Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:37, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ особенностей управления конфликтами персонала в организации на примере «Запсибкомбанка».
Задачи исследования:
Рассмотреть конфликты и их классификацию.
Проанализировать некоторые способы разрешения конфликтов в организации.
Объект исследования - основополагающие характеристики конфликтов в организации. Предмет исследования - определение особенностей управления конфликтами персонала в организации.
Введение 3
1. Конфликты и стрессы
1.1 Конфликты и их классификация 5
1.2 Внутриличностные и межличностные конфликты 9
2. Управление конфликтами персонала на примере организации «Запсибкомбанк»
2.1 Краткая характеристика организации 14
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами 15
2.3 Тактика ведения переговоров с клиентами 19
3. Обоснование эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций
3.1 Способы разрешения конфликтов 23
Заключение 31
Список литературы 33
В зависимости от степени выраженности - на открытые и скрытые.
В зависимости от степени институциональности - на абсолютные и институциализированные. При этом под абсолютными понимаются конфликты, завершающиеся полным устранением оппонента (например: война, дуэль), а под институционализированными - конфликты, полностью принимаемые и одобряемые обществом (например, спортивные состязания).
И,
наконец, в зависимости от количества
участников (или, другими словами, по
критерию масштаба) конфликты можно
подразделить на внутриличностные, межличностные
и межгрупповые.
1.2 Внутриличностные
и межличностные конфликты.
Внутриличностный конфликт вызывается, во-первых, фрустрацией. В реальной жизни возможна ситуация, когда возникает некая преграда на пути к достижению человеком цели, вознаграждения. И именно это обстоятельство ведет к фрустрации, т.е. к психологическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности, отчаяния и т.п. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для нее цели, реализации той или иной ее потребности. Если говорить о реакции на состояние фрустрации, то надо упомянуть следующие действия: агрессию (проявляемую в виде раздражения, гнева, физической или вербальной атаки), уход (от реальной ситуации в мир мечтаний, апатия, нежелание принимать решения, регресс), закрепление (непрекращающиеся бесполезные попытки преодолеть преграду, причем подчас с упорством, достойным лучшего применения) и компромисс (постановка новой цели, выбор нового направления, решения)[10].
Модель фрустрации может быть полезна не только для анализа поведения в целом, но и, что особенно важно именно для нас.
Реакция | Психологический процесс | Пример |
1 | 2 | 3 |
Компенсация | Погружение в работу с еще большей | Очень много и усердно |
энергией, чтобы
компенсировать чувство реального
или воображаемого |
которому так и не удалось достаточно высоко продвинуться в Компании по служебной лестнице | |
Замещение | Перенос скрытых эмоций на людей, идеи или предметы, которые на самом деле не являются основными источниками этих эмоций, т.е. перенос эмоций, действий с изначально недоступного объекта на доступный | Руководитель, который грубо отказывает в простой просьбе своему подчиненному после того, как получил резкий отказ от своего начальника |
Фантазия | Мечтания или иные формы возбуждения собственного воображения, чтобы, с одной стороны, спрятаться от реальности, а с другой - получить воображаемое удовлетворение | Сотрудник, который во время совещания мечтает о том, что он исправит ошибки своего начальника и будет признан всеми как настоящий лидер в данной области |
Негативизм | Активное или пассивное сопротивление | Сотрудник, которому не удалось избежать назначения в Совет директоров Компании, критикует каждое предложение, сделанное на его заседаниях |
Проецирование | Защита самого
себя от осознания собственных |
Сотрудник-неудачник, который в глубине души хотел бы помешать продвижению по службе своим коллегам и которому постоянно кажется, что другие всеми силами стараются "посадить его в лужу" |
Рационализация | Оправдание противоречивых и нежелательных форм поведения, мнений, утверждений и мотивационных факторов путем общепринятых объяснений | Продавец, который взвинчивает цены, потому что якобы "все так делают" |
Регрессия |
