Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3

1. Управление дебитоской задолженностью………….....................................4

1.1 Дебиторская задолженность и причины ее возникновения……………………………………………………………………..4

1.2 Политика управления дебиторской задолженностью…………………….8

1.3 Влияние дебиторской задолженности и ее величины на финансовое состояние организации………………………………………………………………………12

2. Направления совершенствования управления дебиторской задолженностью предприятия…………………………………………………………………….16

2.1 Общая характеристика анализируемого предприятия……………………………………………………………………...16

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации …………………………………………………………………………………….19

2.3 Анализ дебиторской задолженности предприятия …………………………………………………………………………………….23

2.4 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью предприятия.……………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………...32

Список используемых источников…………………………………………......34

Работа содержит 1 файл

Курсовая(МОЯ).doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Проанализировав многочисленные мнения на предмет определения  понятия дебиторской задолженности, можно сказать, что дебиторская  задолженность - это одновременно и  неполученная выручка, и часть оборотных  активов предприятия, отражающая задолженность юридических и физических лиц в пользу данного предприятия в результате финансово-хозяйственных операций между ними. Следовательно, можно сказать, что под управлением дебиторской задолженностью следует понимать часть общей политики управления выручкой и оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении ее своевременной инкассации.

1.2 Политика  управления дебиторской задолженностью.

     В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

     Различают три принципиальных типа кредитной  политики предприятия по отношению  к покупателям продукции –  консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия.

     Консервативный  тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается  как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредитов и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

     Умеренный тип кредитной политики предприятия  характеризует условия ее осуществления  в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

     Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью  кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.

     Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные  выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.п.) и риском возможной неуплаты.

     Кредитная политика может быть основана как  на формальных, так и на неформальных критериях:

  • покупательская и платежная история покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;
  • платежеспособность покупателей может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений покупателей и вашей компании;
  • текущий анализ и перспективная оценка финансовой стабильности покупателей. Для этого могут быть использованы те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.

     Осторожность  при выборе кредитной политики предприятия  обусловлена тем, что ведение  предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с  сохраняющейся политической и экономической нестабильностью, многочисленными коммерческим рисками, недобросовестностью партнеров по бизнесу. Именно в такой обстановке предприниматели должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.

     Основной  хозяйственной единицей в экономике любого государства является предприятие, которое выступает в самых различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие. Общим для них является то, что в соответствии с действующим законодательством они обязаны подавать в государственные органы определенный законом набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило, скрываются фирмами под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем.

     Отсюда  вытекает один из важных методологических выводов: хозяйственные показатели деятельности мелких фирм страдают неполнотой, получить их достаточно затруднительно. И только лишь акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью дают довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Вместе с тем следует отметить, что и открытая информация при соответствующем применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать довольно точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы фирмы, которая выступает в роли покупателя.

     При всем многообразии публикуемой информации можно получить довольно полную характеристику конкретного покупателя: полное и сокращенное наименование фирмы, адреса, телефоны и факсы, год создания фирмы, сфера ее деятельности и структура, включая дочерние предприятия, число работников предприятия, главные показатели экономической деятельности фирмы, корреспондентские отношения с банками и многие другие сведения.

     В процессе выбора кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

     Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческий связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала.

     1.3 Влияние дебиторской задолженности  и ее величины на финансовое  состояние организации

      Дебиторская задолженность напрямую оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. Это проявляется в следующих моментах:

     - высокая величина дебиторской  задолженности свидетельствует  о расширении кредита, предоставляемого  организацией своим клиентам;

     - значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и ведет к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования;

     - невысокие темпы роста дебиторской  задолженности в сравнении с  ростом кредиторской задолженности  нарушает ликвидность баланса за счет возможной неспособности покрытия краткосрочных пассивов быстро реализуемыми активами, возникает ситуация дефицита платежеспособных средств, что ведет к неплатежеспособности;

     - наличие просроченной дебиторской  задолженности ведет к возможной ситуации списания задолженности на уменьшение финансовых результатов организации и, как следствие, может привести к убыткам;

     - наличие сомнительной дебиторской  задолженности и, особенно, тенденция  к ее росту, ухудшают «качество»  дебиторской задолженности и ведут к снижению ликвидности предприятия в связи с возможным ее списанием на уменьшение финансовых результатов организации, а следовательно, к возможному возникновению убытков.

     Проведенный мной анализ дебиторской задолженности  ООО "Демос-Строй" выявил, что за анализируемый период произошло увеличение дебиторской задолженности на 13091 тыс. руб., в том числе в основном за счет увеличения прочей  дебиторской задолженности на 13, 59 %, что может расцениваться отрицательно, так как это ведет к росту риска не платежей.

     Хотелось  бы отметить, что по данным Федеральной  службы государственной статистики по УР в период с 2005 по 2009 год произошло значительное увеличение дебиторской задолженности крупных и средних предприятий, о чем свидетельствует рисунок 2 [22].

      

               

Рисунок 2.- Динамика дебиторской задолженности  крупных и средних предприятий  по УР

      Влияние финансового кризиса в России на себе ощутили практически все  предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета.

      За  последние три года на крупных  и средних предприятиях в РФ произошло  увеличение просроченной дебиторской  задолженности в среднем на 1-2 % (по данным Федеральной службы государственной статистики). Это связано с тем, что в период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. показатели финансово-экономической деятельности  ухудшились, включая коэффициенты текущей ликвидности, финансовой независимости, обеспеченности собственными оборотными средствами и финансовой устойчивости, которые снизились по причине роста привлечения в оборот заемных средств.

Таким образом, можно сделать окончательный  вывод о том, что за анализируемый  период в целом по стране наблюдаются негативные тенденции, связанные большей частью с экономическим кризисом в стране, тормозящие экономический рост и развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Направления совершенствования  управления дебиторской  задолженностью предприятия

2.1 Общая  характеристика анализируемого предприятия

     Общество  с ограниченной ответственностью "Демос-Строй", именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.

     Общество  является юридическим лицом и  строит свою деятельность на основании  настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

     Полное  фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Демос-Строй". Сокращенное наименование: ООО "Демос-Строй".

     Данное  предприятие осуществляет свою деятельность с 2003 года. Место нахождения Общества: г. Ижевск, ул. Маяковского, 43, Строительная база «Южная», склад №10

     Общество     является     коммерческой     организацией, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки.

     Общество  является собственником принадлежащего ему на праве собственности имущества и денежных средств, отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования