Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Цель работы: выявить основные проблемы управления группами в ООО «Маркетинг-Консультант» и представить авторские рекомендации по их решению.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность групп и их виды;
оценить эффективности деятельности групп по критериям;
определить основные проблемы управления группами;
дать рекомендации по совершенствованию системы управления группами в организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие групп и их виды……………………………………………………..6
1.2 Критерии оценки эффективности деятельности групп...…………………12
1.3 Основные проблемы управления группой и варианты их решения……...16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ «МАРКЕТИНГ-КОНСУЛЬТАНТ» 23
2.1 Общая характеристика деятельности организации ООО "Маркетинг-Консультант" и оценка эффективности деятельности групп ……………...…23 2.2 Анализ основных проблем управления группами в ООО «Маркетинг-Консультант» и рекомендации по их решению…………………………….….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Тюменской области
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра
национальной экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент»
на
тему: «УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ: ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ»
Научный руководитель
к.э.н., доцент
Берников С. В.
Автор работы
Тюмень
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
В трудах по управлению постоянно подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.
Говоря о том, какую роль
играет система управления “
Руководящие работники организации испытывают удовлетворение в том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.
Руководителям “среднего звена”
Современный менеджмент сложно представить себе без такого явления как группа. То, что управлять каждым человеком персонально в наше время — занятие крайне неэффективное стало ясно уже давно. Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей, т. е. групп. Понятно, что организованная группа специалистов имеет намного больше шансов добиться успеха, в отличие от ситуации, если бы каждый человек работал в одиночку. Разнообразие взглядов на проблему, коллективное внимание к деталям, снижение вероятности допущения ошибочного решения — все это преимущества групповой деятельности. Каждый человек уникален и это обстоятельство порождает не только преимущества, но и неприятные явления, называемые конфликтами, которые в силу своей отрицательной природы, снижают продуктивность работы всей группы. Таким образом, без совершенствования работы с людьми и трудовой мотивации группы невозможно успешное развитие предприятия в современных условиях жесткой конкурентной борьбы.
Цель работы: выявить основные проблемы управления группами в ООО «Маркетинг-Консультант» и представить авторские рекомендации по их решению.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является ООО «Маркетинг-Консультант»
Предмет исследования – проблемы управления группами в ООО «Маркетинг-Консультант».
Не существует канонизированного определения группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение небольшого количества людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели [3, 46 с.].
Если рассматривать понятие группы в общем, то группа - это двое и более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга [4, 209 с.].
В
рамках менеджмента В. А. Спивак определяет
группу как совокупность людей, объединенных
общностью интересов (группа поклонников),
профессии (профессионально-
М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури дается следующее определение группы: «...группа- это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц» [7, 441 с.].
С
точки зрения социологического подхода
психолог Г. Андреева дает следующее определение
малой группы: «малая группа – это немногочисленная
по составу группа, члены которой объединены
общей социальной деятельностью и находятся
в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения эмоциональных
отношений, групповых норм и групповых
процессов» [9, 439 с.].
Анализ научной литературы показывает, что понятие «группа» имеет много дефиниций с точки зрения различных подходов и дисциплин. Например, есть понятие социологическое, с позиции менеджмента, психологическое и др., которое в общем можно интерпретировать как объединение двух и более людей для осуществления общей цели. В разных источниках дается разная классификация групп в организации.
С точки зрения психологического подхода, например, российский психолог Р. Немов, дает следующую классификацию групп: условные (номинальные) и реальные (действительные), последние делятся на экспериментальные и естественные, которые в свою очередь включают формальные и неформальные, делящиеся на слаборазвитые и высокоразвитые (рис. 1.1.) [9, 443 с.].
Рис. 1.1. Классификация групп
Группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет, единой для всех, а не просто одинаковой.
Другим признаком группы является психологическое признание ее членами друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.
Еще одним признаком группы можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения.
Группа изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на нее, делать ее более «удобной» для себя.
Результат такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе группу, в том числе и в результате конфликта с ней; слабая, наоборот, сама ей подчиняется и растворяется внутри группы.
Идеальная
ситуация располагается где-то посредине
и характеризуется
По составу группы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.
Гетерогенные
группы, как правило, более эффективны
при решении сложных проблем,
а также при интенсивной
Любая группа имеет определенную структуру. Она может быть функциональной (на основе разделения труда и определения задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
По статусу группы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на желании людей сотрудничать друг с другом.
По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные группы. Формальные связи предписываются заранее в неформальных отношения складываются спонтанно.
Отметим, что большинство исследователей проблем менеджмента, в том числе М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Спивак В. А., выделяют только два основных вида групп: формальные и неформальные. Подобное разделение связано с тем, что в любой организации существуют формальные и неформальные группы [7, с. 622, 13, с. 243].
Формальные группы создаются и существуют в рамках официальных организаций, конкретной деятельности. В них строго распределены позиции и роли членов группы на основе системы подчинения, называемой «структура власти». Цели формальных групп ставятся извне на основе задач, стоящих перед организацией.
Формальные группы создаются по воле руководства и обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. В организации существует три основных типа формальных групп: