Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:31, курсовая работа
В последнее время в обиходе и в научной литературе широкое распространение получил термин «менеджмент», заимствованный из англоязычных источников. Термин этот происходит от английского «manager», смысловому содержанию которого в большей степени соответствует понятие «управляющий». Однако, это не совсем точное определение. Понятие управление с одной стороны шире, чем понятие «менеджмент», а с другой стороны не полностью отражает содержание деятельности управляющего. Так, управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах.
Введение
1. Управление как наука и практика управления
2. Функции управления
3. Принципы управления
4. Методы управления
5. Цели и задачи управления
6. Искусство управления
Заключение
Список литературы
Главная
цель применения этих методов - формирование
в коллективе положительного социально-психологического
климата, благодаря чему в полной мере
будут решаться воспитательные, организационные
и экономические задачи.
5.
Цели и задачи
менеджмента
Конечная
цель менеджмента состоит в
Прибыль создаёт определённые гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и её накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:
- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование
работы сотрудников фирмы
- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
- постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
- определение конкретных целей развития фирмы;
-выявление
приоритетности целей, их
- разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
- выработка системы
мероприятий для решения
- определение необходимых
ресурсов и источников их
- установление контроля за выполнением поставленных задач.
Задачи
управления непрерывно усложняются
по мере роста масштабов производства,
требующего обеспечения все возрастающими
объёмами ресурсов - материальных, финансовых,
трудовых и др.
6.
Искусство менеджмента
Выше в реферате я рассмотрела, чем является менеджмент со стороны науки. Теперь я хотела бы рассмотреть что такое - искусство менеджмента, как проявляется оно у людей этой профессии и как можно научить себя этому искусству, ведь мы будущие менеджеры.
Итак,
людей с наличием, каких качеств
можно считать искусными
1. Технические навыки. Менеджер должен быть достаточно компетентен в техническом плане, чтобы знать, чего ожидать от своих подчинённых, и быть способным определить, когда работа выполняется качественно, а когда нет.
2. Административные навыки. Необходимо понимать методы и порядки, формирующие административную структуру организации. В этом случае появится возможность как строго следовать сложившимся порядкам, так и с успехом менять то, что уже не соответствует нуждам текущей деятельности.
3. Умение достигать результатов при помощи людей. Это является самым важным качеством менеджера. Он не может выполнять всю работу в организации. Цель менеджера управление людьми и достижение положительных результатов с их помощью.
Таким образом, наличие этих навыков необходимо каждому менеджеру. Далее я попытаюсь ответить на следующие вопросы, - каким образом менеджер должен управлять персоналом на предприятии и как показать себя искусным управленцем?
Прежде всего, успех предприятия зависит от способности менеджера довести до всех своих подчинённых информацию о том, что они должны делать и объяснить важность этих действий. До сиих пор нормальным подходом считалось, что персоналу следует рассказывать людям только то, что, по мнению менеджеров, может быть для них интересно, опуская те вещи, которые эти люди должны знать вне зависимости от того, интересны они им или нет. Такой принцип ошибочен. Следует давать работникам полную информацию вне зависимости от положения дел.
Менеджер должен лично и систематически общаться с сотрудником, получать отчёт о проделанной им работе, отвечать на вопросы, возникшие у подчинённого. Существуют, конечно, письменное общение и массовые методы общения (собрания), но печатное слово - лишь хорошее дополнение или пояснительный документ, но никак не главное средство общения.
Менеджер в компании выполняет так же ряд других функций. Одна из них отбор новых сотрудников.
Вновь прибывшим сотрудникам менеджер должен дать большое количество информацииJ которую можно разделить на пять категорий:
а) информация об организации (вся информация об организации, включая её размер и историю, а также сведения о головной фирме и филиалах, если таковые существуют);
б) информация о порядках (условия найма на работу, порядок наложения взысканий и подачи жалоб, поведение в случае пожара и воздушной тревоги, требования к внешнему виду, порядок выхода и входа на территорию организации и т. д.)
в) информация о работе (описание работы с подробным объяснением её задач и подчиненности, подробности о возможности обучения и т. д.)
г) личная информация (затрагивает личную жизнь рабочих: выплата заработной платы; место, где можно перекусить, расположение туалета и т. д.)
д) информация о коллективе (даёт знания обо всём, что способствует успешному вхождению сотрудника в группу).
Опытный менеджер перед началом работы объяснит новичку, когда и куда прийти, к кому обратиться, что с собой принести, где припарковать машину и т.п. Он учтёт любую мелочь, чтобы обеспечить новому сотруднику наиболее комфортные условия работы. Менеджер должен контролировать ход работы новичка в первый день. Уделить ему особое внимание и быть готовым оказать помощь.
