Управление ассортиментом торгового предприятия малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются такие задачи как:
раскрыть сущность понятия, структуру управления ассортиментом предприятием;
провести анализ товарного ассортимента И.П. Марин А.И.;
выработать рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики.

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы формирования и управления ассортиментом торгового предприятия
1.1. Товар и товарный ассортимент _____________________________6
1.2. Структура ассортимента __________________________________7
1.3. Управление ассортиментом _______________________________8
1.3.1. Критерии формирования товарного ассортимента
предприятий ____________________________________8
1.3.2. Формирование расширенного ассортимента предлагаемой
продукции ______________________________________11
Глава 2. Формирование товарного ассортимента на предприятии
ИП Марин А.И.
2.1. Краткая характеристика предприятия Марин А.И. __________15
2.2. Формирование ассортиментной политики в Марин А.И. _____18
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности по управлению ассортиментом на предприятии Марин А.И..
3.1. Предложения по совершенствованию ассортиментной политики на предприятии Марин А.И. . ___________________________________20
3.2. Оценки экономической эффективности разработанных предложений ____________________________________________________21

Заключение _____________________________________________________24
Список литературы ______________________________________________26

Работа содержит 1 файл

moya_kursovaya.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов:

  • обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей;
  • рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка;
  • обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям);
  • обеспечение устойчивости ассортимента товаров;
  • одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам.

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемого контингента покупателей [13, с. 322-333].

 

1.3.2. Формирование  расширенного ассортимента предлагаемой  продукции

Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным  и надежным средством обеспечения  устойчивости торгового предприятия.

Увеличение массы продаваемых  товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе  которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой  функционирует торговое предприятие.

Ассортиментная политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

Расширение ассортимента подразумевает  внедрение в продажу новых  товарных групп, видов, моделей, которое  сопровождается предварительным просчетом  необходимости и эффективности  этого внедрения.

В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

С целью достижения максимальной прибыли  при полном удовлетворении потребностей покупателей работники розничной  торговли обязаны учитывать множество  общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы.

К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов [7, с. 26].

В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Для этого считаем возможным использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп  и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" - около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50% (рис. 1).

Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории  по каждому критерию. Нами в качестве критериев оценки выбраны прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.

Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении  категорий "А", "В", "С" в  соответствии с условиями АВС-анализа.

Рис. 1. Графическое представление распределения товаров

на области А, В, С [16]

Анализ результатов необходимо произвести в следующей последовательности. Расположить товарные группы в порядке убывания прибыли. В категорию "А" включить товарные группы, которые в сумме дают около 70% прибыли, в категорию "В" - 25% прибыли, в категорию "С" - 5% прибыли.

Для каждой категории  подсчитать общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определим их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим сделать вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.

В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, сделать подобные действия по другому критерию - товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, проранжировать и разбить на категории по издержкам.

В то же время следует  предусмотреть, что торговый ассортимент  должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь  максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса.

Наибольшую прибыль  розничная торговля получает в промежутке времени, когда в ассортименте преобладают  товары, находящиеся в стадии роста  и зрелости, однако, при этом в  наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на рынке, а также товары, спрос на которые падает. Наличие товара определенного вида в ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую "точку безубыточности".

АВС-анализ проводится на основе статистических данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Следует отметить, что АВС-анализ является инструментом совершенствования ассортимента товаров, а не формирования его изначально. 

Наиболее простой путь разнообразия ассортимента это разнообразие тары и оформления продукции. Еще один путь - это разработка и выпуск модификаций известной продукции. Наиболее сложный путь - это разработка новых продуктов, которая требует серьезных и глубоких знаний по предмету производства, по свойствам выпускаемой продукции и особенностям её применения. Этот путь чаще всего связан со значительными затратами на его осуществление [16].

 

2. Формирование товарного  ассортимента на предприятии  ИП Марин А.И.

 

2.1. Краткая  характеристика предприятия ИП Марин А.И.

Предприятие ИП Марин  А.И было основано в 2008 году. Занимается оптово - розничной продажей продуктов  питания.

