Управление качеством, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Наступивший XXI век нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Ежегодно ЮНЕСКО определяет рейтинг стран именно по этому показателю. Качество продукции и услуг стало признаком высокой эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой цивилизации - цивилизации качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие качества
1.2 Значение повышения качества. Качество в XXI веке
1.3 Качество как объект управления. Краткий обзор возникновения и развития управления качеством
2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
2.1 Становление и развитие менеджмента качества
2.2 Основные этапы развития систем качества
2.3 Управление затратами на обеспечение качества
3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Аспекты качества продукции
3.2 Контроль качества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Управление качеством.docx

— 47.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КАЧЕСТВО КАК  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ  УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие качества

1.2 Значение повышения  качества. Качество в XXI веке

1.3 Качество как  объект управления. Краткий обзор  возникновения и развития управления  качеством

2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ  К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА 

2.1 Становление  и развитие менеджмента качества

2.2 Основные этапы развития систем  качества

2.3 Управление затратами на обеспечение  качества

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ 

3.1 Аспекты качества продукции

3.2 Контроль качества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наступивший XXI век  нередко называют веком качества. Качество жизни признано международным  сообществом одним из главных  показателей, характеризующих развитие стран и народов. Ежегодно ЮНЕСКО определяет рейтинг стран именно по этому показателю. Качество продукции  и услуг стало признаком высокой  эффективности труда, высокоразвитой экономики, источником национального  богатства, условием достойной жизни. Складывается впечатление, что человечество стоит на пороге перехода к новой  цивилизации - цивилизации качества.

В России проблема качества стоит очень остро. Отставание уровня качества российской продукции  от качества продукции конкурентов  приобретает угрожающий характер и  при незащищенности федерального рынка  существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь. Тревогу  вызывает качество образования, здравоохранения, воспитания подрастающего поколения, различных государственных институтов и правовой основы их функционирования, словом, всего, что составляет основу благополучия народа и государства. Все это усугубляет социальный и  экономический кризис, охвативший страну.

Вопросам управления качеством посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в  данной области.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что  за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики, где произошли  подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных  методов менеджмента качества передовые  зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Между качеством  и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению  доли рынка.

Новые тенденции  в проблемах качества и бизнеса  связаны также и с бурным развитием  информационных технологий.

Таким образом, проблемы качества, реинжениринга и информационных технологий образуют единый методологический комплекс, далеко не полностью еще  сформированный.

В данной работе частично проанализируется проблема «качество - бизнес - информационные технологии», осветятся философские и социальные аспекты качества с помощью фактического материала: отечественного и зарубежного  опыта менеджмента качества, отраженного  в периодической печати и материалах конгрессов.

Главной целью работы «Управление качеством в России», учитывая актуальность данной темы сегодня, я считаю: проследить и понять, как  осуществляется управление качеством  и, в частности, каково его состояние  сегодня в России.

Основные задачи, поставленные мной при выполнении этой работы:

n рассмотреть качество  как экономическую категорию  и объект управления;

n проследить эволюцию  подходов к менеджменту качества, выявить основные этапы развития  систем качества;

n изложить методологические  основы управления качеством;

n выяснить значение  стандартизации;

n показать необходимость  сертификации продукции и систем  качества;

n дать определения  базовых понятий по теме «Управление  качеством в России». 

1. КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие качества

Управление качеством -- настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей  наличие острой конкуренции между  производителями товаров и услуг.

Качественный подход к стратегии предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным  средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек.

Что мы понимаем под  качеством? Качество -- понятие субъективное. Существует множество трактовок  и терминологических подходов к  его определению. В быту понятие  «качество» часто используется для  обозначения соответствия продукции  или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в  понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя -- текущие  и перспективные. При этом нужно  понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение  потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Потребность в обладании  некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок  машин, определенных кредитных карт и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.

