Управление конфликтами и стрессами, источники причины конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы преобладает именно сегодня. Права работников защищал профсоюз, государство вело политику регулирования производственных отношений. Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда большинство предприятий принадлежат частным лицам и управление фирмой полностью зависит от руководителя - конфликты между администрацией и персоналом практически неизбежны. Руководитель волен поступать так, как только он считает нужным, работники, не согласные с позицией руководства вынуждены мириться с предоставленными условиями, т. к. рискуют оказаться без работы.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………
11.Понятие конфликта…........................................................................................
111.Виды конфликтов…………...………………………………………………..
3.1. Внутриличностные конфликты …………………………………………...
3.2. Межличностные конфликты………………………………………………
3.3. Межгрупповые конфликты………………………………………………..
3.4. Межличностные и групповые конфликты………………………………..

1V. Функции конфликтов…………………………………………….……...
V. Причины конфликтов……………………………………………………...
V1. Управление конфликтами………………………………………………..
V11. Стресс…………………………………………………………………..
7.1. Сущность стресса………………………………………………………….
7.2. Причины стресса…………………………………………………………..
7.3. Регулирование стрессовых ситуаций…………………………………….

V111.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...……………………………………….
1X. Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик.docx

— 63.50 Кб (Скачать)

 

Департамент образования гОРОДА Москвы

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №34

 

 

 

Допущен к  защите

зам. директора

В. Г. Калиничева

____________Дата

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По предмету: «Менеджмент»

                                                      (наименование предмета)

Специальность: 080501 «Менеджмент» (по отраслям)

На тему: «Управление конфликтами и стрессами, источники  причины конфликтов»»

                                           

 

 

 

 

Студентки группы 02-2 МД        Дроновой Екатерины Олеговны

Руководитель проекта         Забава Галина Васильевна

                                                                                         (Ф.И.О.)

 

 

 

Москва 2010

Департамент образования гОРОДА Москвы

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №34

 

 

Утверждаю

зам. директора

В. Г. Калиничева

_______________

«___» _______2010 г.

 

 

ЗАДАНИЕ

Специальность 080501    «Менеджмент» (по отраслям)  

По предмету:    «Менеджмент»

Студенту:     Дроновой Екатерины Олеговны

Курс II группа 02-2МД

 

Тема задания: «Управление конфликтами и стрессами, источники  причины конфликтов»

 

Дата выдачи  ____________

Срок окончания__________

                                                                                     Преподаватель __________

 

 

Рассмотрена предметно-цикловой комиссией: финансово-экономических  дисциплин.

Протокол  № ___ от ___________

 

 

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………

11.Понятие конфликта…........................................................................................

111.Виды конфликтов…………...………………………………………………..

3.1. Внутриличностные конфликты …………………………………………...

3.2. Межличностные конфликты………………………………………………

3.3. Межгрупповые конфликты………………………………………………..

3.4. Межличностные и групповые конфликты………………………………..

 

1V. Функции конфликтов…………………………………………….……... 
V. Причины конфликтов……………………………………………………...

V1. Управление конфликтами………………………………………………..

V11. Стресс…………………………………………………………………..

7.1. Сущность стресса………………………………………………………….

7.2. Причины стресса…………………………………………………………..

7.3. Регулирование стрессовых ситуаций…………………………………….

 

V111.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...……………………………………….

1X. Список литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

   Введение

Битву нередко выигрывает тот, кто в  ней не участвует..

В.М. Хочинский

Понятие конфликта принадлежит  как обыденному сознанию, так и  науке, наделяющей его своим специфическим  смыслом. Каждый интуитивно понимает, что такое конфликт, однако, от этого  определение его содержания не становится более легким.

В обыденной речи слово  конфликт используется применительно  к широкому кругу явлений. В качестве темы для дипломной работы выбрана  проблема конфликтологии и стрессов на предприятии. Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная  с изучением конфликтов и стрессов, имеет право на существование. К  проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов и стрессов, возникающих по различным причинам на предприятии, проведения переговоров  и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и руководители данных предприятий.

Традиционные классификации  конфликтов далеко не всегда включают внутригрупповые конфликты.

Актуальность темы преобладает именно сегодня. Права работников защищал профсоюз, государство вело политику регулирования производственных отношений. Сегодня, в условиях рыночной экономики, когда большинство предприятий принадлежат частным лицам и управление фирмой полностью зависит от руководителя - конфликты между администрацией и персоналом практически неизбежны. Руководитель волен поступать так, как только он считает нужным, работники, не согласные с позицией руководства вынуждены мириться с предоставленными условиями, т. к. рискуют оказаться без работы. Рабочий персонал, в свою очередь, так же зачастую открыто диктует свои условия, которые не совпадаю с мнением начальства. Но это лишь небольшая часть конфликтов. Несомненно мало понимать их наличие, важно правильно устранить их последствия.

 

Рынок труда настолько  нестабилен и неконтролируем, что  именно сейчас и необходимо разработать  модель их разрешения. В наше время  руководителю особенно важно, чтобы  коллектив был сплочен и работа приносила максимальную прибыль.

Возрастающее количество конфликтов и стрессов на предприятии  несомненно оказывает пагубное влияние  на состояние экономики и рынка. Многие оказались неподготовлены к  этой сложной ситуации. Ориентация на бесконфликтное развитие общества делала проблематику конфликтов бесперспективной. Это привело к тому, что в  обществе не сформировались механизмы  работы с конфликтами. В курсовой работе сделан упор именно на отражение реальных фактов. Именно поэтому в курсовой работе подробно описаны основные виды конфликтов на предприятии, стратегии их выявления, тактика их решения, стадии и этика преодоления.