ИП Марин А.И осуществляет деятельность на основании Свидетельства  о постановке на учет в налоговый  орган (Приложение 1).

Предприятие является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет печать, расчетный и иные счета в банке.

Индивидуальный  предприниматель несет ответственность  по своим обязательствам только своим  имуществом.

Основными видами деятельности предприятия является оптовая и розничная  продажа продуктов питания, таких как:

  • сахар;
  • соль;
  • мука;
  • подсолнечное масло;
  • макароны;
  • крупы.

Полный перечень товаров  представлен в прайс – листе (Приложение 2). Вся продукция, поступающая в торговлю, сертифицирована и соответствует ГОСТам.

Предприятие сотрудничает только с надежными поставщиками и заводами производителями с традиционными классическими технологиями, также наработана клиентская база. Основные компании, с которыми работает предприятие: ООО «Пастарель», ООО «Нео-Фуд», ООО «Соболь», ООО «Пермский кондитер», Мукомольный завод, ООО «Данилиха», ООО «Бест-Пермь», ООО «Славянский вкус», ООО «Линия 7» ООО «ПермьАгроСтрой» ООО «Союз», ИП Кашапов, ИП Кайгородов, ИП Худяков, ИП Ферягин и др.

Миссия предприятия - удовлетворение потребительского спроса, завоевание популярности и доверия у покупателей, а также завоевать определенную нишу на рынке продуктов питания.

Так же предприятие  нацелено на приобретение нового оборудования, улучшение условий труда и  быта членов трудового коллектива.

Предприятие располагает складом размером в 100кв. м. арендует помещение на базе ОПТпродторга, на территории находится множество складов с оптовой и розничной продажей продуктов питания.

Склад расположен по адресу: ул. Героев Хасана 98 склад ОПТ №4.

Ценовая политика предприятия зависит от конечного планового результата. Основными пунктами в ценовом планировании является:

  • обеспечение выживаемости;
  • увеличение объёмов продаж;
  • завоевание, удержание и увеличение доли рынка;
  • обеспечение стабилизации цены;
  • создание ценового противостояния конкурентам;
  • обеспечение максимальной прибыли.

Цены продукции, реализуемые  со склада, устанавливаются с наценкой от 5 до 12% от закупочных цен.

Оплата труда работников в ИП Марин А.И. сдельно-премиальная и зависит от количества проработанных смен.

Отбором, набором и  подбором персонала занимается директор фирмы.

На предприятии почти  нет текучести кадров, т.к. по сравнению  с другими предприятиями его  работники получают регулярно соответствующую  заработную плату с учетом премий.

На предприятии существует дополнительная услуга для клиентов, такая как доставка на дом сахара и муки.

На сегодняшний момент предприятие пользуется рекламой в  СМИ, что позволяет привлечь потенциальных  клиентов, и, следовательно, увеличить  объем продаж.

На рисунке представлена структура управления (рис. 2). Предприятие имеет линейную модель организационной структуры.

Предприятие возглавляет  директор, зам. Директора организует всю работу предприятия, представляет предприятие во всех учреждениях  и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает банковские счета для предприятия.

 


  


 


 


 



 

 

Рисунок 2. Организационная  структура предприятия                                 ИП Марин А.И

Ввиду весьма ограниченного  количества персонала предприятия, все распоряжения отдаются в устной форме зам. директором фирмы               Мариной С.В.

Все документы без  исключения направляются к зам. директору  фирмы, а затем он решает порядок  их хранения или уничтожения.

Принцип построения организационной  структуры управления сознательно  выбирал такую схему директор фирмы, так как предприятие мало и эта схема оптимальна в контроле и управлении сотрудниками.

Можно выделить слабые и  сильные стороны предприятия  ИП Марин А.И.

Слабые стороны:

  • все проблемы и вопросы решает сам руководитель;
  • персонал (отсутствует взаимозаменяемость сотрудников и соц. пакет);
  • продвижение товара (мало известен потребителю);
  • почти полное отсутствие условий для розничной торговли;
  • место нахождения склада.

Информация о работе Управление ассортиментом торгового предприятия малого бизнеса