Управление качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Целью данной работы является изучение отечественного и зарубежного опыта управления качеством на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии….....4
1.1. Понятие и показатели качества продукции………………….……………..4
1.2. Эволюция понятие качества и подходов к его управлению…….…………9
1.3. Методы управления качеством и их классификация………………..……14
1.4. Характеристика наиболее применяемых статистических методов УК….19
Глава 2. Зарубежный опыт управления качеством…………….……………...21
2.1.Японский опыт…………………………………………………………..…...21
2.2. Европейский опыт………………………………………………………..…24
2.3. Американские стратегии внедрения системы TQM………………..……24
Глава 3. Российский опыт управления качеством………………………...…..26
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсач менеджмент.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Современная концепция  управления качеством берет свои истоки с работ У. Шехарта (Walter Shewhart), который ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Это был знаменитый цикл PDCA (“Plan – Do – Check – Act”: “Планировать – Выполнять – Контролировать – Действовать”), известный также как "цикл Шехарта". Впервые он был применен в лабораториях Белла (США) в 30-х годах.

Суть данного цикла  сводится к следующим положениям:

    1. При обнаружении ошибок в выполнении операций, проанализировать их, найти решение проблемы.
    2. Выполнить разработанные улучшения для решения проблемы на небольшом участке работ.
    3. Проконтролировать, достигли ли тестовые изменения желаемого результата.
    4. В случае достижения желаемого результата по исправлению ошибок на участке работ, внедрить изменения в больших масштабах.

Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х - 50-е годы. В это время А. Фидженбаум (Armand V. Feigenbaum) ввел понятие Всеобщего Контроля Качества (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки качества и улучшение качества, а также понятие стоимости качества. В.Э. Деминг (W. Edwards Deming) расширил область применения цикла Шехарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг. В это время им были сформулированы знаменитые "Четырнадцать принципов" управления качеством. Эти принципы содержали в себе следующие положения:

  1. Соблюдайте постоянство целей.
  2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
  3. Откажитесь от повсеместного контроля.
  4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
  5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.
  6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.
  7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.
  8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
  9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.
  10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
  11. Откажитесь от количественных оценок работы.
  12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
  13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.
  14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества.

Начиная с 1950 года, Деминг начал внедрять свои принципы на японских предприятиях. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококачественных японских товаров. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга. Другими наиболее известными в области управления качеством явились следующие события. Публикация в 1951 году Джозефом Джураном (Joseph M. Juran) книги "Руководство по управлению качеством". Кроме того нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана». Эта спираль имеет следующий вид:

По концепции  Джурана - непрерывное улучшение - это  движение по лестнице. Эта концепция называется «AQL- ежегодное улучшение качества».  Её идея состоит в получении высоких конкурентоспособных и долгосрочных результатов.

В 1951 году Дуглас МакГрегор (Douglas McGregor) сформулировал  теорию X и теорию Y, - два метода административного контроля, а Маслоу (Maslow) выдвинул теорию Иерархии Потребностей; Каори Ишикава (Karou Ishikawa) в 1962 году разрабатывает Цикл Качества и убеждает японских менеджеров обращать внимание на предложения рабочих. Теория Ишикава подразумевает, что качество - это не только качество продукта, но также послепродажное обслуживание, качество управления, сама компания и человеческая жизнь. Филипп Кросби (Philip Crosby) положил начало распространению концепции нулевых дефектов, которая заключается в том, что за качество не платят. Деньги приходится платить за отсутствие и недостаток качества, что и должно быть предметом контроля. Эта концепция базируется на следующих положениях:

1.     Упор на предупреждение появления  дефектов, а не на их исправление.

2.     Направление усилий на сокращение  уровня дефектности в производстве.

3.     Оправдание нужд потребителя  в бездефектной продукции.

4.     Формирование четких целей в  области повышения качества на  долгий период.

5.     Понимание того, что качество  работы кампании определяется  не только

качеством производственных процессов, но и качеством деятельности

непроизводственных  подразделений.

