Управление человеком и управление группой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.
Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять.

Содержание

Введение

1. Управление человеком

1.1. Индивидуальные особенности поведения

1.2.Психические процессы

1.3. Психические состояния и свойства

2. Управление группами

2.1. Понятие групп и их значимость

2.2. Способы управления группами

2.3. Развитие неформальных организаций и их

характеристики

2.4. Управление неформальной организацией

Заключение

Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат (2).docx

— 72.71 Кб (Скачать)

     Побуждением волевого действия могут быть как  собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход  к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые  препятствия.

     К основным волевым качествам относят  следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство  и другие.

     Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

  • одни ждут указаний что и как делать;
  • другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

     Автономность  волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

     Но  еще труднее, если в коллективе имеется  группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость  и негативизм. Они не могут подчинять  свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

     Жизнь постоянно ставит перед человеком  множество задач, которые требуют  своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность — это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

     Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково  упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение  до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные  внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

     В отличие от настойчивости человек  может проявлять отрицательное  качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

     Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

     Нормальная  система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных  процессов возбуждения и торможения).

     Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые  приобретаются в первую очередь  самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка.

     Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно  тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней:

  • начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия;
  • чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман);
  • трудности должны преодолеваться для достижения больших целей;
  • принятое решение должно быть исполнено до конца;
  • отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели;
  • соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли;
  • систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли;
  • успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков;
  • для воспитания воли важно самовнушение.

     Постоянное  воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования  личности для достижения цели.

 

      1.3 Психические состояния и свойства 

     Состояние психики человека (психическое состояние) можно характеризовать совокупностью  психических процессов, которые  имеют место в некоторый момент времени. Говорят о состоянии  умственной деятельности, о различных  настроениях, о мобилизации или  расслаблении воли, о поведении и  действиях человека.

     Психические состояния энергетически мобилизуют и активизируют организм для действий, соответствующих этим состояниям. Наиболее эффективным влиянием на поведение  человека будет такое, когда оно  воздействует комплексно: на сознание, на чувства и на волю человека одновременно.

     Рассмотрим  такие важнейшие состояния психики, как внимание, вдохновение и дисциплинированность.

     1. Сосредоточенность и направленность  психической деятельности человека (мыслей, зрения и слуха) на  определенный объект называют  вниманием. Характеристики внимания: устойчивость, объем, распределенность, возможность переключения. Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) сосредоточение внимания на каком-либо объекте. Внимания требует самая разнообразная деятельность человека. Это важнейшее состояние психики, которое способствует успехам во всех видах деятельности.

     2. Психическое состояние, при котором  благоприятно сочетаются и эффективно  протекают познавательные, эмоциональные  и волевые процессы называется  вдохновением. Благодаря вдохновению наиболее успешно протекает мыслительная деятельность и волевая активность человека. Вдохновение способствует подъему работоспособности и ослаблению чувства усталости; человек испытывает при этом большое чувство радости. Такое состояние облегчает труд и делает его жизненно важной потребностью.

     3. Дисциплинированность определяется сознательным подчинением своего поведения сложившимся в обществе законам, правилам, нормам морали. Состояние дисциплинированности способствует благоприятному протеканию психических процессов. На это состояние основное влияние оказывают волевые качества, но оно несет на себе следы познавательных и эмоционально-чувственных процессов (уровень знаний, чувство долга и другие качества).

     Но  не всегда условия труда складываются благоприятно. Актуальны и другие состояния: эмоциональная депрессия, растерянность, отчаяние, печаль, аффект и другие. Настроения людей (состояния  радости, воодушевления, веселья или  повышенной возбужденности, нервозности, раздражительности и прочие) оказывают  сильное влияние на работоспособность  людей.

     Практика  управления дает, к сожалению, немало примеров, когда служебные вопросы  решаются в состоянии повышенного  эмоционального напряжения, а то и  взрыва.

     Психические свойства. Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество).

     Психические свойства не являются чем-то раз и  навсегда данным человеку при его  рождении. Они могут изменяться и  развиваться, пока человек живет  и совершенствуется.

     К основным психическим свойствам  относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.

     Типы  темпераментов. Нервная система человека может характеризоваться свойствами: интенсивности (силы), подвижности (динамики) и управляемости. Индивидуальные свойства человека, определяющие особенности протекания его психических процессов и поведения, называют темпераментом.

     Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обу словленная совокупность динамических проявлений психики. Он определяется способностями возбуждения и  торможения психических процессов  и их соотношениями.

     Термин "темперамент" был введен еще  в Древней Греции. С тех пор  человечество знакомо с четырьмя типами темперамента.

     Известны  описания различных типов темпераментов.

      Холерик — это явно боевой тип, задорный, быстрый, порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому.

      Сангвиник — активный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть имеется постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Инициативен, но в решениях часто несобран.

      Флегматик — спокойный, всегда ровный со слабым выражением чувств, настойчивый и упорный труженик жизни. Эмоции слабо выражены и устойчивы. Осторожен, рассудителен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

      Меланхолик — это явно тормозной тип нервной системы. Все эмоции внутри, это, как правило, его переживания. Из-за повышенной впечатлительности каждое явление жизни становится тормозящим его агентом; раз он ни во что не верит, ни на что не надеется — во всем видит и ожидает только плохое и опасное. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях.

     Тип нервной системы, а значит, и темперамент, - врожденное свойство, которое, однако, может меняться в зависимости  от условий жизни. Нет ярко выраженных чистых темпераментов. Есть лица, у  которых преобладает определенный темперамент, но им присущи и черты  другого темперамента. Но нельзя темперамент  изменить на противоположный. Нельзя говорить о "плохих" и "хороших" темпераментах, а вести речь можно лишь о существовании  разных способов поведения и деятельности.

     Оценка  людей по типам темперамента дает в руки руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения  эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и блокировать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать  тактичностью и сдержанностью. Инерции  флегматика лучше всего противопоставить активность. А эмоциональность и  пессимизм меланхолика можно  нейтрализовать оптимистичностью.

     Рассмотрим, как выполняется задание по разработке документа людьми различного типа темпераментов. Психологами замечено следующее. Меланхолики  при составлении какой-либо деловой  бумаги тратят много времени на обработку  черновиков, их проверку и исправление. Сангвиники, наоборот, пишут черновики  сокращенно или вовсе их не пишут. Холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки. Флегматики могут не замечать течение времени  и запаздывать с завершением  задания.

     Все это нацеливает руководителя на учет индивидуально-психологических особенностей своих подчиненных, то есть осуществлять индивидуальный подход.

     Способности

     Способности — это совокупность таких психических  свойств, которые характеризуются  скоростью и результативностью  овладения той или иной деятельностью. Особенно заметно способности обнаруживаются в склонностях к определенному виду деятельности, в темпах овладения ею, в количестве и качестве результатов труда и в их оригинальности (техническое воображение для конструктора; музыкальный слух для музыканта и т.п.)

Информация о работе Управление человеком и управление группой