Управление конфликтами и стрессами, источники причины конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы преобладает именно сегодня. Права работников защищал профсоюз, государство вело политику регулирования производственных отношений. Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда большинство предприятий принадлежат частным лицам и управление фирмой полностью зависит от руководителя - конфликты между администрацией и персоналом практически неизбежны. Руководитель волен поступать так, как только он считает нужным, работники, не согласные с позицией руководства вынуждены мириться с предоставленными условиями, т. к. рискуют оказаться без работы.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………
11.Понятие конфликта…........................................................................................
111.Виды конфликтов…………...………………………………………………..
3.1. Внутриличностные конфликты …………………………………………...
3.2. Межличностные конфликты………………………………………………
3.3. Межгрупповые конфликты………………………………………………..
3.4. Межличностные и групповые конфликты………………………………..

1V. Функции конфликтов…………………………………………….……...
V. Причины конфликтов……………………………………………………...
V1. Управление конфликтами………………………………………………..
V11. Стресс…………………………………………………………………..
7.1. Сущность стресса………………………………………………………….
7.2. Причины стресса…………………………………………………………..
7.3. Регулирование стрессовых ситуаций…………………………………….

V111.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...……………………………………….
1X. Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик.docx

— 63.50 Кб (Скачать)

3. Очень  распространенной причиной является  неблагоприятная мораль атмосферы  в коллективе. В этой ситуации  обычно кажется, что работа  идет своим чередом, а все  обязанности работники выполняют  в целом нормально.  Однако  незаметно качество работы снижается.  И причина этого заключается  в том, что отношения в коллективе  в высшей степени конфликтны, сотрудники не только не помогают, но и стремятся нанести какой-то  ущерб друг другу. Задача руководителя  состоит в том, чтобы обеспечить  разумный компромисс между двумя  крайностями. По крайней мере, там, где можно обойтись без  соперничества, без него надо  обходиться.

4. Причиной  стресса может стать и слишком  малая рабочая нагрузка, которая  вызывает беспокойство, фрустрацию  и чувство безнадежности. Работник  начинает сомневаться в собственной  ценности. Работник. Не получающий  работы, соответствующей его возможностям, нередко начинает сомневаться  в собственной ценности и положении  в организации, ощущает себя  явно невознагражденным. 

5.Более  скрытной причиной стресса является  конфликт ролей, который возникает  тогда, когда к работнику предъявляют  противоречивые требования. Например, продавец может получить задание моментально реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание, в соответствии с которым он не должен забывать заполнять товаром полки.

Обычно  такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: в  этом случае два руководителя могут  дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать  от начальника цеха максимально увеличить  выпуск продукции в то время как  начальник отдела технического контроля будет требовать соблюдения стандартов качества.

Конфликт  ролей иногда возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит  работник, и требованиями формальной организации. В этой ситуации человек, который хочет быть принятым группой  и в тоже время стремиться следовать  требованиям руководства, не может  не чувствовать напряжения и беспокойства.

6. Еще  одна причина стресса, во многом  противоположная предыдущей, заключается  в неопределенности ролей. Под  этим подразумевают ситуацию, когда  работник не уверен в том,  что от него ожидают. В отличии  от конфликта ролей, здесь требования  не противоречивы, они просто  уклонены и неопределенны. Человек  стремится получить правильное, однозначное представление об  ожиданиях руководства, то есть  о том, что он должен делать, как это следует делать и  как его действия будут оценены.  Если он не знает этого, возникают  беспокойство и тревога.

7. Нередко  причиной стресс становится неинтересная, однообразная работа. Как показали  исследования, люди, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше  беспокойства и менее подвержены  физическим недомоганиям, чем люди, занимающиеся неинтересной работой.  При этом, впрочем, необходимо  иметь в виду, что понятие интересной  работы всегда относительно. То, что интересно одному человеку, будет неинтересно другому. А  следовательно, при разрешении  стрессовой ситуации не стоит  исходить из штампов – представлений,  которые кажутся правдоподобными,  но не являются истинными.

8. Стресс  может возникнуть как следствие  плохих физических условий, например, из-за плохого освещения, слишком  низкой или слишком высокой  температуры или чрезмерного  шума.

 

 

 

 

Факторы вызывающие стресс:

 

Организационные:

  1. Перегрузка
  2. Конфликт ролей
  3. Неопределенность ролей
  4. Неинтересная работа
  5. Плохие условия работы
  6. Прочие факторы

 

Личностные:

  1. Уход на пенсию
  2. Свадьба (развод)
  3. Привлечение к суду
  4. Увольнение с работы
  5. Смерть близкого человека
  6. Переход на другую работу
  7. Потеря вложенных в банк средств и т.д.

 

 

Это основной ряд факторов, вызывающие причины  стресса. Грамотный руководитель обязан знать причины стресса, чтобы  предотвратить их или уменьшить  их воздействие. Чтобы знать, как  регулировать стрессовыми ситуациями предлагаю ознакомиться со следующим  разделом моей работы.

7.2. Регулирование стрессовых ситуаций.

Итак, неблагоприятные  факторы вызывают стресс. Попадая  в такую ситуацию, человек сознательно  или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Существует два возможных варианта событий. Во-первых, человек может обрести  равновесие; в этом случае стресс не даст никаких последствий. Во-вторых, человек не может адаптироваться к новой ситуации. Как следствие  этого возникают различные психические  или физические отклонения. Особую опасность представляет ситуация, когда  стрессовые воздействия повторяются  слишком часто либо когда воздействие  одного и того же фактора остается неизменным на протяжении длительного  времени.

