Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель работы: Целью данной работы является изучение отечественного и зарубежного опыта управления качеством на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии….....4
1.1. Понятие и показатели качества продукции………………….……………..4
1.2. Эволюция понятие качества и подходов к его управлению…….…………9
1.3. Методы управления качеством и их классификация………………..……14
1.4. Характеристика наиболее применяемых статистических методов УК….19
Глава 2. Зарубежный опыт управления качеством…………….……………...21
2.1.Японский опыт…………………………………………………………..…...21
2.2. Европейский опыт………………………………………………………..…24
2.3. Американские стратегии внедрения системы TQM………………..……24
Глава 3. Российский опыт управления качеством………………………...…..26
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах:
В середине 1960-х гг. на Ярославском моторном заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта. Особое внимание уделялось разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции.
В первой половине 1970-х гг. в результате совместного научно-производственного эксперимента предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного объединения «Система» была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.
Главная цель системы заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:
К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.
Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:
В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и действующими международными стандартами необходимо пересмотреть модель действующей системы управления качеством продукции. Направленность совершенствования действующей системы должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей.
При этом необходимо ориентироваться
на использование следующих принци
- приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. Руководство предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять на выполнении этого подхода;
- повсеместно и постоянно подкреплять выше указанный подход проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от традиционного увеличения объёмов производства к реконструкции, перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции;
- изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учёта, обработки, анализа и хранения в течении определённого срока информационных данных о качестве продукции;
- для обеспечения требуемого
качества каждого вида
- улучшение материально-технического снабжения должно осуществляться умением найти нужных поставщиков, повышением заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных контактов многопланового характера;
- управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции;
- система УКП может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы УКП признаётся потребителем;
- создание системы
непрерывного обучения в
- повышение роли стимулирования в сфере производства, изготовления продукции высокого и стабильного качества. Для этого необходимо повысить значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера за выпуск продукции с отклонением от требований нормативно-технологической документации. Расширить практику проведения различных конкурсов , направленных на повышение и улучшение качества продукции;
- привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся и повышение их активности и эффективности работы. По мнению автора, в число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих стимулированию, необходимо включить и работу групп качества;
- расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий , поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях;
Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих случаях:
- при сертификации
продукции , когда одним из
условий получения сертификата
соответствия является строгое
соблюдение в построении систем
- при получении аттестата качества, когда его может получить только сертифицированная продукция, то есть имеющая сертификат соответствия;
- при получении
- при выходе предприятия на внешний рынок.
Заключение
Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Основная суть управления качеством заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за такой простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых это самое качество будет поставлено во главу производственного процесса.
В течение последних лет в России, практически во всех областях, рынок товаров и услуг перестает быть "рынком продавца" и становится "рынком покупателя". Список дефицитных товаров и услуг, которые покупатель готов приобретать за их функциональность, учитывая, при принятии решения о покупке качество во вторую очередь, неумолимо уменьшается. Это связано с уменьшением количества монополий, сокращением сроков поставок на российский рынок новейших товаров зарубежных производителей, появлением конкуренции среди отечественных производителей товаров и услуг. Рынок уже не "пуст". Это давно ощущают предприятия торговли, пищевой промышленности, ремонтных услуг. Покупатель, в свою очередь, ощутив преимущества качественных товаров и услуг, все в большей мере руководствуется принципом "лучше меньше да лучше". Качество становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе. С другой стороны увеличение внешнеторгового оборота заставляет все большее число российских предприятий получать сертификат качества на соответствие стандартам ISO 9000. Основной причиной этого является то, что наличие данного сертификата зачастую оказывается обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, получения льготных страховок и кредитов, получения национального сертификата соответствия на продукцию, снижение расходов на страхование контрактов. Но внедрение процедур управления качеством в организации дает не только эти преимущества. Самое главное, что концепция Всеобщего Управления Качеством рассматривается как основной момент, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе. Таким образом обеспечение качества - комплексное руководство всеми фазами деятельности, от замысла до выпуска готовой продукции. Управление качеством - "от колыбели до могилы".
Нормативные акты:
1. Международный стандарт ISO 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
2. Международный стандарт ISO 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании".
3. Международный стандарт ISO 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
4. Международный стандарт ISO 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества".
Книги:
1. Адлер Ю.П. Менеджмент XXI века. Обзор основных тенденций/ Ю.П. Адлер, И.З. Аронов, К.А. Шпер. – СПб.: 2004. – 275 с.
2. Новицкий С.В. Управление качеством продукции/ С.В. Новицкий. – М.: 2005. – 354 с.
3. Никитин М.М. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000/2000/ М.М. Никитин. – М.: 2004. – 221 с.
4. Розова В.О. Управление качеством/ В.О, Розова. – М.: 2005. – 315 с.
5. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством/ В.В. Ефимов. – М.: КНОРУС, 2007. – 421 с.
6. Аскаров Е.С. Управление качеством. Учебное пособие/ Е.С. Аскаров. – М.: Pro servisе, 2007. – 256 с.
7. Фомин Э.П. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация/ Э.П. Фомин. – М.: 2004. – 331 с.
8. Каору И. Японские методы управления качеством/ И. Каору. - М: Экономика, 2004. – 257 с.
9. Вахрушев В.А. Принципы японского управления/ В.А. Вахрушев. - М: ФОЗБ , 2005. – 189 с.
10. Шиба Ш. Новое американское тотальное управлением качеством/ Ш. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. – М.: 2005. – 217 с.
11. Кэмпа Р. Бенчмаркинг: Путь к превосходству в сфере производства/ Р. Кэмпа. – М.: 2004.