктивных конфликтов способствуют, как правило, субъективные причины.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица ,находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
Конфликты. Имеющие «вертикальную» линию, наиболее нежелательны для руководителя, т.к. его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не говоря уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства,, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется.
Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам, среди которых главные – напряженность в межличностном общении, резкое изменение в отношении к работе. Задача руководителя – поднять скрытые конфликты на поверхность и разрешить их).
По характеру объективности или субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.
Конфликты различаются по сфере их разрешения – деловой личностно-эмоциональной.
Взаимосвязи между причинами. Характером конфликтов и сферой их разрешения можно наглядно изобразить в виде схемы
Данная схема может служит инструментом анализа конфликтов. Правильное отнесение конфликта к тому или иному типу помогает поставить точный «диагноз» и назначить адекватное «лечение».
Схема №1.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ
КОНСТРУКТИВНЫЕ
ДЕЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЯ СФЕРА
СФЕРА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
Принципиальным для развития конфликта являются такие пихологические моменты, как восприятие ситуации, их отношение к ней стартегии их поведения. Именно они приводят к одной и той же причины возникают конфликты психологических типов.
Деловой спор. В ситуации этого типа между участниками возникают разногласия по какому-то определенному вопросу. Область разногласий предмета определена, взаимодействие участников основано на взаимной заинтересованности. Велика вероятность того что будет найден вариант решения, удовлетворяющее в разные стороны.
Формализация отношений. Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой схеме, характерно увеличение зоны разногласия, распространяющихся на более широкий круг вопросов. Оппоненты, как правило, сомневаются в возможности соглашения, а иногда и просто не желают обсуждать спорные вопросы. Обсуждение переходит на стиль работы, вспоминаются прошлые ошибки. Допускаются даже личные выпады, которые приводят участников дискуссии к убеждению, что изменить позицию друг друга им не удастся. Их общение становится сугубо официальным, они не стремятся к контактам, из их взаимоотношений уходит все личное, почему такое развитие ситуации и называют формализацией отношений.
Психологический
антагонизм. Когда конфликтная ситуация
между людьми развивается по такому сценарию,
то, очевидно, что реальная зона согласований
между ними не определенна и характеризуется
субъективной тенденцией к увеличению.
Участники ситуации подчас затрудняются
четко определить, в чем именно состоит
их разногласия. Оппоненты не стараются
прийти к соглашению. Психологически участники
откровенно не приемлют друг друга, попытки
взаимного воздействия, если имеют место
то, скорее в духе откровенно враждебных
действий. Таким образом, не сам предмет,
не сам факт разногласий в конфликтной
ситуации оказывается решающим, а скорее
развитие этой ситуации, характер общения
и отношения ее участников.
1.8.
Управление конфликтными
ситуациями
Как
было отмечено выше, даже в организации
с эффективным управлением
Стратегия предотвращения конфликта.
Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:
Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, кода созреют условия, добиться его разрешения:
1.9.
Задачи руководителя
при разрешении конфликта
Большое
значение, по мнению психологов, в разрешении
конфликтных ситуаций имеет общение
участников, центральным моментом которого
является переговоры. Предполагая провести
беседу со своим оппонентом, руководитель
(если он сам является одной из сторон
конфликта) должен предварительно, по
возможности полно
Для этого следует проанализировать обстановку путем подстановки следующих вопросов:
Предварительный
анализ ситуации является необходимым
компонентом эффективного проведения
беседы. Проводя беседу, руководитель
должен сохранить контроль над ситуацией,
т.е. направить ход разговора в
нужное русло, в соответствие со сформулированной
целью беседы. Переговоры должны протекать
динамично. Анализ ситуации, обдуманный
выбор линии поведения, эффективно проведенное
обсуждение ситуации с ее участниками,
способы превратить зарождающийся конфликт
в инструмент эффективного решения проблемы,
поиска наилучшего решения и даже в средство
улучшения отношений людей.
2.
Объект исследования
Объектом исследования данной работы избранна сеть супермаркетов парфюмерии и косметики «Парфюм лидер». Необходимо охарактеризовать структуру, назначения и цель ее деятельности, состав сотрудников, их взаимоотношения и психологическую атмосферу организации. Проследить на примере одного магазина (коллектив магазина №20) возникновение, развитие и разрешение конфликта, руководствуясь теоретической частью курсовой работы.
История развития сети супермаркетов парфюмерии и косметики «Парфюм лидер» началась с 1996 года, тогда компания занималась оптовой торговлей (а именно до 80% рынка масс маркета и приблизительно 30% парфюма). Уже в 1998 – 2002 года появилось 15 розничных точек классического типа. Осознание необходимости, что надо продавать не товар (парфюмерия и косметика), а создавать условия для того, чтобы покупка стала приятным событием, легла в основу открытия первого супермаркета «Парфюм лидер» 30 июля 2004 года, со стратегией дискаунтного магазина открытого типа и с наличием мультибрендов. В своем развитии данная компании заинтересована в следующей цели – сегментирование рынка в сторону специализированных магазинов по продаже брендов – лидеров повседневного спроса парфюмерно-косметической линии +бытовой химии, как товаров повседневного спроса.