Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:31, курсовая работа
В последнее время в обиходе и в научной литературе широкое распространение получил термин «менеджмент», заимствованный из англоязычных источников. Термин этот происходит от английского «manager», смысловому содержанию которого в большей степени соответствует понятие «управляющий». Однако, это не совсем точное определение. Понятие управление с одной стороны шире, чем понятие «менеджмент», а с другой стороны не полностью отражает содержание деятельности управляющего. Так, управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах.
Введение
1. Управление как наука и практика управления
2. Функции управления
3. Принципы управления
4. Методы управления
5. Цели и задачи управления
6. Искусство управления
Заключение
Список литературы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студент 3 курса
5 семестр
Ботезату Наталья
Когалым, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Управление как наука и практика управления
2. Функции управления
3. Принципы управления
4. Методы управления
5. Цели и задачи управления
6. Искусство управления
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в обиходе и в научной литературе широкое распространение получил термин «менеджмент», заимствованный из англоязычных источников. Термин этот происходит от английского «manager», смысловому содержанию которого в большей степени соответствует понятие «управляющий». Однако, это не совсем точное определение. Понятие управление с одной стороны шире, чем понятие «менеджмент», а с другой стороны не полностью отражает содержание деятельности управляющего. Так, управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах. Водитель управляет автомашиной, машинист - электровозом, пилот — самолётом, оператор - автоматической линией. Но никому не придёт в голову называть кого-нибудь из них менеджером. Следовательно, в деятельности менеджера есть какие - то функции, которые не сводятся только к управлению. Значит, менеджер выполняет намного больше работы, нежели управляющий.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - вид деятельности по руководству другими людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
Формироваться менеджмент как наука стал уже давно. Ведь если управление - это в какой-то степени менеджмент, то появился он с того самого момента, когда возникла организация людей, и они стали вместе стремиться к какой - то общей цели. Намного позже, в 30-е годы XX века менеджмент появился как самостоятельная научная дисциплина за рубежом. Уже тогда стало очевидно, что деятельность эта превратится в профессию.
Сейчас менеджеры в нашей стране уже имеют некоторые знания по руководству предприятиями и организациями страны. Конечно же, их знаний еще не достаточно для того, чтобы наиболее эффективно управлять, но развитие событии показывает, что в недалёком будущем новое поколение придёт на смену уже существующему и сможет восстановить экономику страны на должном уровне.
В мире повсеместно существуют крупные корпорации, банки. От них зависят не только правительства, но и все люди. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Теперь
следует подробно остановиться на таких
вопросах, как предмет и методы,
используемые в менеджменте, а также
наука и искусство в
предмет
метод наука менеджмент
1.
Менеджмент - наука
и практика управления
Содержание понятия менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.
Под научными основами понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила своё развитие в трудах отечественных учёных: Д. М. Гвишиани, Г. X. Попова, А. В. Попова, А. Г. Аганбегяна, Ю. П. Васильева, А. И. Аничишкина и в трудах зарубежных авторов - А. Файоля, П. Друкера, М. X. Мескона, X. Вольфганга, И. Анософфа и др.
Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и в росте объёма производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:
-
использование научного
-
важность отбора работников, наиболее
подходящих для выполнения
- необходимость обеспечения
работников ресурсами,
В зарубежной науке управления сложились четыре важные концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:
- научного управления;
- административного управления;
- управления с позиции психологии семейных отношений;
- управление с позиций науки о поведении.
В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:
- подход к управлению как к процессу;
- системный подход;
- ситуационный подход.
Концепция научного управления получила развитие в США с начала XXв. Её основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.
Ф.
Тейлор считал менеджмент истинной наукой,
покоящейся на фундаменте точных законов,
правил, принципов отделения
Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.
Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.
Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определённую иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учёта влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция так же получила название классической теории управления.
Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Файоля, «управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». Это высказывание относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии администрирование) как совокупность принципов, правил, приёмов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему так же принадлежит разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
Концепция управления с позиции психологии человеческих отношений впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Исследования, проведённые американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые могут быть удовлетворены в денежном выражении, речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворённости рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30-50-е годы, основана на важнейшем положении о том, что применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.
Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совместимы друг с другом. В ней отсутствует внутреннее единство, логическая связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в направление практики управленческой деятельности, в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определённых условиях организационные проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остаётся основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления.
На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учёта изменений внешней среды в деятельности отдельных компаний, ориентация предприятия в сложившихся условиях.
Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учётом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.
Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не её отдельных частей. Существуют различные направления этой концепции: