Управление ассортиментом торгового предприятия малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются такие задачи как:
раскрыть сущность понятия, структуру управления ассортиментом предприятием;
провести анализ товарного ассортимента И.П. Марин А.И.;
выработать рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы формирования и управления ассортиментом торгового предприятия
1.1. Товар и товарный ассортимент _____________________________6
1.2. Структура ассортимента __________________________________7
1.3. Управление ассортиментом _______________________________8
1.3.1. Критерии формирования товарного ассортимента
предприятий ____________________________________8
1.3.2. Формирование расширенного ассортимента предлагаемой
продукции ______________________________________11
Глава 2. Формирование товарного ассортимента на предприятии
ИП Марин А.И.
2.1. Краткая характеристика предприятия Марин А.И. __________15
2.2. Формирование ассортиментной политики в Марин А.И. _____18
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности по управлению ассортиментом на предприятии Марин А.И..
3.1. Предложения по совершенствованию ассортиментной политики на предприятии Марин А.И. . ___________________________________20
3.2. Оценки экономической эффективности разработанных предложений ____________________________________________________21

Заключение _____________________________________________________24
Список литературы ______________________________________________26

Работа содержит 1 файл

moya_kursovaya.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Угрозы:

  • конкуренты;
  • нестабильность - высокая зависимость от продаж;
  • экономическая ситуация;
  • налоговая база.

Сильные стороны:

  • цена ниже, чем у конкурентов;
  • производятся дополнительные услуги для клиентов (доставка товара на дом);
  • качество обслуживания покупателей.

Возможности:

  • сотрудничество с постоянными клиентами;
  • минимальная зависимость от других предприятий;
  • привлечение новых клиентов;
  • делегирование полномочий;
  • развитие розничной торговли.

 

2.2. Формирование ассортиментной политики в ИП Марин А.И.

ИП Марин А.И. занимается оптово - розничной продажей продуктов питания. Ассортимент рассчитан на все слои населения, т.к. продукты питания считаются продуктами первой необходимости.

ИП Марин А.И. предлагает достаточно широкий ассортимент мучных, макаронных изделий различных поставщиков, консервов, а также продажей сахара и муки.

Организацией труда занимается директор, а также осуществляют своевременное пополнение ассортимента, составление графиков выхода на работу сотрудников, контроль над ними.

Большой выбор поставщиков  увеличивает конкурентную способность  сети. Проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.

Как известно, одно из принципиальных положений науки об управлении - управлять можно только тем, что  измеримо. Значит, оценивая показатели ассортимента, ими можно эффективно управлять.

Ассортиментный перечень товаров предприятия ИП Худеньких Е.Н.:

  • макаронные изделия;
  • сахар, мука;
  • консервы;
  • крупы.

Система формирования ассортимента состоит из этапов:

  • определение текущих и перспективных нужд потребителя;
  • анализ способа использования продукции и особенностей поведения покупателя;
  • анализ аналогов конкурентов;
  • критическая оценка изделий предприятия с позиции покупателей;
  • выяснения, каким изделием дополнить ассортимент;
  • оценка имеющегося ассортимента, планирование ассортимента и управление им.

 

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности по управлению ассортиментом

на предприятии ИП Марин А.И.

 

3.1. Предложения по совершенствованию ассортиментной политики на предприятии ИП Марин А.И.

 

Основным недостатком  ассортиментной политики предприятия ИП Марин А.И. является неполная широта и глубина ассортимента продукции. Можно сформулировать следующие рекомендации руководителю по совершенствованию деятельности по управлению ассортиментом предприятия.

  1. Поставить цель. В данном случае расширение ширины и глубины ассортимента.
  2. Предприятие может расширить уже существующие ассортиментные группы, в частности, группы макаронных и мучных изделий. Это позволит ИП Марин А.И. позиционировать себя на рынке в качестве поставщика полного ассортимента товаров и увеличить свою долю на рынке. Кроме этого необходимость расширения ассортимента обусловлена наличием конкурентов, а также потребителей заинтересованных в более широком ассортименте товаров. Перспективность расширения групп связана с тем, что активность населения в этой области остается высокой и, возможно, продолжит свой рост в будущем [17].
  3. ИП Марин А.И. может также увеличить количество вариантов каждого из имеющихся видов мучных продуктов, то есть углубить свой товарный ассортимент.
  4. Рано или поздно с проблемой обновления и расширения ассортимента сталкивается любое производство. Что производить и какими техническими средствами - это коренные вопросы, решаемые как при организации нового производства, так и при развитии уже сложившегося производственного комплекса при обновлении ассортиментного ряда. Некоторые пути решения вопросов, связанных с расширением ассортимента выпускаемой продукции:
    • увеличение выбора тары и упаковки при сохранении марочного состава;
  • появление новых марок (модификаций) продукции с упором на специальное применение;
  • изменение марочного состава (модификаций) продукции (с изменением качества и технических требований);
  • новые виды продукции.  
  1. Контролировать результаты каждого этапа внедрения проекта.
  1. После стадии этапа внедрения необходимо просмотреть эффективность проекта в течение 2-х месяцев.