Перед работниками менеджер ставит определённые задачи, которые они должны будут выполнять. Необходимо, чтобы задачи были описаны простым и ясным языком, в личной беседе и зафиксированы на бумаге: это позволит избежать в будущем ненужных вопросов.
Менеджер должен не только сам постоянно обучаться и повышать свою квалификацию, но и способствовать обучению персонала. Обучение - метод подготовки работников к надлежащему выполнению настоящей или будущей работы, направленный на повышение прибыльности организации и получения сотрудниками удовлетворения от выполнения работы. Важно регулярно оценивать уровень подготовки служащих, чтобы любые недостатки, вне зависимости от того, чем они вызваны - уменьшением деятельности или просчётами самих работников должны быть исправлены.
Менеджмент является движущей силой организации. Важно, чтобы люди, занимающие управленческие посты были в состоянии показывать другим положительный пример, чтобы можно было говорить о преемственности при назначениях на ключевые должности. Обучение менеджменту включает в себя специализированные области каждой такой должности, и здесь часто может требоваться помощь со стороны.
В задачу менеджера также входит переложение на себя ответственности за планирование, координирование, бюджет, и здесь ему необходимо учиться так общим принципам, так и их применению в ситуациях на местах. Не существует лёгких путей развития творческого мышления, научного предвидения и других подобных качеств ~ необходимо обдумывать способы, которые, могли бы их стимулировать.
Необходимо менеджеру применять мотивацию к сотрудникам. Мотивация - это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе - это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает, когда к человеку обращаются с просьбой, но она исчезает, когда людей принуждают подчиняться требованию. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека и зависит от обстоятельств на данный момент. Таким образом, мотивация - это способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано.
В
мире менеджерами ежедневно
Процесс принятия решения может не всегда быть нарастающим, ступенчатым. Иногда необходимо вернуться на этап назад и повторить часть цикла. Человеческие поступки определяются не только инстинктами, и поэтому с течением времени опытные и проницательные руководители вырабатывают в себе шестое чувство, которое во время предупреждает их о надвигающемся кризисе. Такие руководители будут досконально знать своих подчиненных, они не станут «зарываться» в обойме срочных дел и найдут время на посещение рабочих мест. Они будут профессионально делегировать полномочия, успешно мотивировать людей, и, наверное, получать любовь и уважение последних. Всё это сыграет решающую роль в формировании целостности рабочего коллектива, в котором каждый случай нарушения дисциплины будет рассматриваться как чрезвычайное происшествие.
Никакие
правила, инструкции или процедуры
не заменят своевременного «включения»
здравого смысла. В водовороте современной
жизни «срочное» часто берет верх над
«важным», а это опасно, т.к. и «важное»
со временем может стать «срочным». Систематическое
определение приоритетов и прозорливость,
замешанные на способности руководства
«фильтровать» поток липшей информации,
помогают наилучшим образом управлять
временем и избегать критических ситуаций.
В области дисциплины наиболее важным
является всяческое поощрение работников
и их представителей (доверенных лиц),
обсуждать проблемы на стадии ох зарождения.
Для этого руководитель должен всегда
быть готов к тому, чтобы слушать и действовать,
поскольку профилактика болезни всегда
считается лучшим методом её лечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, менеджмент может рассматриваться как со стороны науки, так и со стороны искусства.
Искусство менеджмента накапливалось в течение всей истории развития цивилизации, т.е. несколько тысяч лет, начиная с Шумерского царства, которым управляли монахи. Дальнейшая история цивилизации это накопление знаний о менеджменте в области управления государственными делами и бизнесом. Всем известно искусное управление Ришелье, Бисмарка, Рузвельта и многих других деятелей.
Менеджмент как искусство базируется на глубоких знаниях, интуиции и опыте людей. Интуиция - это способность предвидеть события и адекватно действовать в соответствии с их развитием. Хорошие менеджеры обладают всеми вышеперечисленными качествами. Они способны применять накопленный опыт на практике и действовать в пользу организации, управляемой ими.
Менеджмент, как наука, начал развиваться только в конце 19 века. Именно в это время появляются первые работы, в которых делается попытка научного обобщения накопленного опыта. Специальное научное направления управления сформировалось так же в конце 19 века. Наука менеджмента содержит теории управления, методы, принципы, функции управления. Менеджмент как наука необходим для того, чтобы управляющие руководствовались всеми вышеперечисленными категориями для наиболее плодотворного руководства, чтобы они соединяли опыт и интуицию с научной теорией.
Таким
образом, менеджмент как искусство
и как наука - это два неразрывных
понятия, которые тесно связаны
между собой.