6.         Признание необходимости финансирования  анализа деятельности в области качества.

Таким образом, благодаря теориям и деятельности, как перечисленных выше, так и ряда других ученых, к фактору качества было привлечено всеобщее внимание. Достаточно сказать, что в настоящее время вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля за качеством. В нашей стране управление качеством в настоящее время приобретает все большую известность благодаря стандартам серии ISO 9000, определяющих стандарты на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания. Международная неправительственная организация ISO была основана в 1947 году для разработки унифицированных всемирных стандартов качества. В соответствии с документами ISO 9000 выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия  или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение и завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса;

1.3. Методы управления качеством и их классификация.

Рис.2 Методы управления качеством

Методы управления качеством  представляют собой способы и  приемы осуществления управленческой деятельности и воздействие на управляемы объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются в основном экономические, организационно-распорядительные, и социально-психологические методы.

Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

В группу экономических  включают следующие методы управления качеством:

  • финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области УК, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
  • хозяйственный расчет в подразделениях системы УК;
  • экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
  • ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
  • образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество;
  • применение системы оплаты труда и материального поощрения;
  • использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг;

Организационно-распорядительные методы УК осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

В группу организационно-распорядительных методов УК следует включать методы:

  • регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного)
  • стандартизации
  • нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности)
  • инструктирования (ознакомления, объяснения, совета, разъяснения)
  • распорядительных воздействий (на основе приказов, распоряжений, постановлений)
  • приказы и распоряжения по УК, обеспечение выполнения требований МС, ГОСТ и ТУ, контроль за исполнением требований НТД;

Социально-психологические  методы УК основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

Среди социально-психологических  методов следует отметить следующие:

  • способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
  • формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
  • приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
  • приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
  • способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;

Технологические методы управления качеством:

  • Автоматический метод УК, когда отклонение процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств;
  • Графические методы, в том числе метод контрольных карт.

Графики, построенные  в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования. Это так называемые «семь инструментов контроля качества». К ним относятся:

1) Контрольные листки, позволяющие усовершенствовать процесс сбора данных и упорядочить данные для облегчения их дальнейшего использования.

2) Диаграммы Парето, позволяющие выяснить причины появления немногочисленных существенно важных дефектов и сосредоточить усилия на ликвидации именно этих причин.

3) Диаграммы причин и результатов (диаграмма Исикавы), показывающие отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Использование диаграмм Исикавы эффективно при решении вопросов обеспечения качества продукции, повышения производительности труда, разработки рационализаторских предложений, повышения эффективности использования оборудования, совершенствования техники безопасности, разработки и внедрения стандартов на технологические операции и др.

4) Гистограммы, отражающие условия процесса за период, в течение которого были получены данные. Сравнение вида распределения гистограммы с контрольными нормативами дает важную информацию для управления процессом.

5) Диаграммы рассеяния, позволяющие выявить причинно-следственные связи показателей качества и влияющих факторов при анализе диаграммы Исикавы. Диаграмма рассеяния (разброса) строится как график зависимости между двумя переменными х и у.

6) Контрольные карты, позволяющие отделить вариации показателя качества,  обусловленные определенными причинами, от вариаций, обусловленных случайными причинами.

7) Метод расслоения (стратификации), в соответствии с которым, данные группируются в зависимости от условий их получения. Обработка каждой группы данных проводится отдельно. Расслоение помогает выяснить причины появления дефектов, если обнаруживается разница в данных между «слоями».

 

  • Статистические методы представляют собой взаимосвязанный комплекс способов отслеживания качества и включают статистическое регулирование, статистический приемочный контроль, статистический анализ, статистическую оценку качества. Разделяют две группы:
    • методы анализа статистических совокупностей:

1) сравнения средних;

2) сравнения дисперсий;

3) регрессивный вид анализа;

4) дисперсионный вид анализа; 

 

    • экономико-математические методы:

1) математическое программирование;

2) планирование эксперимента;

3) имитационное моделирование;

Информация о работе Управление качеством продукции