Управление человеческими ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – пути совершенствования управления человеческими ресурсами на предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами организации.
1.1 Управление человеческими ресурсами организации.
1.2 Управление кадрами.
2.Управление человеческими ресурсами за рубежом.
3. Совершенствование управления человеческими ресурсами на ЧПТТ и СТ.
Заключение
приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовик_1.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

управления.

  Кадры управления. К кадрам управления относят ту часть работников организации, которая выполняет какие-либо функции в системе управления этой организацией. Кадры — это работники, занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала. Кадры управления способны в силу своих профессиональных знаний, навыков и опыта руководить действиями всех работников организации.

  Так как понятие «кадры управления» может относиться не только к кадрам производственной сферы, то иногда говорят «хозяйственные кадры».

  В современных условиях роль кадров управления существенно возрастает. Обостряющаяся конкуренция и необходимость освоения нововведений увеличивают число вариантов хозяйственных решений и усложняют как проблему их выбора, так и пути их реализации. Длительность хозяйственных процессов, отдаленность последствий принимаемых решений, возрастание значения неэкономических аспектов управления (социальные факторы, проблема охраны окружающей среды и т.д.) усиливают ответственность хозяйственных кадров за качество, обоснованность, эффективность

принимаемых решений.

  Вместе  с тем расширяются и возможности  кадров управления. Новые методы хозяйствования, новые информационные технологии позволяют им эффективно решать новые проблемы.

  Без соответствующих кадров невозможно реализовать нововведения в управлении, поэтому меры по совершенствованию управления должны дополняться, закрепляться и развиваться в формах и методах определенной кадровой политики. Необходимо добиваться соответствия кадров управления задачам развития организации.

         Подбор кадров.

      Подбор  кадров – изучение их пригодности  для выполнения функциональных обязанностей и заключение с отобранными кандидатами трудового договора. Этот процесс включает в себя профессиональную ориентацию молодежи на основе профессиограмм и индивидуального собеседования (в специальных центрах при службах занятости или на крупных предприятиях) и профессиональный отбор с помощью анализа  соответствующих документов, тестов и испытаний (стажировки) на работе.

      В современных условиях фирма обычно требует от кандидатов ксерокопии паспорта, трудовой книжки, документов об образовании, а также резюме, отражающие основные этапы биографии, образования и трудового стажа (служебной карьеры) с пояснением характера выполнявшейся работы, достигнутых успехов и места, на которое кандидат претендует. Для управляющего требуется личностная и деловая самохарактеристика с описанием основных черт характера, оценкой состояния здоровья и деловых планов.

Подбор  кадров включает три этапа:

  • предварительный отбор кандидатур на основании поданных документов;
  • интервью с сотрудником отдела кадров (психологом);
  • собеседование с потенциальным руководителем (бригадой).

      В первую очередь набираются молодые, энергичные, образованные и надежные люди, заинтересованные в длительной, высокооплачиваемой и интересной работе, готовые к интенсивному труду  и постоянному повышению квалификации.

        Небольшие и средние фирмы прибегают к помощи независимых центров оценки персонала и кадрового маркетинга, которые прогнозируют появление новых профессий, этапы их распространения, определяют требования к кандидатам. До 15% рабочих с трудом осваивают профессии из-за их несоответствия психофизическим качествам и каждый третий из-за этого уходит с работы.

      Для повышения своих шансов на рынке  труда работник должен вести свой послужной список, осваивать запасные профессии, иностранные языки, быть готовым к смене рабочего места. Прежде чем открыть свое дело, следует накопить опыт в качестве ученика, стажера, рядового работника, управленца и т.д.

      Для успешного управления человеческими ресурсами  принципиально важны не только внимание ко всем человеческим ресурсам организации и не только забота о кадрах управления как части этих ресурсов, важное  значение для результатов имеет ведущее звено кадров управления — руководитель. 

 

Глава 2.

2.1 Управление сокращением персонала: опыт Великобритании.