Чтобы повысить качество нашей жизни, следует сначала признать существование  конфликтов, оценить их важность в  кризисные периоды и заняться их профилактикой путём обретения  конфликтной грамотностью. Менеджеру, как управленцу работающему с людьми необходимо знать понятие конфликта. Нужно узнать и уметь действовать в ситуации конфликта, понимать, как направить его в конструктивное русло, но не менее важно сознавать то, какие пути ведут к благополучию, миру, сотрудничеству. Чем больше оставляем мы себе позитивных выборов, тем лучше может стать жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Понятие конфликта.

В первоначальном смысле конфликт (от лат. Conflictus) означает столкновение. Тем не менее не стоит воспринимать конфликт даже в случае столкновения принципиальных позиций как исключительно негативное явление. Конфликты позволяют обозначить сферы  интересов и выявить назревшие проблемы.

Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения. Конфликт – неизбежное явление социальной жизни, а потому любой менеджер должен знать, какие причины приводят к конфликтам, как конфликт протекает, какие последствия он имеет в жизни организации и каким образом можно разрешать конфликты.




 



 



 

 

Рис.№1 «  Схема конфликта»

 

 

В любой  конфликтной ситуации выделают участников конфликта т.е объект конфликта. Среди участников конфликта различают:

 

 

 

1)оппонентов,

2)вовлеченные  группы 

3)заинтересованные  группы.

 Оппоненты – это стороны, которые вступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта. Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

Кроме того, конфликты имеют объект. Объект конфликта  – это тот спорный ресурс, на который распространяются интересы сторон. Объект конфликта не делим, поскольку либо его сущность исключает  деление, либо он рассматривается оппонентами  как неделимый. Физическая неделимость  не является обязательным условием конфликта, поскольку нередко объект может  допускать использование обеими сторонами (например, одна сторона запрещает  другой использовать определенное место  для стоянки автомобиля, не имя  на это прав).

Итак, налицо объект и участники конфликта, т.е. существует конфликтная ситуация. Но это только необходимые  условия  существования конфликта. Для того чтобы он произошел, нужно соответствующее  действие со стороны оппонентов, называемое инцидентом. Следовательно, конфликт может  возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную  ситуацию.


 


 

 




 

Рис.№2 «  Основные элементы конфликта»

История развития человечества однозначно свидетельствует  о невозможности бесконфликтного  развития общества. В общественном сознании господствует мнение, что  необходимо, по возможности, избегать конфликта, что это явление всегда нежелательно.

Менеджеру нельзя упускать из виду, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разноправленных тенденций  и сил. Конфликт, как это ни кажется  на первый взгляд парадоксальным, может  тать необходимым элементом развития не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Полное отсутствие конфликтов внутри организации -  условие  не только невозможное, но и нежелательное. Руководство должно проявлять активность, должным образом реагировать  на изменения внешней среды, идти к новому, отрицая старое. Конфликт со всеми его страстями и эмоциями может этому способствовать.

Разумеется, конфликт чаще имеет негативный характер. Как показывает практика тренинговой  работы, конфликт часто ассоциируется  с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, боль, и др. Он мешает удовлетворению потребностей работника, препятствует, в конечном  счете, успешному достижению целей предприятия. Однако благодаря конфликту менеджер может выявить разнообразие точек  зрения, имеющихся в коллективе, что позволяет оптимизировать процесс  принятия решений. Сотрудники же получают дополнительную возможность открыто  выразить свои мысли и чувства, удовлетворяя тем самым личные потребности. Поэтому  менеджеру нужно не столько опасаться  развития конфликтной ситуации, сколько  понимать причины ее возникновения, главное, уметь управлять конфликтом. В следующем пункте , даны и характеризуются  виды конфликтов.

 

 

 

 

 

111.Виды конфликтов.

Участниками конфликтной ситуации, могут быть отдельные люди или группы людей. По количеству участников, вовлеченных в конфликт, различают основные виды конфликта:

    • Внутриличностные конфликты
    • Межличностные конфликты
    • Личностно-групповой конфликт
    • Межгрупповой конфликт

Внутриличностные конфликты являются важной составляющей развития личности, если они конструктивны , но деструктивный  внутриличностный конфликт представляет серьезную опасность. Он может привести к стрессам, психотравмам, суицидам. Внутриличностный конфликт не всегда виден и совсем не очевиден. Часто  человек и сам не осознает, что  находится в состоянии внутреннего  конфликта, а иногда намеренно его  скрывает. Конфликт между личностью  и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии ожиданиями отдельной личности или  если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.  Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят  из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых  лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

3.1. Внутриличностные конфликты.

Внутриличностный конфликт возникает  при взаимодействии с окружающим миром и характеризуется борьбой  мотивов, интересов, целей, ценностей  одного индивида. Сторонами такого конфликта могут выступать две  или более составляющих одной  личности.

Отечественные исследователи изучали  внутриличностные конфликты, начиная  с 40-х гг. прошлого столетия. Особо  здесь следует выделить работы В. С. Мерлина, который рассматривал их как состояние более или 

менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее  или в возникновении новых  противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности.

Среди трудов западных психологов выделяются работы психоаналитического направления  и работы известного немецкого психолога  Курта Левина. Он рассматривает внутриличностный конфликт в рамках своей концепции  валентностей и психического поля, или теория поля. Согласно данной концепции, предметы обладают разной степенью ценности и привлекательности для разных людей в ситуациях разной заряженности, проще говоря, они обладают разной валентностью.

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами, источники причины конфликтов