Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:31, курсовая работа
В последнее время в обиходе и в научной литературе широкое распространение получил термин «менеджмент», заимствованный из англоязычных источников. Термин этот происходит от английского «manager», смысловому содержанию которого в большей степени соответствует понятие «управляющий». Однако, это не совсем точное определение. Понятие управление с одной стороны шире, чем понятие «менеджмент», а с другой стороны не полностью отражает содержание деятельности управляющего. Так, управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах.
Введение
1. Управление как наука и практика управления
2. Функции управления
3. Принципы управления
4. Методы управления
5. Цели и задачи управления
6. Искусство управления
Заключение
Список литературы
Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.
Концепция управления с позиции науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Её основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности её человеческих ресурсов. Отсюда исследование различных процессов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
Таким образом, все многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.
В
основе менеджмента как концепция
рыночного управления лежит объективная
тенденция к обобществлению производства,
в результате которого у крупнейших
фирм появилась возможность
Менеджмент
как концепция рыночного
Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, теоретики менеджмента, особый упор делают на необходимость приспособления фирмы к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому фирмой. Поэтому организационно-технический аспект это теории направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок нового товара, по активизации спроса на товары и получению высокой прибыли и его реализации.
Установление и регулирование рыночных отношений, согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале их участников. Каждая фирма стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и увеличить её, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю.
Таким образом, эта концепция менеджмента не только даёт теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов организации хозяйственной деятельности фирмы.
Менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления.
Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к изменяющимся рыночным условиям.
Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из слоившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности транснациональных корпорациях.
Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий функций управления.
Разные авторы предлагают различные перечни функций. Оптимальный набор включает: планирование, организацию, распорядительство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированны на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внёс большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействия на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.
Задача
менеджмента как науки
В современных условиях широко распространено мнение учёных о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.
Так как, менеджмент является научной дисциплиной, то вполне логично, что во время своей деятельности, менеджеры используют научные методы для придания своей работе более чёткого и обоснованного характера.
Концепция
о возможности применения научных
принципов для повышения
Наука управления, как было сказано ранее, зародилась в Англии в 30-е годы. Во время второй мировой войны, учёные-управленцы получали постоянные задания для решения таких вопросов, как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огненных позиций и многих других. В 50 -60-е годы методология её была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала всё более широко применяться для решения проблем промышленности и принятия решений в разных ситуациях. Сегодня модели и методы науки управления используются для решения таких задач, как регулирование транспортных потоков в городах и оптимизация графика движения в аэропортах, составление графиков работы классов и аудиторий в университетах, управление запасами в супермаркетах и универмагах, разработка новых видов продукции, планирование материального обеспечения, распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства различных видов продукции и т.д.
Центральный пункт науки управления состоит в том, чтобы обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных с взаимодействием компонентов организации в интересах последней как целого, Это важно для всех организаций, но особенно трудным может быть применение этого принципа в крупных организациях в силу высокой степени специализации.
Менеджеры соответствующими методами пытаются оценить компромиссы, возможные в связи с различием целей, и выявить альтернативные решения, обеспечивающие баланс противоречивых целей.
Учёными выявлены три отличительные особенности науки управления:
Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые использованного на практике школой научного управления, является научный метод. Он состоит из трёх этапов:
1. Наблюдение - объективный сбор и анализ информации по проблеме и ситуации.
2. Формулирование гипотезы - этим исследователь выявляет имеющиеся альтернативы - варианты действии - их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель - установление взаимосвязи между компонентами проблемы.
3. Верификация - подтверждение достоверности. Исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения.
Применяя научный метод для разрешения проблем управления, необходимо помнить, что организация - это открытая система, состоящая их взаимосвязанных компонентов. Поэтому второй особенностью подхода системного управления является ориентация.
Третья
особенность науки управления использование
моделей. Моделирование часто необходимо
в силу сложности проблем управления
и трудности проведения экспериментов
в реальной жизни. Наиболее замеченный
и, возможно наиболее значительный вклад
школы научного управления заключается
в разработке моделей, позволяющих принимать
объективные решения в ситуациях, слишком
сложных для простой причинно-следственной
оценки альтернатив. Многие из таких моделей
настолько сложны, что не всякий средний
руководитель в состоянии воспользоваться
ими самостоятельно. Однако отсутствие
основательного представления о моделях
может привести руководителя к методу
проб и ошибок и приятию необдуманных
решений вместо применения проверенных
методов.
2.
Функции менеджмента
Большинство людей планируют свою деятельность на день (неделю, месяц, год), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперёд мы сравниваем то, что сделали с целями и задачами, которые поставили ранее.
Такая повседневная работа затрагивает целые ряды управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответственно организации работы и контрольной деятельности.
Функции
менеджмента имеют
Следует рассмотреть функции менеджмента более подробно.
Функция планирования. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её члены, чтобы достичь этих целей.
План представляет собой сложную социально - экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так на высшем уровне организации занимаются стратегическим планированием - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составные функции: оценить, какие тенденции наблюдаются в её окружении. Главная задача планирования на этом уровне - определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование сходно со стратегическим планированием и в основу тактического планирования положены идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.