 

В этой ситуации возможно три типа реакции.

Первая реакция – это пассивность. Человек просто останавливается и опускает руки, отдается чувствам беспомощности и депрессии. Это самая негативная реакция. Она показывает, что у человека недостаточно способности к адаптации, и он не в состоянии справиться с ситуацией.

Вторая реакция – это активная защита от стресса. В этой ситуации человек либо предпринимает действия, направленные на ликвидацию фактора, вызывающие стресс, либо активно отвлекает свое внимание на другие занятия, способе принести удовлетворение (например, занятие спортом). Это поведение свидетельствует о высоком уровне сил, благодаря которому человек находит в себе силы справиться с травмирующей ситуацией.

Третья реакция – это активное расслабление. Человек в этой ситуации не предпринимает активных действий, как во втором случае, однако отсутствие активности качественно отличается от пассивности в первом случае.   Намеренно расслабляясь, человек приобретает способность естественным образом уменьшать воздействие стрессогенного стимула и его последствия для организма. Расслабления можно достигать при помощи нескольких простых упражнений. При их выполнении необходимо сесть или лечь, приняв удобное положение, и закрыв глаза.

Тем не менее, можно выделить целый ряд причин, которые увеличивают возможность  возникновения стресса. Основные причины  были раскрыты в данной  главе  курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V111.Заключение.

Профессия менеджера неизменно привлекает к себе интерес и не испытывает недостатка в желающих попробовать  в ней свои силы. По рейтинговым  оценкам западных социологов, она, как  правило, входит в десятку наиболее престижных профессий в современном  мире. Однако дуть к вершинам мастерства в менеджменте доступен далеко не каждому. На это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значительными нервно-психическими затратами. Значение специалиста, достигшего в этой области профессиональных высот, трудно переоценить. Поэтому в интересах общества, конкретной организации, где трудится менеджер, чтобы последний как можно полнее и дольше воплощал свой профессиональный потенциал в решение стоящих перед ним задач. Однако вопрос о профессиональном долголетии менеджера, его физическом и психическом здоровье, скорее вскользь упоминается в литературе по психологии менеджмента, чем содержательно обсуждается. Таким образом, с одной стороны, уже пришло понимание важности этой проблемы, а с другой - пока еще не приходится говорить о целенаправленных исследованиях в этом направлении.

Каждому россиянину, руководителю на любом  уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о  спо-собах предупреждения и конструктивного  разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты достаточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах можно лишь опытным путем.

Если  же менеджер умело управляет конфликтами, значит, он укрепляет коллектив и  организацию в целом.

Субъективные  по природе конфликты в управленческом коллективе непосредственно порождаются противоречиями между конвенциональными ролями, которые призваны играть руководители и исполнители, каждый член организации, и отклонениями от них, выражающимися в нарушении установленных норм, невыполнении положенных обязанностей и нереализации прав. Источники таких противоречий кроются в сфере социальной психологии личности и группы.

Вообще взаимодействия в группе не могут быть абсолютно гармоничными, потому что не может быть абсолютного  единства взглядов и интересов, увлечений  и ценностей, характеров и образования. Возможность и вероятность конфликтов заложена в существе человека. И  это нельзя оценивать отрицательно. Надо умет решать конфликты.

Существуют  различные виды поведения в конфликте. Это очень важно учитывать  менеджеру, деятельность которого часто  связана с возникновением конфликтных  ситуаций. Пожалуй, нет ни одного менеджера, который мог бы управлять бесконфликтно. Успех в деятельности менеджера  заключается в умении разрешать  конфликты, или обходить их, или инициировать для обеспечения инноваций и  обновления.

Эффективность поведения менеджера в конфликтной  ситуации определяется его ориентацией  на сотрудничество, способностью к  компромиссам конструктивного типа, ясностью целей своей деятельности и социальной позиции, открытостью  и тактичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1X. Список литературы:

 

  1. Авдулова Т.П.  “Психология менеджмента”, учебное пособие. Изд-во «Академа», Москва, 2003 год.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2004 год.
  3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: ЛГУ, 2006 год.
  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: 2003 год.
  5. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М.: «Флинта», 2004 год.
  6. Веснин В.Р. «Основы менеджмента», ученое пособие. Изд-во «Проспект», Москва,2009 год.
  7. Гордиенко Ю.Ф. “Менеджмент”, учебное пособие. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006 год.
  8. Грибов В.Д. “Менеджмент”, учебное пособие. Изд-во «Кнорус», Москва, 2008 год.
  9. Драчева Е.Л. “Менеджмент”, учебное пособие. Изд-во «Академа», Москва, 2006 год.
  10. Кишкель Е.Н. “Управленческая психология”, учебное пособие. Изд-во «Высшая школа», Москва, 2002 год.
  11. Максимцев М.М. «Менеджмент», учебное пособие. Изд-во «ЮНИТИ2, Москва, 2008 год.
  12. Мириманова М.С. “Конфликтология”, учебное пособие. Изд-во «Академа», Москва, 2003 год.
  13. Морозов А.В. “Социальная конфликтология”, учебное пособие. Изд-во «Академа», Москва, 2002 год.
  14. Островский Э.В. “Психология управления”, учебное пособие. Изд-во «Инфра-М», 2008 год.

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами, источники причины конфликтов