     Управленческая практика, прежде  всего западная, выработала достаточно эффективный инструментарий для успешного управления сокращением персонала организации. Опыт управления высвобождением персонала. В Великобритании призван дать представление о том, как там складывается обычная управленческая практика. Возможно, некоторые российские работодатели используют этот опыт с пользой.

Для исследования управленческой практики  в вопросах высвобождения персонала в Великобритании известная  британская  профессиональная организация The Industrial Society провела опрос специалистов по управлению персоналом более чем 600 организаций. Вопросы  коснулись: сокращений штата в последние  5 лет; политики сокращения персонала; критериев отбора кандидатов на сокращение; формы представления и объявления о сокращении; консультаций с профсоюзами относительно производимого сокращения персонала; поддержки сотрудников; аутплейсмента (внутреннего и внешнего);  оценки эффективности услуг по аутплейсменту и других. Результаты проведенного исследования позволили выявить типичную линию поведения британских работодателей в отношении сокращения персонала.

88% организаций  указали, что за 5 лет, предшествовавших  дате опроса (июнь 2001 г.), в них  проводилось сокращение персонала.  Причем  промышленные предприятия  указали на проводимые сокращения в 90% случаев, а организации сферы услуг прибегали к сокращению персонала в 95% случаев.

Прежде  чем приступать к массовым увольнениям  сотрудников, в чьем труде организация  больше не нуждается, руководство может  использовать другие, менее болезненные средства. Для  ухода от сокращения британские работодатели обычно  используют текучесть кадров (не предотвращают ее возникновении – в 66% случаев); приостанавливают текущий найм (60% респондентов); используют внутренние переводы и переобучение сотрудников (60%); поощряют добровольные увольнения (57%); пересматриваю: трудовые отношения с временными работниками (53%); поощряют досрочный выход на пенсию (47%); сокращают объём сверхурочных работ (23%); сокращают рабочее время (6%). Никаких мер по предотвращению сокращения персонала не предпринимают лишь в 4% опрошенных организаций.

   На  вопрос, имеет ли организация, которую  представляет респондент, определённую политику сокращения персонала, большинство опрошенных ответило положительно (84%). 15% респондентов указали на отсутствие какой-либо определённой политики, 1% опрошенных не имел представления о наличии либо отсутствии такой политики в организации. Интересные результаты обнаружили ответы на вопрос о критериях, по которым определяются сокращаемые сотрудники. Респонденты могли указать несколько критериев, используемых в их организациях (рис. 1).

   В Великобритании решение работодателя сократить персонал, используя тот  или иной критерий выбора кандидатур для увольнения, напрямую зависит от наличия (отсутствия) признанного профсоюза как контрагента работодателя в трудовых отношениях. Профсоюз обеспечивает применение критериев, учитывающих показатели эффективности работника, производительности его труда, деловых качеств. При отсутствии профсоюза самым распространённым методом определения кандидатов на сокращение является метод 1ЛРО1, который учитывает только срок трудовым отношений работника с работодателем. Чем меньше этот срок, тем больше вероятность попасть под сокращение. Такой подход считается потенциально дискриминационным, если не применяется наряду с другими критериями. Современная управленческая практика в Великобритании использует критерий ПРО всё реже. Считается, что объективные критерии должны быть основаны на профессиональных показателях работника — уровне производительности труда, оценке компетентности и других.

   Диапазон  применяемых на практике методов  поощрения добровольных увольнений в Великобритании достаточно широк. 

  • Налаживание каналов обратной связи.

   Отсутствие  знаний менеджмента о трудовой мотивации работников обычно ведёт к неэффективному распределению ресурсов организации, применению неадекватных методов воздействия на работников. Поэтому успешные британские менеджеры, объявляя о намерении сократить персонал, ставят целью выявить категорию персонала с наименьшей трудовой мотивацией и в первую очередь работать с ней. Каналы обратной связи обычно налаживаются с помощью использования различных социологических инструментов: обследований, анкетирования, интервью. Функционирование каналов обратной связи на постоянной основе позволяет иметь работодателю своеобразный буфер для последующих решений об увольнении.

  • Проведение аттестации, оценки персоналы.