Как определяется понятие «качество» в концептуальной трактовке? Российская Академия проблем  качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной  из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую  основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко  определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления  о сути самого понятия «качество»

Существуют и  другие определения качества. В среде  специалистов по проблемам качества существует большое число определений  этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с  тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь  связано с многоаспектностью  категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом -- «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Один из патриархов теории управления качеством, Ф. Кроссби, определил качество как «соответствие  требованиям», а его коллега Дж. Дуран -- как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как  «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене» 

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной  общественностью и практиками. Большую  роль в формировании современного представления  о качестве сыграла Академия проблем  качества Российской Федерации 

В результате деятельности Академии проблем качества сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества, которому посвящен следующий раздел.

Большинство трактовок  было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности».

1.2 Значение повышения качества. Качество в XXI веке

По мере развития экономических реформ в России все  большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы  качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система  качества важна при проведении переговоров  с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у  производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим  органом. Система качества должна учитывать  особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции  и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В теории и практике управления качеством выделены две  проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего  времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального  труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество[1].

Значение качества продукции состоит в том, что  только качественная продукция открывает  экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых  рынках призваны сыграть специальные  конкурсы.

В России функционирует  Совет по присуждению премий Правительства  в области качества продукции (см. Приложение 1). В декабре 1996 г. был  объявлен конкурс, имевший целью  привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовало 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Учрежден приз за качество. Приз за качество состоит  из диплома, словесного поощрения правительства  и права изобразить символ качества на продукции[4, с. 87]. Иными словами  символ победы позволяет повысить эффективность  рекламы. Основная цель премий - помочь 1000 российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной  промышленности на мировом рынке.

Следует отметить, что конкурсы, имеющие целью повышение  качества, имеют в России уже некоторую  историю. Так, в 1992 г. Санкт-Петербургским  Клубом менеджеров по качеству (Клуб-9000), малым научно-производственным и  сервисным предприятием “Конфлакс” и журналом “Стандарты и качество”  учрежден конкурс на звание “Лучший  менеджер по качеству года”. В 1995 г. его  соучредителями стали также Союз потребителей России и Администрация  Санкт-Петербурга, в 1997 г. - Центр испытаний  и сертификации “Тест-С.-Петербург” и АО "ТКБ Итерсифика".

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки  сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных  особенностей товара, которые могут  удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди  продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший  полезный эффект по отношению к суммарным  затратам потребителя. Безусловно, повышение  качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения  на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения  качества достаточно многообразно. Решение  этой проблемы на микроуровне важно  и для экономики в целом, т. к. позволит установить новые и прогрессивные  пропорции между ее отраслями  и внутри отраслей. Например, между  металлургической промышленностью  и машиностроением. Обеспечение  этих пропорций может быть обеспечено путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции  и повышения ее экономичности. Повышение  же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации  производственных процессов в других отраслях.

Если не уделять  серьезного внимания качеству, потребуются  значительные средства на исправление  дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов[9, с.128].

Исследования, проведенные  в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может  уходить на исправление брака.

Рассмотри теперь качество как объект управления.

1.3 Качество как объект управления. Краткий обзор возникновения  и развития управления качеством

Большой вклад в  разработку теории управления качеством  внесли зарубежные и отечественные  ученые. Работы русских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова являются теоретической  основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых  в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные  ученые И. Г. Венецкий, А. М. Длин, американские ученые У. А. Шухарт, Э. Дэминг, А. Фейгенбаум.

Современное управление качеством исходит из того, что  деятельность по управлению качеством  не может быть эффективной после  того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна  также деятельность по обеспечению  качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных  и субъективных факторов[10, с.259]. Для  предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система  управления качеством. При этом нужны  не отдельные разрозненные и эпизодические  усилия, а совокупность мер постоянного  воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания  соответствующего уровня качества. Управление качеством неизбежно оперирует  понятиями: система, среда, цель, программа  и др.

Современный менеджмент качества базируется на результатах  исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Это опыт таких известных фирм, как, “Хьюллет-Паккард”, и др. В 80-е  годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана. Особенно следует  отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

Информация о работе Управление качеством, этапы развития