Качественное выполнение данных рекомендаций способствует получению  расчетного эффекта от внедрения  разработанных нововведений в установленные  сроки и с соблюдением проектного уровня затрат.

Рассмотренные мероприятия  носят стратегический характер, требуют значительных капиталовложений и сроков реализации. Они способны принести ожидаемый эффект в перспективе [17].

 

3.2. Оценки экономической эффективности

разработанных предложений

Анализ объема продаж позволяет сделать выводы о том, что самая высокая доля объема реализации приходится на сахар и муку (65,1%), поэтому именно это направление является наиболее привлекательным, следовательно, требует от директора постоянного контроля и повышенного внимания, чтобы объем продаж и прибыль данной товарной линии резко не сократился. Доли мучных и макаронных изделий составляют примерно 18,2% и 16,7% от общего объема продаж.

Ассортиментный перечень товаров ИП Марин А.И. представлен в таблице 1.

Таблица 1

Оценка ассортимента товаров ИП Марин А.И.

 

Наименование

 

Наименование

товара

Количество

разновидностей

товара

1. Крупы

овсяная, ржаная, рисовая, гречневая, ячменная, 5 злаков, по различным добавкам, манная крупа, полтавская и перловая крупы, крупа Артек, отруби

11

2. Сахар, мука

сахар разных производителей, мука 1 и  высшего сорта 

4

3. Макаронные изделия

вермишель, лапша, рожки, спираль, крученка

10

4. Консервы

сгущенка, рыбные и т.д. 

 

20


 

Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является  коэффициент устойчивости, определяемый по «формуле (1)» [17].

                                         Оn

                       Ку = 1 - --------- ;     (1)

                                        n x a

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

      

О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в

продаже в момент проверок (из предусмотренных

разработанным ассортиментным перечнем товаров);

a - количество разновидностей  товаров, предусмотренных разработанным

ассортиментным перечнем;

n - количество проверок.

Одним из показателей, характеризующим  ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для продовольственной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,90.

На основании данных таблицы 1, мы рассчитали коэффициент устойчивости товарного ассортимента ИП Марин А.И.. Период анализа – 1 год (2006). Количество проверок (n) проводилось 4 раза. Количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров) - 40. Тогда по формуле (1) и данными таблицы представленными выше коэффициент устойчивости составил 0,78.

 

 

Заключение

Розничная торговля –  одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях розничной  торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Анализ ассортиментной политики предприятия ИП Марин А.И. показал, что данная политика далека от совершенства.

Проведена оценка возможных  путей улучшения управления ассортиментом предприятия. Четкий организационный механизм необходим в условиях перестройки для повышения эффективности управления ассортиментом.

Постоянное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Одним из важных принципов  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного  спроса соблюдение этого принципа имеет  первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На основе анализа  показателей  ассортимента предприятия ИП Марин А.И. сделаны следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

 

 

Список литературы

 

Специальная научная  литература

  1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 2003.
  2. Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г., и др. Торговое дело: экономика и организация. –М: ИНФРА-М, 2007.
  3. Весин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. - М: Триада.Лтд, 2006.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М: Гардарики, 2003.
  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - Москва, 2000.
  6. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 2008.
  7. Зотов В. Ассортиментная политика фирмы. Учебник – М: Эксмо, 2006.
  8. Лебедев О.Т., Филлипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 2005.
  9. Леви М., Бартон А.. Основы розничной торговли. - Москва, 2001.
  10. Мескон М.Х.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М: "Дело", 1997.
  11. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М: "Финансы и статистика", 2003.
  12. Плиханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2000.
  13. Федько С.А., Федько В.П. Основы маркетинга. - Москва, 2002.
  14. Юккель Х., Хеллер О. и др. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. – М.: Наука, 2004.
  15. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2001.
  16. Осадчая О.П., Толстов И.В., Прокопьев А.В. Формирование ассортиментной политики и производственной программы // ЭКО. – 2003. - №12. – с.16.

Информация о работе Управление ассортиментом торгового предприятия малого бизнеса