Возвращение на более низкий уровень зрелости, возврат в психологическое состояние и возраст, в котором было | Менеджер, который потерпел неудачу на административной работе, |
ощущение комфорта | загружает себя, выполняя работу клерка или вникая в технические детали, что больше соответствует работе его подчиненных | |
Смирение, апатия и скука | Разрушение психологического контакта с окружающей средой, отказ от любого рода эмоциональной или личной вовлеченности | Сотрудник, который не получает вознаграждений, которого не хвалят и не поощряют, не заботится больше о том, насколько хорошо он выполняет свою работу |
Бегство или уход | Выход из той области, в которой человек испытал фрустрацию, тревогу или участвовал в конфликте, физически или психологически | Продавец, у которого сорвался крупный заказ, оставшуюся часть дня ничего не делает |
Рисунок 2. «Поведенческие реакции на фрустрацию»
К
причинам фрустрации можно отнести,
например, мелочный контроль за методами
и темпами выполняемой
Во-вторых, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом целей. При этом обычно рассматривают три случая:
1)
сотрудник нацелен на
2)
сотрудник нацелен на
3) сотрудник нацелен как на достижение, так и на избежание некоторой цели в том случае, когда эта цель обладает как положительными, так и отрицательными чертами.
И, в-третьих, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом ролей, причем существует три типа конфликта ролей:
1)
конфликт между человеком и
конкретной ролью (например, человек,
исповедующий демократические
2) внутриролевой конфликт (противоречивые представления о том, как следует играть роль);
3)
межролевой конфликт (один и тот
же человек играет разные роли)
Подчеркиваем, что причины внутриличностного конфликта могут быть весьма разнообразными, что обусловлено сложностью и многообразием организационных факторов, в структуре которых менеджер осуществляет свою деятельность[6].
Межличностные
конфликты связаны с
Рисунок 3. «Окно Джохари»
Ясно, что наименее конфликтным случаем является ситуация, когда человек достаточно хорошо знает себя, свои сильные и слабые стороны, личностные особенности и одновременно достаточно хорошо разбирается в мотивах поступков других людей, знает их цели и устремления (Открытое "Я"), а наиболее конфликтным взрывоопасным случаем - ситуация незнания ни себя, ни окружающих людей (Неизвестное "Я"). Промежуточные случаи также могут приводить к межличностным конфликтам. Скажем, чеовек может раздражать других людей, не зная каких-то своих особенностей (Слепое "Я") или старается закрыться, спрятать свои чувства от других (Скрытое "Я"). Эта схема представляет собой как бы карту самосознания, составленную с точки зрения доступности и видения своего "Я" как самим человеком, так и другими людьми[5].
И,
наконец, межгрупповые конфликты - это
конфликты между различными службами
и подразделениями компании. Основными
причинами таких конфликтов являются,
например, борьба за ресурсы, статус, взаимозависимость
задач, неопределенность в сфере полномочий.
2. Управление конфликтами персонала
на примере организации «Запсибкомбанк»
2.1 Краткая
характеристика «
Запсибкомбанк («Акционерный Западно-Сибирский коммерческий банк открытое акционерное общество») — один из крупнейших банков Уральского федерального округа.
Запсибкомбанк предлагает весь спектр финансовых услуг, присущий любому универсальному банку. Основные из них:
Инфраструктура
Запсибкомбанка представлена 54 подразделениями
(филиалами, дополнительными офисами,
операционными кассами и др.),
расположенными на территории Тюменского
региона (в том числе в Ханты-
В мае 2010 года Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Запсибкомбанка на уровне А «Высокий уровень кредитоспособности». Эксперты агентства выделяют несколько факторов, которые оказывают позитивное влияние на оценку Банка. Среди них высокий уровень обеспеченности ссуд, сильные конкурентные позиции в инвестиционно-привлекательных регионах, умеренно высокая вероятность поддержки со стороны региональных органов власти. Среди сильных сторон Запсибкомбанка можно также выделить наличие доступа к источникам дополнительной ликвидности, низкая подверженность портфеля ценных бумаг кредитным и фондовым рискам, а также высокий уровень мгновенной и текущей ликвидности. Таким образом, Банк готов своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.
