Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель работы: выявить основные проблемы управления группами в ООО «Маркетинг-Консультант» и представить авторские рекомендации по их решению.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность групп и их виды;
оценить эффективности деятельности групп по критериям;
определить основные проблемы управления группами;
дать рекомендации по совершенствованию системы управления группами в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие групп и их виды……………………………………………………..6
1.2 Критерии оценки эффективности деятельности групп...…………………12
1.3 Основные проблемы управления группой и варианты их решения……...16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ «МАРКЕТИНГ-КОНСУЛЬТАНТ» 23
2.1 Общая характеристика деятельности организации ООО "Маркетинг-Консультант" и оценка эффективности деятельности групп ……………...…23 2.2 Анализ основных проблем управления группами в ООО «Маркетинг-Консультант» и рекомендации по их решению…………………………….….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Неформальные группы возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми. Эти группы являются спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников.
Неформальные группы, будучи стихийными по своей природе, требуют особого внимания со стороны руководства: они могут способствовать или противодействовать достижению целей организации. Поэтому для эффективного управления организацией руководителю важно изучать и направлять в нужное русло деятельность неформальных групп.
Продолжая анализировать проблемы классификации групп, автор считает необходимым выделить также еще ряд признаков.
Так, исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.
Важным признаком, по которому можно классифицировать группы является степень свободы, предоставляемая их участникам. При этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода вхождения в группу. Во-вторых, как свобода активного участия в деятельности. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких групп и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.
По размерам группы подразделяются на малые и большие, исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами.
Малые группы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается неравенство и трудности в налаживании контактов. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.
Малую группу проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление.
Во вторичных группах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.
Таким образом, изучив понятие группы, автор делает следующие выводы:
Анализируя эффективность деятельности организации можно выделить множество ограничений, которые чаще всего препятствуют эффективной работе коллектива. По мнению многих зарубежных и отечественных специалистов, таких как М. Вудкок, Д. Френсис, Л. Лукичевой, наиболее явными признаками неэффективной организационной деятельности являются следующие [5, с. 214].
Для
определения эффективности
Для оценки результативности труда работников требуется довольно большое количество критериев, которые охватывали бы и объемы работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже) и ее результаты (например, сумма выручки), а также качество выполняемой работы и ее ценность для организации.
Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.), и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. Наибольшую сложность представляет оценка эффективности работы руководителей и специалистов по сравнению с оценкой результативности труда рабочих.
В приложении 2 приведен примерный перечень количественных показателей – критериев оценки результативности труда по некоторым должностям руководителей и специалистов.
На
практике при оценке результативности
труда руководителей и
Для оценки результативности труда применяются различные методы, классификация которых и краткая характеристика представлены в приложении 3.
Кроме того, в качестве дополнительных методов можно использовать социометрические, с помощью которых изучаются такие характеристики группы, как степень сплоченности, социометрические позиции и др. Данные характеристики косвенно помогают определить уровень конфликтности в той или иной группе. Методика оценки с помощью социометрических индексов подробно изложена в литературе [16, с.128].
Таким образом, исходя из того, что эффективность деятельности группы определяется результативностью каждого из ее членов, необходимо проводить оценку с учетом особенностей труда различных категорий работников. Для проведения оценки необходимо правильно выбрать критерии и методы их определения. Важно также понимать, что подобная оценка должна проводиться на регулярной основе с использованием различных методов в зависимости от целей исследования, чтобы выявить динамику развития коллектива и организации в целом. Чем лучше руководитель будет понимать, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, чем лучше он овладеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что руководитель сможет своевременно определить проблемные зоны, чтобы вовремя скорректировать управленческие решения с целью повышения эффективности деятельности группой, а значит и организацией в целом.
К проблемам управления группами, которые находятся в сфере управления персоналом, по мнению Михайлиной Г. И. , Веснина В. Р. и Цлафа В. М. [8, 11 c.; 2, 613 c., 20] можно отнести:
1) отсутствие материального стимулирования работников. Так как повышение заработной платы для увеличения удовлетворенности приведет к большим затратам, то следует наладить систему премий и бонусов для поднятия показателя, т.е. материального стимулирования. Премии выплачиваются в зависимости от выручки ежемесячно.
2) работа с напряжением и стрессами, плохие условия труда. Руководителю следует провести исследование для выявления причин возникновения стрессов, изучать условия труда, проводить опрос подчиненных на предмет удовлетворенности условиями труда. Для этого необходимо использовать работу психологов, социологов.
3) отсутствие перспективы профессионального и служебного роста работников. Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе сотрудников, создавать условия для развития внедолжностой карьеры. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегировать работнику больше ответственности за выполнение определенной работы. Можно порекомендовать руководству предприятия всячески поощрять инициативу молодых работников в возрасте до 30 лет. Так как это, возможно, принесет новые идеи.
4) отсутствие взаимоотношения с непосредственным руководителем. При большой численности персонала трудно поддерживать этот фактор.
5) слабая информированность на предприятии, недостаток информации о целях и задачах предприятия. Руководству следует больше проводить организационных собраний, где ставятся цели, задачи; рассматриваются проблемы и принимаются решения.
6) низкая надежность работы, дающая неуверенность в завтрашнем дне. Данную проблему довольно сложно решить, т.к. низкий уровень данного показателя скорее связан с нестабильностью российского рынка, нежели с организацией.
7) отсутствие возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе. Непосредственным руководителям работников следует выявить людей с низким уровнем удовлетворенности по данному показателю и по возможности предоставить больше инициативы в выполняемых ими обязанностях.
8) несоответствие работы способностям. Руководству следует выявлять способности работников и действовать в соответствии с полученной информацией.
9) слабо развитое формальное управление, преобладание межличностных отношений.
10) выполнение
управленческой работы
11) плохо
организованная система
12) ложное
понимание руководителями
13) игнорирование интересов неформальных групп [18].
Некоторые руководители продолжают считать, что существование в организации неформальной группы — это результат неэффективного управления, хотя на самом деле они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты.
Некоторые неформальные группы могут вести себя непродуктивно, так, что это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Поэтому руководству следует быстро выдавать точную информацию, препятствуя распространению слухов.
Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Поэтому руководству следует выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп и разрешать группе участвовать в принятии решений.