Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель работы: Целью данной работы является изучение отечественного и зарубежного опыта управления качеством на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии….....4
1.1. Понятие и показатели качества продукции………………….……………..4
1.2. Эволюция понятие качества и подходов к его управлению…….…………9
1.3. Методы управления качеством и их классификация………………..……14
1.4. Характеристика наиболее применяемых статистических методов УК….19
Глава 2. Зарубежный опыт управления качеством…………….……………...21
2.1.Японский опыт…………………………………………………………..…...21
2.2. Европейский опыт………………………………………………………..…24
2.3. Американские стратегии внедрения системы TQM………………..……24
Глава 3. Российский опыт управления качеством………………………...…..26
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованной литературы…………………………………………...34
ГОУ ВПО
«Сургутский Государственный Университет
Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры»
______________________________
Факультет управления
Кафедра менеджмента
Очное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
На тему:
Управление качеством на предприятии
Автор курсовой работы Буланов К.А.
Группа 23-85
Научный руководитель Теплая Н.В.
Допуск к защите «__»________ 2010г.
Сургут 2010 г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством на предприятии….....4
1.1. Понятие и показатели
качества продукции………………….…………
1.2. Эволюция понятие качества и подходов к его управлению…….…………9
1.3. Методы управления качеством и их классификация………………..……14
1.4. Характеристика наиболее применяемых статистических методов УК….19
Глава 2. Зарубежный опыт управления качеством…………….……………...21
2.1.Японский опыт…………………………………………………………..….
2.2. Европейский опыт………………………………………………………..…24
2.3. Американские стратегии внедрения системы TQM………………..……24
Глава 3. Российский опыт управления качеством………………………...…..26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Актуальность темы исследования: Одним из важнейших факторов роста эффективности производства в современном мире бизнеса является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции, кроме того качество выпускаемой продукции формирует лицо компании на мировом рынке. Именно поэтому вопрос о качестве продукции является актуальным на сегодняшний день.
Степень изученности проблемы: Несмотря на то, что в своем развитии понятие качество и методы управления им прошли большое количество этапов, представление о нем постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому с одной стороны эта тема является изученной практически досконально, а с другой все еще находится на стадии изучения.
Цель работы: Целью данной работы является изучение отечественного и зарубежного опыта управления качеством на предприятии.
Предмет исследования: Предметом исследования являются различные методы управления качеством как в России, так и за рубежом.
Практическая значимость: Оценить значимость повышения качества выпускаемой продукции довольно просто – если компания выпускает более качественную продукцию, чем ее конкуренты, то она безусловно будет иметь стабильную высокую прибыль и постоянных клиентов, что обеспечивает стабильность положения фирмы на рынке. А это в свою очередь формирует престиж страны и ее национальное богатство.
В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»
Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной. Совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. счество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.
Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.
Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.
По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.
По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей:
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.
Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.
Показатели технологичности
характеризуют эффективность
Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
Показатели безопасности
характеризуют особенности
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
Kопт – экономически оптимальное качество;
Q – качество изделия;
C∑ - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
Основной задачей каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают следующим требованиям:
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. Заниматься качеством должны все – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
1.2. Эволюция понятия качества и подходов к его управлению.
Ведя разговор о системах качества, его обеспечении и постоянном улучшении, нельзя обойти стороной такое ныне популярное во всем мире понятие, как Total Quality Management (TQM).
TQM — всеобщий менеджмент качества, это стратегия, которая определяет подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе. Это означает стать лучшим. Стратегия TQM проста, и в то же время универсальна — выяснить нужды потребителя и удовлетворить их. В этом секрет успеха. Конечно, нельзя рассчитывать, что все можно изменить очень быстро и без проблем. Внедрение этой системы — длительный процесс, на освоение которого идут годы. Он требует значительных усилий для освоения тонкостей, разработки соответствующей системы взглядов и ее реализации.