Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:31, курсовая работа
В последнее время в обиходе и в научной литературе широкое распространение получил термин «менеджмент», заимствованный из англоязычных источников. Термин этот происходит от английского «manager», смысловому содержанию которого в большей степени соответствует понятие «управляющий». Однако, это не совсем точное определение. Понятие управление с одной стороны шире, чем понятие «менеджмент», а с другой стороны не полностью отражает содержание деятельности управляющего. Так, управление имеет место в технических, кибернетических и биологических системах.
Введение
1. Управление как наука и практика управления
2. Функции управления
3. Принципы управления
4. Методы управления
5. Цели и задачи управления
6. Искусство управления
Заключение
Список литературы
Планирование, осуществляемое на нижнем уровне организации, называется оперативным планированием. Это основа основ планирования. В оперативном планировании стандарты деятельности, описание работ и т. п. вписываются в такую систему, при которой менеджеры направляют свои усилия на достижение общих целей и главных усилий организации.
При планировании менеджер руководствуется следующими принципами:
1.
Полнота планирования - при планировании
должны учитываться все
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды и методы планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетный метод, до более сложных -моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теорий управления и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет повысить точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.
Функция организации. В любом плане всегда существует этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджеров. Поскольку всю работу выполняют люди, то функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Через
организаторскую деятельность, т.е.
через распределение и
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом и может уклоняться от работы.
Поведение личности может иметь и другие проявления. Всегда существует и мотив того или иного поведения.
Мотивация - это деятельность, имеющая своей целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей в поставленных планах.
Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники всего лишь ресурсы, активы, которых менеджеры должны заставить эффективно работать.
Существующие теории мотивации можно разделить на две группы:
1).
Содержательные теории
Они основываются на идентификации внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это термин Р. Маслоу, Ф. Герцберга и др.).
2).
Процессуальные теории
Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Функция контроля. Итак, поставлен план организации, созданы её структуры, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остаётся еще один компонент - контроль.
Контроль, как правило, ассоциируется с властью, но понятие «контроль» как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование», кроме того он включает активную деятельность менеджеров - управление.
Управленческий контроль является непрерывным процессом. В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
В пассивном менеджменте, контроль - это вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели её действенности с установленными стандартами.
В основе создания систем контроля лежат следующие требования:
Различают следующие виды контроля:
Функция
контроля не является заключительным
этапом всего процесса управления организации.
Существуют и другие, более незначительные,
функции.
3.
Принципы менеджмента
Принципы управления организацией определены требованиями к системе, структуре и организации процесса управления. Т. о., принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения менеджеров по осуществлению управленческих функций. Все принципы менеджмента делятся на две большие группы: общие и частные принципы.
Общие принципы - это обязанности всех менеджеров. Они включают в себя:
Частные принципы - это обязанности для отдельных менеджеров.
1.
Принцип оптимального
2 Принцип коллегиальности выработка коллективных решений на основе линейных руководителей разного уровня, а также исполнителей решений.
3. Принцип научной обоснованности управления - научное предвидение, планируемое во времени социальных, экономических преобразований. Такие управленческие действия должны применяться на основе научных методов и подходов.
4. Принцип плановости установление основных направлений и пропорций развития организаций в перспективе.
8. Принцип мотивации - менеджер осуществляет систему поощрений и наказаний.
4.
Методы менеджмента
Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.
Метод управления - это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется содержание управленческой деятельности.
Можно
выделить следующие методы управления:
организационно-
Организационно- административные методы управления в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Организационно- административные методы оказывают прямое воздействие на управление через приказы, распоряжения, оперативные указания. Они призваны обеспечить организации четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
В
зависимости от функционирования в
коллективе методов руководства
формируются соответствующие
- вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчинённым как нажим сверху;
В
целом организационно- административные
методы руководства существуют в
организационных и
Экономические методы управления. Им отводят центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и тенденциями. В их основе лежат объективные потребности и интересы людей. Посредством влияния на экономические интересы людей почти всегда можно добиться поставленной цели.
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить отзывчивость в организации при давлении на экономические рычаги.
Основной смысл работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и труд коллектива в такие условия, чтобы они могли максимально увеличить свою производительную деятельность.
Таким
образом, основные задачи изменений
хозяйственного механизма состоят
в том, чтобы создать такие
организационные и
Социально - психологический метод управления. Установлено, что результат труда зависит от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает менеджерам формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Недостаточное снимание к социальным и психологическим аспектам управления, нездоровые взаимоотношения в коллективе снижают производительность труда.
Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходим знать как моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, так и социально - психологические характеристики отдельных групп и коллективов.