     При использовании аттестации в качестве инструмента высвобождения, британские работодатели обычно используют один из двух подходов — «жёсткий» и «мягкий». Первый предполагает выявление несоответствия работника занимаемой должности и возможное последующие расторжение с ним трудового договора. Работодатель может спекулировать этим обстоятельством, применяя тактику запугивания. Второй подход корректнее, основан на гласности и открытости информации, полученной в ходе аттестации. Всем работникам объявляются её итоги, но без оргвыводов, а как информация к размышлению. При этом для объявления работнику о его слабых результатах и позициях аттестация может и вовсе не проводиться, а вывод формируется на основе анализа текущей деятельности работников.

  • Предоставление дополнительного компенсационного пакета.

   Это метод именуется в управленческой практике «золотым рукопожатием»). Намеченным к высвобождению работникам, как правило, предлагают дополнительные компенсационные выплаты и выходные пособия, размеры которых значительно выше официально положенных при увольнении. При этом зачастую работодатель избегает необходимости проводить консультации с профсоюзами и получать разрешения от властей на проведение сокращения.

  • Зачисление в кадровый резерв после высвобождения

Если  стратегия управления персоналом (управления высвобождением в частности) реализуется как комплекс долгосрочно-ориентированных мероприятий, то организация готовится к дополнительному набору кадров после прохождения полосы кризиса. В этом случае дальновидные работодатели подготавливают кадровый резерв для последующего набора, в который в первую очередь входят увольняемые работники, так как они предоставят преимущества фактически внутреннего найма (адекватные ожидания друг от друга, низкие расходы на найм, отбор и подбор, на адаптацию).

   Если  решение о сокращении принято, обычно возникает необходимость предварительно уведомить об этом работников. Большинство британских работодателей (83%) предпочитает, чтобы сообщение о сокращении происходило в личной беседе какого-либо должностного лица из службы по управлению персоналом с увольняемым.. Собрания с линейными менеджерами, а также консультации с профсоюзами (либо представительными органами работников) проводят в 66% опрошенных организаций. Широко распространённой процедурой является проведение общеорганизационных собраний, брифингов (54%), причём организации сферы услуг использую! лот коммуникационный канал наиболее часто (в 72% случаев). 17% респондентов угнали, что их организации используют рассылку предупреждений об увольнении по почте, а 6% работодателей используют для этих же целей рассылку по электронной почте.

   При необходимости консультаций работодателей  с профсоюзами чаще всего обсуждаются вопросы о времени и сроках проведения сокращения (75%); критериях отбора кандидатов на сокращение (72%); размере выходного пособия увольняемым работникам (66%); мероприятиях по поддержке оставшегося персонала (22%).

   Подавляющее число британских организаций (97%) проводят мероприятия для поддержки сокращаемого персонала. Наиболее популярными процедурами, применяемыми в каждой второй британской организации, являются: перерывы в течение рабочего дня для самостоятельного поиска работы, обучение на курсах, предоставление дополнительного оплачиваемого выходного для поиска работы или повышения квалификации (89%); проведение тренингов с увольняемыми по развитию навыков эффективной самопрезентации, составления резюме, успешного поиска работы (63%); содействие в трудоустройстве через профессиональные агентства (внешний аутплейсмент) — 48% (рис. 2).

     Вопрос о качестве услуг аутплейсмента, предоставляемых профессиональными агентствами в Великобритании, предназначался респондентами, организации которых проводили сокращения. Оказалось, что только 34% организаций никогда не заказывали подобную услугу. 30% организаций посчитали, что работа с профессиональными агентствами и услуга по аутплейсмент достигла целей организации на момент оказания услуги (12% респондентов отметили, что внешний аутплейсмент очень эффективен). Негативно оценивают качество услуг по аутплейсменту лишь 1% работодателей. Остальные 25% так и не смогли адекватно оценить результативность внешнего аутплейсмента. Услуги по аутплейсменту в Великобритании обычно оплачиваются предварительно и обходятся работодателю по-разному, достигая иногда 25% годового оклада увольняемого работника. Тем не менее, большинство британских работодателей считает затраты на аутплейсмент экономически оправданными (рис. 3).

Информация о работе Управление человеческими ресурсами