Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа
Перечень ключевых слов: управления качеством продукции, оценка уровня
качества, показатели качества, технический уровень продукции, стандартизация,
сертификация, контроль качества, система управления качеством продукции,
затраты на качество.
Объект исследования: предприятие ОАО «Ламзурь»
Цель работы: дать анализ сущности системы управления качеством и ее оценку на
ОАО «Ламзурь».
Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа оценки и обобщения,
нормативный и позитивный анализ.
Полученные результаты: на основании проведенного анализа выработаны пути и
методы улучшения управления качеством продукции.
Степень внедрения: Частичная.
Область применения: в практике работы экономиста, в учебном курсе
«Микроэкономика», как пособие для совершенствования управления качеством
продукции на ОАО «Ламзурь».
ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, ибо только это сейчас
ведет к успешной конкуренции.
Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Ламзурь». Ее
роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе,
требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле
оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в
параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и
внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли
качества.
Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и ,как результат,
получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для
участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле,
содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется.
Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя,
контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а
также для подтверждения своих показателей качества.
Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе
бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье,
рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе
«затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку,
повторную обработку, брак, повторные испытания и др.
Подводя черту
в критическом анализе
делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции,
обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности
работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой
системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность
службы маркетинга на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие
правильной калькуляции затрат на качество.
Несколько лет ОАО «Ламзурь» ассоциируется с хорошим производителем. Однако не
вся продукция
соответствует понятию «
что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К
последней уже привыкли на ОАО «Ламзурь» и эта привычка мешает рационально
взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его устранении в декабре
1998 г. натолкнул руководство завода Государственный комитет по
стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел в Мордовском центре
стандартизации, метрологии и сертификации цикл занятий по книге Крейга
«Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». И здесь позиция комитета
полностью совпадает с моей. Для того, чтобы завоевать рынок потребителей за
рубежом и увеличить его объем внутри страны, необходим общепризнанный в мире
стандарт. Самым целесообразным, по-моему, является ИСО 9000.
Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее
проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области
качества. Первичным является формирование и документальное оформление
руководством предприятия политики в области качества.
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности
предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество
конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем
различные виды продукции, система качества предприятия может включать
подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна
охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей
качества » и разделен на более мелкие этапы.
Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и
систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для
выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция
удовлетворяла определенным требованиям по качеству.
Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно
формировать целевые
научно-технические программы
продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна
содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции,
требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также
мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих
требований.
К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те
работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной
периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с
предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов
ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы
обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются
после возникновения.
Управление качеством представляет собой методы и деятельность оперативного
характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода
несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение
этих несоответствий, а также вызвавших их причин.
В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их
причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает
контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения. Решения
могут приниматься
по результатам текущей
учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой
информации.
При проектировании систем качества управление качеством необходимо
предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам
системы качества на всех этапах петли качества.
Улучшение качества – это постоянная деятельность, направленная на повышение
технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование
элементов производства и системы качества.
Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства
или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением
задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально
установленным нормам.
Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из
тенденции повышения конкурентноспособности такой продукции, которая обладает
наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.
Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной организации.
Характерной организационной формой работ по улучшению качества являются
группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы могут
использоваться
также организация
временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм
при решении определенных задач входят и руководители фирм, и т.д.
Требования к основным этапам жизненного цикла продукции:
Качество в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую
роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван:
определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного
спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства,
обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях,
предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования
потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для
выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать
постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.
Качество при проектировании и разработке технических условий.
Система качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям
потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции, полученное в
результате маркетинга, используется как исходные требования к проекту.
Качество при материально- техническом снабжении. Для обеспечения
качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое
установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим
деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных вопросов по
качеству покупной продукции и т.д.
Качество в процессе подготовки производства и производства продукции.
Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы
технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили
изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации.
Качество на послепроизводственных этапах. Цель системы качеств
на послепроизводственных этапах состоит в обеспечении качества продукции при
погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже.
Учет и анализ затрат на качество. В условиях формирования
рыночных отношений, перехода предприятий на хозрасчет и выхода их на
международный рынок качество продукции и затраты, связанные с ними, становятся
важным фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого
показателя как прибыль.
Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в снижении
себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по всем группам
затрат.
Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально определять
все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по
предотвращению дефектов и усилению (или ослаблению) контроля.