На 1.04.2010г. Запсибкомбанк входит в число ведущих банков УрФО:
2.2 Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессовыми ситуациями
В
разборе конфликтов, управлении поведением
персонала в конфликтных
Руководитель в условиях конфликта может оказаться либо субъектом, прямым участником конфликта, или посредником, арбитром, который выступает посредником участников конфронтации.
Руководитель как субъект конфликта, предстает в роли одного из оппонентов, который отстаивает свою точку зрения, определенные интересы и позицию в отношениях с подчиненными, партнерами из деловых связей с другими подразделениями. Зачастую непосредственным участником конфликтного противостояния руководитель становится в случаях, когда нарушает служебную этику, отступает от норм трудового законодательства или допускает несправедливую оценку работы и поведения подчиненных.
К нарушениям служебной этики относятся отрицательные свойства руководителя, а именно: грубость, высокомерие и неуважение по отношению к людям; невыполнение обещаний и любое обмана; злоупотребление своим положением; сокрытия информации, нетерпимость к мнению других, что отличается от собственной, и т.п. Такие характеристики свойственны людям с деформированной волей, плохо воспитанным, не владеют навыками элементарной культуры общения, склонным к унижению достоинства подчиненных.
Бестактное отношение начальника к подчиненному подтверждает необходимость того, чтобы руководитель придерживался общепринятых норм, составляющих культуру общения. Он должен сдерживать свой темперамент, демонстрировать выдержку и достоинство. Привлеченному в конфликт руководителю нужно непременно преодолеть "управленческий психоз", использовать свои усилия не на то, чтобы любой ценой взять верх в противостоянии, а на то, чтобы отыскать самый короткий и наименее болезненный путь к восстановлению взаимоуважения и доверия. Руководитель, следуя гуманистическим требованиям нашего времени, обязан с уважением относиться к личности каждого подчиненного, уважать его достоинство, ни в какой форме не допускать унижения человека.
Руководитель должен знать и применять в своей практической деятельности законодательство страны, а также другие нормативные акты - приказы, постановления правительства, официально утвержденные положения и т.п. Как потенциальный субъект конфликта руководитель, менеджер должен подавать пример почтительного отношения к законам, верности моральным и трудовым традициям, стремление к партнерского взаимодействия.
Взятые из жизни примеры подтверждают, что необъективность руководителя, которая вызывает конфликт, может быть следствием как заниженной, так и завышенной оценки результатов деятельности и поведения подчиненных. Среди типичных ошибок завышение оценок называются дружеское отношение на основе неформального общения, желание быть добрым и великодушный, предоставление преимуществ симпатичным людям и т.д. Занижение оценок становится возможным в результате преднамеренного стремления к наказанию, личной антипатии или "шлейфа" плохой репутации, немилости сотрудника эффективно представить проделанную работу и т.д.
Несправедливость со стороны руководителя в оценке работы и поведения своих подчиненных проявляется, в частности, в практике применения поощрений и наказаний, установление должностных окладов и размеров дополнительных выплат, заполнение вакансий, в попытках скрыть неприятную информацию, пренебрежение убедительными аргументами.
Руководитель в силу социального ранга, своих обязанностей, прав и полномочий в отношении других людей и персонала является выразителем лояльности (корректности, доброжелательности. В первую очередь от него зависит создание в большом или малом коллективе атмосферы, способствующей свободе и уважении к личности, проявлению инициативы, справедливой вознаграждении за работу, предотвращению негативным последствиям любых конфликтов, особенно тех, которые возникают на почве недовольства условиями труда и общения.
Информация о работе Управление конфликтами персонала на примере организации «Запсибкомбанк»