Управление человеком и управление группой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.
Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Содержание

Введение

1. Управление человеком

1.1. Индивидуальные особенности поведения

1.2.Психические процессы

1.3. Психические состояния и свойства

2. Управление группами

2.1. Понятие групп и их значимость

2.2. Способы управления группами

2.3. Развитие неформальных организаций и их

характеристики

2.4. Управление неформальной организацией

Заключение

Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат (2).docx

— 72.71 Кб (Скачать)

     Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью, а высокая степень одаренности - талантом.

     Различают способности общие и специальные.

     К общим способностям относят такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, рассудительность.

     К специальным — свойства памяти, имеющие значение для определенного вида деятельности. Например, математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу), изобразительные способности (чувство пропорции, ритма), организаторские и т.п.

     Общие и специальные способности взаимосвязаны. Они образуют единую систему —  психику личности.

     Способности не являются врожденными. Врожденными  признаются лишь задатки или так  называемые анатомо-физиологические  особенности организма. Сами же способности  складываются лишь в процессе овладения  той деятельностью, для которой  данная способность необходима. Проблема способностей — проблема индивидуального  развития. Определяющее значение для  способностей имеют условия жизни  человека и его взаимоотношение  с окружающим миром.

     Способности формируются на базе тех или иных особенностей познавательных процессов  и включают также эмоциональные  и волевые качества (чувства, старание, сосредоточенность, склонность и т.п.).

     Проблема  способностей — проблема индивидуального  развития. Это развитие должно учитываться  в профориентации, при определении  выполняемых функций.

     Всякая  деятельность предъявляет многосторонние требования к человеку. Например, способность  к организаторской деятельности представляет собой совокупность определенных интеллектуальных и эмоционально-волевых  свойств. Талантливый организатор  наблюдателен, быстро и точно ориентируется  в обстановке и прежде всего в  людях, умеет найти для каждого  его дело и место. Человек, способный  к организаторской деятельности, обладает решительностью и твердостью, необходимыми для достижения целей  управления, и рядом других свойств.

     Способности обнаруживаются, проявляются и развиваются  в процессе соответствующей деятельности. Поэтому они органически связаны  со знаниями, умением, навыками и привычками человека. С другой стороны, приобретение знаний, формирование умения и овладение  навыками зависят от наличия способностей.

     Обычно  в системе приобретения опыта  любой человек может овладеть минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими  с разным темпом и качеством. Там, где один "все схватывает на лету", другой тратит много сил. Один достигает  высокого мастерства, другой едва дотягивает до уровня "середнячка".

     Многосторонняя  деятельность фирмы всегда требует  большого разнообразия способностей. Совокупность способностей - это огромный и важный потенциал фирмы. Его  развитие и рациональное использование  являются залогом успеха в решении  экономических и организационных  задач управления.

     Направленность

     Важнейшим психическим свойством, характеризующим  человека, является направленность его  деятельности и поведения.

     Направленность  определяет цели, которые ставит перед  собой человек, стремления, которые  ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует, интересы, которыми он руководствуется в своей  деятельности.

     Направленность  человека во многом определяет его  поведение, его образ жизни. В  основе направленности лежат потребности, удовлетворение которых связывается  с различными эмоциями.

     Характер

     Характер (греч. "отличительная черта", "признак") — одно из главных психических  свойств человека.

     Характер — это совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых психических состояний и свойств человека, типичных для него и систематически проявляющихся в его действиях и поступках.

     Для описания характера конкретного  человека можно воспользоваться  следующими полярными характерологическими чертами (психическими образованиями):

     принципиальность - беспринципность;

     организованность - беспорядочность;

     самокритичность - несамокритичность;

     переоценка  своих сил - недооценка;

     бережливость - расточительность;

     доверчивость - подозрительность;

     непринужденность - скованность;

     тактичность - бестактность;

     трудолюбие - лень;

     уверенность - неуверенность;

     аккуратность - неряшливость;

     отзывчивость - равнодушие;

     Характер  — результат пройденного человеком  жизненного пути, влияющий и на дальнейшую жизнь в той мере, в какой  она зависит от него самого.

     Характер  человека — это его судьба. Он определяет линию поведения человека, его отношение к делу и к  вещам, к другим людям и к самому себе.

     Несмотря  на многообразие индивидуальных черт характера, между ними существует некоторая  общность, которая позволяет разделить  их на следующие группы:

     1. Общие черты характера (принципиальность, честность, целеустремленность и  т.д.).

     2. Отношение к труду (трудолюбие, лень и т.д.).

     3. Отношение к другим людям (общительность,  замкнутость и т.д.).

     4. Отношение к себе (скромность, самомнение  и т.д.).

     Отношение к людям. В отношении к людям  проявляются такие черты характера, как общительность, тактичность, вежливость. В противоположность им выступают  грубость, зависть, стремление переложить работу на других. Такие люди, как  правило, постоянно недовольны, противопоставляют  себя коллективу, критически настроены.

     Отношение к самому себе. Здесь характерны такие черты, как чувство личного  достоинства, трезвой самооценки, скромность и самодисциплина. Некоторые люди имеют повышенное самомнение, приводящее к чванству, высокомерию, хвастовству. Такие люди обычно неуживчивы в коллективе, часто создают конфликтные ситуации. Однако не желательна и другая крайность - недооценка себя, робость в высказывании своих позиций и взглядов.

     При управлении поведением человека нужно  знать его характер и умело  использовать отдельные его черты. 
 

 

      2. Управление группами

     2.1 Понятие групп и их значимость

 

     Группой называется ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального  целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития, и т.д.). По различным признакам  группы классифицируются на малые и  большие, реальные и условные, развитые и низкоразвитые и т.д. Однако основной принцип классификации  группы - это степень или уровень  ее развития.

     Каждый  из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы – члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников  жены или мужа и т.д. Большинство  людей принадлежит также к  нескольким группам друзей – кругу  людей, которые довольно регулярно  видятся друг с другом. Некоторые  группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему экзамену. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или даже на внешнее окружение. Примером таких групп могут быть объединения школьников-подростков.

     По  определению Марвина Шоу, «группа  – это два лица или более, которые  взаимодействуют друг с другом таким  образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».

     Формальные  группы. Исходя из определения Шоу, можно считать, что организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

     Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это – формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.

     В организации существует три основных типа формальных групп:

  • группы руководителей;
  • производственные группы;
  • комитеты.

     Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.

     Второй  тип формальной группы – это  рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как «Хьюлетт-Паккард», «Моторола», «Техас Инструментс» и «Дженерал Моторс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании «Техас Инструментс» (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.

     Третий  тип формальной группы – комитет.

     Все командные и рабочие группы, а  также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

     Неформальные  группы. Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.

     Начало  исследованию неформальных групп было положено знаменитой серией экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо. Пусть и не безупречные, эти эксперименты оказали воздействие на понимание руководителями факторов поведения.

Информация о работе Управление человеком и управление группой