Управление качеством, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Наступивший XXI век нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Ежегодно ЮНЕСКО определяет рейтинг стран именно по этому показателю. Качество продукции и услуг стало признаком высокой эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой цивилизации - цивилизации качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие качества
1.2 Значение повышения качества. Качество в XXI веке
1.3 Качество как объект управления. Краткий обзор возникновения и развития управления качеством
2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
2.1 Становление и развитие менеджмента качества
2.2 Основные этапы развития систем качества
2.3 Управление затратами на обеспечение качества
3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Аспекты качества продукции
3.2 Контроль качества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Управление качеством.docx

— 47.17 Кб (Скачать)

3.Функции специализированные  и общие для всех стадий  жизненного цикла продукции. 

4.Функции управления  по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам  и условиям.

Стратегические функции включают:

· прогнозирование  и анализ базовых показателей  качества;

· определение направлений  проектных и конструкторских  работ;

· анализ достигнутых  результатов качества производства;

· анализ информации о рекламациях;

· анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции:

· управление сферой производства;

· поддержание на уровне заданных показателей качества;

· взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание  высокого уровня качества продукции.

Международные стандарты  ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований[9, с.27]:

1. ИСО 9000 “Общее  руководство качеством и стандарты  по обеспечению качества. Руководящие  указания по выбору и применению”. 

2. ИСО 9001 “Система  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании  и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”. 

3. ИСО 9002 “Система  качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система  качества. Модель для обеспечения  качества при окончательном контроле  и испытаниях”. 

5. ИСО 9004 “Общее  руководство качеством и элементы  системы качества. Руководящие указания”. 

Система управления качеством продукции должна удовлетворять  требованиям к:

9001 - требования к системе контроля  и испытаний продукции, сертификации  надежности.

9002 - требования к системе организации  производства.

9003 - требования к системе управления  качеством от проектирования  до эксплуатации.

Система управления качеством включает:

1. Задачи руководства  (политика в области качества, организация).

2. Система документации  и планирования.

3. Документация  требований и их выполнимость.

4. Качество во  время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат,  изменения).

5. Качество во  время закупок (документация, контроль).

6. Обозначение изделий  и возможность их контроля.

7. Качество во  время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный  контроль, окончательный контроль, документация испытаний).

9.Контроль за  испытательными средствами.

10. Корректирующие  мероприятия. 

11. Качество при  хранении, перемещении, упаковке, отправке.

12. Документирование  качества.

13.Внутрифирменный  контроль за системой поддержания  качества.

14. Обучение.

15. Применение статистических  методов. 

16. Анализ качества  и систем принимаемых мер. 

Политика в области  качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или  долгосрочной цели и включать:

· улучшение экономического положения предприятия;

· расширение или  завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень  ведущих фирм;

· ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

· освоение изделий, функциональные возможности которых  реализуются на новых принципах;

· улучшение важнейших  показателей качества продукции;

· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

· увеличение сроков гарантии на продукцию;

· развитие сервиса.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции  включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск  и изучение рынка. 

2. Проектирование  и разработка технических требований, разработка продукции. 

3. Материально-техническое  снабжение. 

4. Подготовка и  разработка производственных процессов. 

5. Производство.

6. Контроль, проведение  испытаний и обследований.

7. Упаковка и  хранение.

8. Реализация и  распределение продукции. 

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая  помощь и обслуживание.

11.Утилизация после  испытания. 

Перечисленные этапы  представляются в литературе по менеджменту  в виде “петли качества” 

Таким образом, обеспечение  качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые  условия для выполнения каждого  этапа петли качества, чтобы продукция  удовлетворяла требованиям к  качеству.

Управление качеством  включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Улучшение качества - постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование  элементов производства и системы  качества.

Рис. 3.1.1. Обеспечение  качества

На рис. 3.1.2 система  управления качеством представлена в концентрированном виде. Здесь  прежде всего выделена политика предприятия  в области качества, собственно система  качества, включающая обеспечение, управление и улучшение качества.

В современном менеджменте  качества сформулированы десять основополагающих условий:

1. Отношение к  потребителю как важнейшей составляющей  данного процесса.

2. Принятие руководством  долгосрочных обязательств по  внедрению системы управления  фирмой.

3. Вера в то, что  нет предела совершенству.

Рис. 3.1.2. Управление качеством продукции[4, с.81]

4. Уверенность в  том, что предотвращение проблем  лучше, чем реагирование на  них , когда они возникают. 

5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное  участие руководства. 

6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке  “ноль ошибок”. 

7. Участие работников  фирмы, как коллективное, так и  индивидуальное.

8. Уделение основного  внимания совершенствованию процессов,  а не людей. 

9. Вера в то, что  поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.

10. Признание заслуг.

Состав и взаимосвязь  основных требований, предъявляемых  к производству продукции в нормативной  и технической документации, представлены на рис.3.1.3.

Рис. 3.1.3. Основные требования к процессу производства продукции в нормативной и  технической документации

 

3.2 Контроль качества

Большую роль в  обеспечении качества продукции  играют статистические методы.

Целью методов статистического  контроля является исключение случайных  изменений качества продукции. Такие  изменения вызываются конкретными  причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:

· статистический приемочный контроль по альтернативному  признаку;

· выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам  качества;

· стандарты статистического  приемочного контроля;

· система экономических  планов;

· планы непрерывного выборочного контроля;

· методы статистического  регулирования технологических  процессов.

Многие из оценок качества продукции вытекают из самих  особенностей сбора информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разобравшись в том, что  такое качество и каким образом  его можно идентифицировать, выяснился  главный вопрос - каково состояние  управления качеством в России сегодня  и как можно обеспечить стабильное высокое качество товаров и услуг  в нашей стране (то есть высокую  степень соответствия ожиданиям  и требованиям клиентов)?

В России от качества продукции  зависит многое: начиная с уровня жизни населения и заканчивая выходом страны на международный  рынок. Отставание уровня качества российской продукции от качества продукции  конкурентов приобретает угрожающий характер и при незащищенности федерального рынка существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь. Тревогу вызывает качество образования, здравоохранения, воспитания подрастающего  поколения, различных государственных  институтов и правовой основы их функционирования, словом, всего, что составляет основу благополучия народа и государства.

Для обеспечения стабильного  качества любой компании необходима стратегия качества. Такая стратегия, прежде всего, предполагает внедрение  определенной философии.

В центре стратегии качества, - конечно же, концентрация на клиентах и их потребностях, которые являются критерием качества. Концентрация в  данном случае означает, что, принимая любое решение в управлении фирмой, необходимо принимать во внимание то, как оно отразится на удовлетворенности  клиентов.

Для эффективного управления качеством принципиальное значение имеет концентрация на процессах. Как  процесс можно рассматривать  практически любую организационную  деятельность. В ходе процесса некий "вход" (сырье, материал, полуфабрикат, информация и т.д.) преобразуется  в некий "выход" (продукт) с конечной целью удовлетворить потребности  клиента. Качество конечной продукции  или услуг зависит от качества каждого отдельного процесса и их взаимосвязанности. Концентрация на процессах  позволяет обеспечить прозрачность и управляемость производственной деятельности предприятия и работ  по обслуживанию клиентов.

В обеспечении качества продукции  и услуг, участвуют все подразделения  и все сотрудники фирмы. Каждый работник должен четко знать, какой вклад  в процесс обеспечения качества он вносит, выполняя свои должностные  обязанности.

Еще один важный элемент  динамичной стратегии (или системы) качества - непрерывные улучшения. Деятельность по улучшению качества направлена на обеспечение максимального соответствия производимых продукции и услуг  потребностям клиентов, а также на устранение выявленных недостатков  в существующих процессах.

Качество продукции и  услуг зависит от качества управления, принятия решений. Решения, влияющие на качество должны приниматься на основе фактов и проверенных данных. Этот универсальный подход был законодательно закреплен серией международных  стандартов ISO 9000.

При изучении управления качеством  я учитывала, что оно тесно  соприкасается со множеством других научных областей и направлений  практической деятельности предприятия. Основными из них являются менеджмент, технология производства, стандартизация, метрология, информатика, маркетинг, статистика, управление персоналом, а также правовые основы деятельности предприятий. Объясняется  это следующим образом.

Во-первых, управление качеством, как область знания и один из аспектов общего управления предприятием, относится  к науке об управлении, и потому, кроме собственных понятий в  области качества, оперируют понятиями  и терминами этой науки.

Поскольку качество формируется  в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством  имеют знание технологии работ и  организации производства продукции  или услуг, с тем, чтобы охватить весь производственный процесс, не оставив  ни один этап работ без контроля и воздействия.

Кроме этого, управление качеством, как всякое управление, не может  осуществляться без соответствующего информационного обеспечения. Поэтому  оно соприкасается с теорией  информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью.

Управление качеством  связано также со стандартизацией, так как основной нормативной  базой его являются стандарты, в  которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества.

Одна из основных функций  управления качеством - контроль качества, который осуществляется с помощью  соответствующих средств измерений. Отсюда - необходимость метрологических  знаний, в том числе организации  метрологического обеспечения производства на предприятиях.

Применение конкретных методов  контроля требует знаний в соответствующих  областях техники, умения пользоваться статистическими методами и вычислительными  средствами.

И, наконец, при управлении качеством требуется знание действующего законодательства в области качества для усвоения производителями и  потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с  обеспечением качества продукции.

Словарь терминов

Декларация о  соответствии - декларация поставщика о том. что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия (для сертификации) - защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Испытание - техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Испытательная лаборатория - лаборатория, которая проводит испытания.

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности[1].

Контролирующий  орган (для сертификации) - орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.

Лицензия (для сертификации) (сертификационная лицензия) - документ изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.

Метод испытания - установленные технические правила проведения испытаний.

Информация о работе Управление качеством, этапы развития